Поколение на горошине: рожденные после 1989 года как новый вид людей

13 августа 2020 г., 07:28

Автор: Тата Олейник, ​​​​​​​заместитель главного редактора журнала Maxim

Такие ранимые и вместе с тем такие агрессивные... Знакомься: поколение, рожденное после 1989 года. Ты легко узнаешь их по стаканчику с кофе, самокату, кедам и набору претензий к жизни. (У нас тоже много претензий, но мы вежливо молчим).

То, что поколения отличаются одно от другого, знали еще древние вавилоняне. Но, пожалуй, впервые в истории эти отличия оказались так громадны, что антропологи не только в шутку поговаривают о появлении нового вида людей.

Термин «поколение снежинок» (snowflake generation) Словарь Коллинза и Financial Times признали словом года в 2016-м. Так называют людей, рожденных в странах золотого миллиарда после 1990 года (некоторые социологи предпочитают вести отсчет даже с 1985). Правда, не всех людей, а принадлежащих к среднему и выше классам, хорошо образованных, из далеких от криминала семей и т.д. Самые большие хороводы снежинок сейчас можно встретить в старших классах приличных школ и в университетских кампусах, хотя некоторые из этих созданий уже успели выпорхнуть в большой мир и наделать там немало шороху.

КТО ТАКИЕ СНЕЖИНКИ?

Это люди, которые:

  • горячо ненавидят насилие. По крайней мере, так им кажется (хотя об этом моменте мы потом поговорим подробнее)
  • превыше всего ставят безопасность (в том числе эмоциональную)
  • повышено чувствительны, мнительны и впечатлительны
  • не привычны ни к лишениям, ни к тяжелому труду, ни к грубому обращению
  • болезненно реагируют на мнения, отличные от их собственных
  • считают человеческую историю грязной чередой убийств, истязаний и прочих мерзостей, от которых надлежит полностью откреститься, в том числе с осторожностью относясь к любым текстам и правилам из проклятого прошлого — например, ко всей мировой литературе
  • убеждены в собственной уникальности и высоко себя ценят
  • обладают довольно ограниченной фантазией
  • осуждая нетерпимость в других, сами являются образчиками безукоризненной нетерпимости к своим оппонентам
  • при несовпадении своих представлений с реальной жизнью испытывают серьезный стресс
  • охотно говорят о своих самых интимных переживаниях
  • обычно являются политкорректными левыми детоцентристами с феминистскими взглядами, часто вегетарианцы

ТАНЦЫ СНЕЖИНОК

Считается, что термин «снежинка» взят из «Бойцовского клуба» Паланика: «Не думай, что ты уникальная и прекрасная снежинка!» Добавим: и хрупкая. Уязвимость снежинок перед отвратительной правдой жизни такова, что психотерапевты могут уже сейчас смело брать дворцы в ипотеку: взглянув в очередную гнусную харю бытия, снежинка впадет в депрессию быстрее, чем ты чихнешь.

Это именно снежинки рыдали — без шуток, на самом деле рыдали, со слезами, громко, открыв рты, — ночами в кампусах перед разбитыми телевизорами, по которым им сообщили ошеломляющую, невероятную, невозможную новость: президентом избран Трамп. Сексист, гомофоб и расист. (Эти три слова — худшие в словаре снежинок. Если фармацевты, выпускающие успокоительные средства и антидепрессанты, не скинутся на золотую статую сорок пятого президента США, то в истории это останется более черной неблагодарностью, чем убийство Цезаря Брутом.)

Если родители снежинок — левая социал-демократическая молодежь – находили азарт и чувствовали победу, отправляя на свалку истории очередной грязный женоненавистнический мультик о Белоснежке и шовинистских гномах-мужланах, то снежинки выросли в общем-то в убеждении, что они уже победили. Что этот мир прекрасен, преисполнен фиалками и единорогами и что все прогрессивные люди планеты мыслят одинаково, практически извели грязных, воинствующих империалистических свиней и победили социальное и гендерное неравенство. В общем, давайте просто жить мирно и счастливо, не снимая велосипедных шлемов, чтобы головке не было бобо, если случайно споткнешься!

Известный британский писатель-педагог Том Беннетт в 2016 году писал в The Telegraph: «Приходя в университеты, они уже пугаются, столкнувшись с тем, что мир отличен от их представлений, поэтому они ищут в лекториях защиты и безопасности, а не творчества и знаний».

Защита выглядит следующим образом: нужно всеми силами делать вид, что снежинок — большинство, все они мыслят в одном ключе, поэтому спорным или неприятным мнениям не место в аудитории.

Для лекторов, исповедующих правые, консервативные, милитаристские, сексистские либо колониалистические взгляды (или позволивших себе лет пять назад неудачно пошутить на одну из этих тем в «Твиттере»), доступ в университеты должен быть закрыт. С такими лекторами нужно разрывать контракты, неугодных профессоров — выгонять с работы. Эта политика называется «no platforming» — не давать слово тем, с кем мы несогласны. Причем речь идет не о маргиналах, шарлатанах и людоедах. Нет, студенты строят баррикады, не пропуская на занятия уважаемых светил, лучших спецов в своих областях. Они не хотят понимать этих людей, изучать их взгляды, спорить с ними, в конце концов: эти лекторы могут «принести им огорчения», а комфорт важнее знаний. Так не пропустили в здание Нью-Йоркского университета, например, экс-директора ЦРУ Дэвида Петреуса — это человека-то, имевшего доступ к самым волнительным загадкам политики!

Колледж Эвергрин (Вашингтон) был вынужден уволить (с извинениями и отступными) профессора антропологии Брета Уайнстоуна и его жену, тоже преподавателя. Сам Уайнстоун, что характерно, прогрессивно мыслящий демократ левее некуда. Но он имел несчастье выступить против задумки студентов провести «День без белых преподавателей», чтобы в этот день выступать и говорить могли только цветные учителя и ученики. Студенты хотели этим днем «подчеркнуть важную роль меньшинств», а Уайнстоун неосторожно выступил с обращением, в котором указывал, что принципы равенства и свободы слова плохо согласуются с такой акцией и что цвет кожи не должен мешать кому-то работать или учиться. Тут же он получил клеймо расиста, студенты потребовали его увольнения. А когда руководство колледжа отказалось это сделать, Уайнстоуна стали буквально преследовать: его запирали в аудитории, блокировали его машину, устраивали баррикады у дома, писали ему оскорбительные и угрожающие письма. В конце концов колледж признал, что «не может обеспечить безопасность сотрудника», и уволил профессора.

А СЕЙЧАС БУДЕТ СТРАШНОЕ — ЗАТКНИТЕ УШИ!

Впрочем, одним но-платформингом для неугодных современников снежинки не ограничиваются. Рты затыкают и неугомонным мертвецам, пытающимся болтать из могилы. То, что из школ давно изымают неполиткорректные книжки, уже давно не новость, но в последние годы мода перекинулась и на университеты. Так, группа студентов славистики, объединившись с русскоязычными студентами, потребовала убрать из институтских программ по литературе Бунина.

Чем же провинился русский классик? А русский классик посмел описывать изнасилование девушек и писал все время какие-то гадости вроде «...лежала на нарах, вся сжавшись, уткнув голову в грудь, горячо наплакавшись от ужаса, восторга и внезапности того, что случилось» и «...она, рыдая, вдруг ответила ему женским бессознательным порывом — крепко и тоже будто благодарно обняла и прижала к себе его голову». Писатель, который считает, что женщина может испытывать во время изнасилования «восторг и благодарность», конечно, не имеет права омрачать своим существованием снежный мир. Там ничего не хотят знать про то, что Бунин вообще полагал, что в страхе, боли и суицидальности у человека есть и момент экстаза (вспомним, как застрелился герой «Митиной любви»: «...глубоко и радостно вздохнув, раскрыл рот и с силой, с наслаждением выстрелил»).

Нет, ну в самом деле, что лучше — знать Бунина или избежать нервного срыва? Снежинки твердо ставят на второе, и преподаватели идут им навстречу. Поэтому теперь профессора нередко пользуются правилом «предупреждения о триггерах». Вот, например, в Оксфордском университете студентов-юристов уже только с триггер-предупреждениями и учат. Типа: «А сейчас будет описание одного очень неприятного дела с убиванием старушек, расизмом и гомофобией. Просьба к тем студентам, которые могут принять это близко к сердцу, покинуть аудиторию или включить музыку в наушниках».

Зачем миру нужны столь нежные юристы и как они потом будут функционировать в судебных залах? Этот вопрос перед профессурой не стоит, куда важнее избежать инцидентов и судебных исков со скандалами сейчас.

ТОНЧАЙШАЯ ГРАНЬ

Один из любимейших терминов снежинок — «обесценивание». Глубина и сила их ощущений важнее любого мнения, пусть даже экспертного, со стороны.

— О, как я страдаю! Меня укусил комар!
— Точно комар? Не медведь? Их легко перепутать...
— Не смейте шутить над моими страданиями! Не смейте обесценивать мои чувства!
— Ну давай протрем укус одеколоном.
— Не смейте давать мне советов, я их у вас не просил!
— Если тебе так уж больно, зачем терпеть, давай помажем.
— Не смейте обвинять жертву! Я не виновен в том, что стал жертвой насилия! Мои поступки нельзя осуждать, я жертва, я всегда прав!
— Да что же с тобой делать тогда?
— Понимать и сочувствовать!

Да, поколение, рожденное в диких семидесятых, не говоря уж о совсем пещерных временах, не может иногда понять, почему так ужасно, когда в кафе нет твоего любимого смузи. Оно не готово признавать жестокой травмой тот кошмарный факт, что снежинку насилием и манипуляциями в три года приучали к горшку, отняв родной памперс. Поколение семидесятых, ставшее родителями снежинок, с интересом выясняет, какими ужасными, лживыми, агрессивными и токсичными тварями они были, как искалечили они детское тело и душу.

ОТКУДА СНЕГ?

Том Беннетт солидарен с большинством социопсихологов и педагогов: снежинки — это не результат работы гипноизлучателя, установленного инопланетянами на Луне, а вполне ожидаемый продукт новой педагогики. Снежинки выросли в основном в тех странах, где как раз в это время физические наказания детей стали считаться уголовным преступлением. Более того, ребенок в наше время вообще максимально защищен от любого дискомфорта и опасности. Дома с детьми переоборудуют в подобие резиновых камер для маленьких буйнопомешанных. При болезнях дитя сразу получает обезболивающее. Любые спортивные занятия производятся максимально мягко, с непременной защитой и медосмотрами. Интересы ребенка поставлены во главу угла: он царь, бог и повелитель в семье. Ему постоянно объясняют, что он самый умный, самый красивый, самый любимый и достоин всего самого лучшего. Даже если он будет поступать плохо, мама с папой все равно будут его любить всегда-всегда: «безусловная любовь» и «безусловное принятие» — это альфа и омега современной родительской педагогики.

Вот, например, рассказ Носова «Огурцы» стал шоком и предметом горячего обсуждения на материнских русскоязычных форумах. Если кто забыл, то предыстория там такова: дети нарвали огурцов на колхозном поле и убежали от сторожа, дома мама в восторг не пришла и потребовала огурцы сторожу вернуть.

«Мама стала совать огурцы обратно Котьке в карман. Котька плакал и кричал:
— Не пойду я! У дедушки ружье. Он выстрелит и убьет меня.
— И пусть убьет! Пусть лучше у меня совсем не будет сына, чем будет сын вор».

Эта драма вызвала живейших отклик в родительских сердцах.

«Ну вот нет ничего в жизни страшнее, чем предательство человека, которому доверяешь. Которого любишь. Для которого несешь эти проклятые огурцы, а получаешь с ноги в самое свое живое и беззащитное» (doc_namino).

«Маму хочется долго и мучительно убивать. Пока не прочувствует как следует, что натворила. А потом оставить с этим жить. Ребенка жалко до слез» (mara dh).

«А потом подобные Котьки вырастают и идут к психологам лечить свои детские травмы маминой нелюбви» (nadezhda_k).

​​​​​​​​​​​​​​​Насилие даже в детской среде выжигается каленым железом. Ребенку не показывают мультиков, которые могут его напугать, а большинство родителей даже отказываются читать своим малышам старые добрые книжки, в которых то в зайчика стреляют, то медведю лапку отпиливают, то королю голову рубят. Предпочтение отдается современной детской литературе, в которой обидевшаяся на хозяйку зубная щетка чуть не упала со стола — и это самое напряженное из возможных происшествий.

Даже в России действует федеральный закон № 436, прямо запрещающий упоминать в книжках для детей смерть, тяжелые болезни, бродяжничество и прочие печальные штуки. «Не думал, что я когда-нибудь это скажу, — говорит Том Беннет, — но дети перезащищены. Они живут в абсолютно безопасном пространстве и, попадая в колледж, требуют такой же защиты, к которой они привыкли с детского сада».

ДИВНЫЙ НОВЫЙ МИР?

А может, и хорошо? Может, и правильно? Первое непоротое, доброе поколение изменит лицо Земли, насилие канет в Лету, жизнь потечет по новым законам... Ну, будут все сидеть на прозаке, но прозак лучше, чем «Першинг». Правда, есть на планете и другие культуры, где для снежинок условий пока нет. Но, может, общее смягчение нравов и туда как-нибудь доберется лет за двадцать? Увы, но приходится признать, что снежинки лишь на словах противники насилия. Да, вероятнее всего, они не будут защищать девушку при нападении хулиганов, а предпочтут разумно позвонить в полицию. Но приехавшей полиции они дадут карт-бланш на жесткое задержание хулиганов и на сколь угодно длительные сроки для них.

Снежинки не отказываются от насилия, они просто делегируют его властям. Они легко бывают грубы, когда уверены в своей безопасности. Они способны, как мы видели на примере эвергринского профессора, на травлю и издевательства. Насилие, которое обеспечивает их защищенность, — это прекрасное, правильное насилие. Просто этим должен заниматься кто-то специально обученный, а им позвольте сидеть в своих велосипедных шлемах на детских сиденьях. Уж что-что, а свобода точно не является приоритетом в глазах снежинок: дети, которых до четырнадцати лет водили в школу за ручку и не оставляли одних, к ней не приучены. Более того, они ее боятся, особенно когда свободой пользуются те, с кем снежинки несогласны.

Худшее, что может позволить себе сейчас политик, актер, писатель, врач — это произнести что-то такое, что вызывает у снежинок страх. К примеру, заступиться за голливудского продюсера, соблазнявшего актрис, или сказать, что пассивное курение не причиняет никому вреда, а феминизм – довольно глупая штука... То есть пойти против той левой идеологии, которая господствует более полувека на европейских и американских кафедрах и которая стала катехизисом снежинок.

Когда снежинкам становится страшно, они объединяются и, не жалея энергии, устраивают метель виновнику их страха: судебные иски, разгромные статьи, тонны писем с оскорблениями, бойкотирование компании, не вышвырнувшей злодея на улицу. Сегодня снежинки, пожалуй, одна из самых мощных, мобильных и значимых диаспор в странах первого мира — сообщество, которое нельзя игнорировать.


То, что автор этого текста пишет пером с золотым наконечником — это очевидно любому ее читателю, в числе которых я сама впервые оказалась не далее, как час назад. Тата Олейник - заместитель главного редактора журнала Maxim. Так вот, самое необычное в тексте, который вы только что прочли, это не только общая его стилистическая неотразимость, живость, здравомыслие, ирония, но и консервативная направленность, совершенно невероятная для члена редколлегии столь брутального журнала, как Maxim.

Русская женщина, родившаяся в середине 70-х, никогда не жившая в Америке или Европе, разобралась в причудливой природе поколения «Западных Снежинок» на уровне, недостижимом для большинства ее западных сверстников-журналистов, зомбированных еще с университетских времен до уровня «beyond repair».


Курс Н.И. КОЗЛОВА «НЕ ИГРАЮ ЖЕРТВУ»
В курсе 7 видеоуроков. Посмотреть >>

Комментарии (5):

Гость, 23 октября 2020 г., 13:37

Из статьи видно, насколько автор страдает и завидует современному поколению. Буквально говорит о том, что: нелюбить себя, вкалывать на тяжёлой низкооплачиваемой работе, быть злым, зажатым и закомплексованным в её возрасте - это нормально и всем так нужно жить. При том, что сама и пишет, что это ей это не нравится, но менять ничего не хочет, только героически терпеть.

1 ответ
Гость, 19 ноября 2020 г., 17:15

Нет здесь зависти, скорее ирония. Ведь правда выглядит смешно человек, раздутый от самомнения как мыльный пузырь и одновременно пустой внутри, так как ничего из себя не представляет, и потому очень далекий от реальности. Человек, перекормленный безусловной любовью, страдает нарциссизмом, уверен в своем величии и от того самонадеян, слаб, тщеславен, безволен (так как своеволие не означает волю), капризен. Такой человек просто не способен сделать что-то ХОРОШО.

1 ответ
Гость, 17 марта 2022 г., 10:04

Здесь все по полочкам разложено и в ответе в том числе. Я мама такого дивного ребенка, которому 31 год, не способен себя просто прокормить и взять ответственность за свою жизнь. Манипуляции, хитрости, прямой обман, постоянная попытка получить выгоду от близких. Желание не поднимать свою попку со стула, но в мыслях и рассуждениях - царь, бог, его мнение самое самское. Ходить в рваных штанах и клянчить у родителей деньги поинтереснее и поважнее, чем пойти и заработать, родители же деньги на улице находят (видимо в их представлении это так). Я 2 года общаюсь с психологами (семейный и психоанализ). Выстраиваю линии поведения, отделяю, оплачиваю жилье. Но видимо кроме как мордой в грязь и самому жить с реальностью - больше никак. 31 год завтраки, послезавтраки, потомы, жалобы на здоровье. Для меня это просто беда. Он и сам живет как пиявка и мои силы расходует. У меня нет сил и энергии на отношения, работа сыпется к чертям, потому что постоянное напряжение, уже не рада тому, что я родитель. Сейчас уже стоит вопрос как бы обезопасить себя, свои финансы, свое здоровье и психику. Только в 50 лет, собрав все силы в кулак я практичесски встала на тропу разрыва отношений. Это печально. Но хочется жить. Полноценно. А дорогу свою выбирает каждый сам. Снежинка - значит снежинка, это выбор самостоятельный.Так пусть снежинки и получают все преференции снежинок. Живут в болоте с антидиприсантами в рваных штанах долгие годы и ищут себе подобных, наслаждаются жизнью как могут, только вот вопрос - где!? Под забором!? Аренда жилья стоит денег, а их нужно заработать, а это пипец какой стресс.

1 ответ
Упс, 31 января 2023 г., 10:33
Какая вы молодец. Но кто-то же вашего сына воспитал так? Кто?
1 ответ
Николай Иванович Козлов, 01 февраля 2023 г., 08:00
Упс, ответ вы знаете: мама воспитала, и часть ответственности на ней есть, это так. Но эта не вся правда. Другая часть правды в том, что мама воспитывала сына не в безвоздушном пространстве, этого ребенка воспитывали окружающие, интернет, а маму направляли книги горе-психологов, которые проповедовали безусловную любовь и учили, что воспитывать детей не нужно, с детьми нужно только дружить... А мама им верила: это же психологи, наверное умные люди! Итого: Упс, учитесь более адекватно распределять ответственность. Кроме того, человек в 31 год уже может и должен сам отвечать за себя, поэтому претензии мамы к сыну - вполне обоснованы.

Материалы по теме:

Картинка к "Человек"
01 окт. 2022 г.
Человек - способное к разуму существо, обладающее телом, душой и умом.
1Подробнее →
Картинка к "Человек-организм и человек-личность"
01 янв. 2010 г.
В соответствии со взглядами синтон-подхода, во заимодействии с внешним миром человек иногда ведет себя как организм, иногда проявляет себя как личность. Основная разница этих двух способов бытия - в том, что для человека как личности естественно жить с помощью разума и воли, думая и принимая решения. Это не значит, что у человека-организма нет разума и воли: разум и воля у него есть, но он пользуется ими не часто, разуму предпочитая впечатления и предубеждения, а воле - внутренние чувства и эмоции.
Картинка к "Человек-ребенок"
01 янв. 2010 г.
Человек-ребенок - человек, взрослый по паспорту, и одновременно ребенок по личностному развитию​ - человек с детской позицией в мышлении, поведении и эмоциональных реакциях, позволяющий себе роскошь детских реакций. Это низкая ответственность и паразитизм, несамостоятельность, неумение и нежелание контролировать свои чувства и желания, когда "хочу - не хочу" и "это я люблю - это я не люблю" всегда имеет приоритет перед "надо".
Картинка к "Человек, который выбрал быть Жертвой"
01 янв. 2010 г.
Жертва - не объективное положение вещей, а нечто субъективное, а именно выбранная роль и внутреннее состояние человека.
Картинка к "Черты личности человека-ребенка"
01 окт. 2022 г.
Низкая ответственность (в крайних случаях - безответственность). Не способный, не готовый нести что-либо серьезное и за что-либо отвечать - не ответственный человек, человек-ребенок. В частности, это: Избегание ответственности. Человек-ребенок любит развлекаться и не любит грузить себя делами. Невнимателен, незаботлив к окружающим. Безответственное поведение. Берется за дела, не думая о последствиях. Ничего не делает, не думая о последствиях. Ведет себя неадекватно, не думая о последствиях.
Картинка к "Декларация о принятии реальности"
12 авг. 2017 г.
Есть философия развития, есть философия психологической защиты. Декларация принятия реальности — это способ защиты, прививка от боли.
Картинка к "Инфантил и человек-ребенок"
01 окт. 2022 г.
Инфантил - совсем не то же, что человек-ребенок. Инфантил отстает от среднестатической нормы развития, человек-ребенок - от возможности стать взрослым человеком. Проявления детской позиции и детских черт у взрослого человека - не патология, а культурная норма современного общества. Человек-ребенок - для нас привычная норма, поскольку душевно взрослых людей вокруг нас не много.
Картинка к "Искривленный человек"
01 окт. 2022 г.
Искривленный человек – человек, мечтающий о творчестве, свободе и созидании, а по факту оставляющий после себя ничего, а то и прямо портящий жизнь.
Картинка к "Паразит, Жертва и другие Мученики"
01 окт. 2022 г.
Жертва и другие Мученики - традиционные проявления позиции Паразита. Роли Жертвы и Мученика разыгрываются, чтобы сбросить с себя ответственность или трудную работу. По сути, в делах, человек может быть честным и заботливым, но в общении и отношениях для него характерна позиция Жертвы: обиды, расстройства и переживания, когда человек привлекает внимание к себе своими проблемами (страданиями) ровно с тем, чтобы что-то делать начали другие, а не он. Потому что он ничего не может поделать!
Картинка к "Позитивна ли природа человека"
01 янв. 2002 г.
Разговор о природе человека – это разговор о том, каким человек рождается, каков он изначально, еще до всякого воспитания. Современные психологические направления в отношении взглядов на природу человека придерживаются иногда диаметрально противоположных взглядов, и один из главных споров - спор о том, является ли природа человека доброй (направленной на добро), человечной, конструктивной. Голоса разделились на равные кварты: примерно четверть специалистов убеждена, что природа человека (скорее) позитивна, четверть - что природа человека негативна, четверть полагает, что люди рождаются с разной природой, последняя четверть считает вообще бессмысленным рассматривать данный вопрос.
Картинка к "Природа человека"
01 окт. 2022 г.
Природа человека - генетически заданные особенности поведения, мышления и склонности человека как биологического вида. Включает как то, что пришло к нам из нашего животного прошлого, так и новообретенные особенности, сформировавшиеся в истории собственно человеческой цивилизации.
Картинка к "Психологически здоровый человек"
01 окт. 2022 г.
Психологически здоровый человек разумен, открыт к сотрудничеству, защищен от ударов жизни и вооружен необходимым инструментарием, чтобы справляться с жизненными вызовами. Темы, актуальные в связи с психологически здоровым человеком, это: Структура здоровой личности, Ошибочное поведение, Развитие личности, Успешный человек, Социальная успешность.
Картинка к "Всеобщая Декларация прав человека"
31 дек. 1999 г.
Принимая во внимание, что признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира; и принимая во внимание, что пренебрежение и презрение к правам человека привели к варварским атакам, которые возмущают совесть человечества, и что создание такого мира, в котором люди будут иметь свободу слова и убеждений и будут свободны от страха и нужды, провозглашено как высокое стремление людей...