Свобода и Человеческий образ жизни
Человек только тот, кто свободен. Настолько Человек, насколько — свободен. Трава не может быть не травой, животное есть только то, что задано ему генетически и вставлено от воспитания. Во мне тоже есть куча предопределенного, и если я иду по пути наименьшего сопротивления, живу естественно, природосообразно — я трава. А если я становлюсь выше, начинаю быть хозяином своей души и жизни, приобретаю свободу — я уже Человек.
Свобода — это не просто случайное слово, не абстрактное понятие. Количество моей свободы (или количество моих несвобод) вполне операциональная, почти измеряемая характеристика. И на ее основе можно говорить совершенно конкретно о том, кто из нас и в каком отношении Человек больше, а кто — меньше Человек. Кое-что видно просто на глаз.
Иллюстрации
Для тренировки глаза можете сами отнестись к некоторым портретам.
Вот — Вася. Вася толстый, потому что любит много кушать.
Он не может не есть, ну потому что — очень хочется!
У Васи попа, пузо и одышка, потому что он не любит заниматься спортом.
«Ну никак не могу себя заставить!»
Еще он любит спать, спать с женщинами, пить пиво с мужиками и играть в компьютерные игры. А также орать, злиться и спорить.
А вот Сережа — тихий и добрый человек, который и мухи не обидит. Но и не поймает.
Он любит помогать людям, делает это постоянно и бестолково, потому что по жизни он — совершенно беспомощное существо. «Сережа, ты умеешь говорить громко? — (тихо) Нет... — А двигаться, ну хотя бы руками двигать быстро, энергично и резко? — Вот так? (неловко и слабо) — Нет, Сережа, не так...» — Я люблю Сережу, но при том грузе несвободы, при том количестве запретов, который он носит у себя на душе и теле, в качестве Человека он реализует себя по минимуму.
Татьяна, напротив, энергична, но энергичнее всего у нее звучат фразы: «Я не могу его забыть!», «Ну как я могу радоваться, когда!..» и «Это выше моих сил!»
Чем больше человек говорит «Не могу», тем меньше у него свободы. И тем меньше он — Человек.