Дети все знают, но не делают. Что делать?
Автор: участница тренинга для родителей
Эта статья адресована тем родителям, которые неравнодушны к своим детям и задумываются о том, как правильно их воспитывать. На протяжении своего родительского опыта (у меня трое детей, 4-х, 7-ми и 9-ти лет) я по крупицам собирала информацию о воспитании — книги, интернет, рассказы опытных родителей.
Постепенно у меня накопился солидный багаж знаний, методик и практического опыта взаимодействия с детьми. В основном это работало хорошо, но порой случались сбои, с которыми я не могла разобраться. В этой статье я хочу рассказать об одном очень важном открытии, которое случилось со мной после посещения тренинга для родителей.
Я пришла на тренинг с изрядной долей скептицизма. К тому моменту у меня было ощущение, что я знаю о воспитании если не все, то вполне достаточно. За плечами было множество прочитанных книг — от популярной «Общаться с ребенком. Как?» Ю. Гиппенрейтер до «Педагогической поэмы» А. Макаренко. И, конечно, семилетний опыт воспитания троих детей придавал мне уверенность в том, что на любой педагогический вопрос я могу найти ответ.
При этом у меня было желание разобраться в некоторых противоречиях, с которыми я столкнулась, и привести свои знания в некую систему.
Противоречия в воспитании детей
Например, я со своими детьми много времени уделяла дисциплине — придумывала всевозможные игры, плакаты, соревнования ради того, чтобы приучить их чистить зубы, заправлять кровать и убирать игрушки. Каждый раз, затевая новую историю, я надеялась: вот сейчас я их заинтересую, они привыкнут делать эти дела каждый день, и потом будут делать это сами, без усилий с моей стороны. Но проходило время, и как только я переставала их стимулировать играми, все возвращалось на круги своя — буквально за неделю дети разучивались чистить зубы, забывали вовремя заправлять кровать, а игрушки накапливались по углам с новой скоростью.
В некоторые моменты мне казалось, что мы просто топчемся на месте. Проходят месяцы, годы, а мы все еще учимся этим элементарным навыкам! Что я делаю не так?!?
Мне повезло, что на тренинге я познакомилась с удивительной, обладающей огромными знаниями и душевной теплотой, психологом Мариной Константиновной Смирновой. Ее простые и мудрые слова я запомнила надолго: «Твои дети прекрасно умеют эти дела делать, но они не умеют себе об этих делах напоминать».
И правда, все мои игры были направлены на то, чтобы вспоминать детям было не нужно. Плакат висит на самом видном месте, мимо него не пройдешь. Мама всегда рядом и привлечет внимание к плакату: сначала напомнит о делах, а потом еще раз спросит о выполнении. Таким образом я долгое время тренировала навык «делать, когда тебе сказали». А вот навык «помнить о том, что нужно сделать» — совсем не затрагивался!
Осознание после тренинга
После этого осознания я чуть преобразовала свои игры. Сначала мы перешли с мелких напоминаний на крупные. Вместо того, чтобы говорить и проверять каждое дело, я просто давала команду «Делаем утренние дела!» или «Вечерние дела!», а дети сами вспоминали, что именно им нужно сделать.
Мне пришлось приложить немалые усилия, чтобы позволить им что-то иногда забывать, — настолько сильна была во мне привычка «все напомнить и все проконтролировать». Потом я стала поощрять те моменты, когда ребенок сам вспоминал и делал все необходимые дела (подкрепляя таким образом навык «вспоминать о делах»).
Честно говоря, я была удивлена тому, что даже младшая трехлетняя дочка легко и с удовольствием могла назвать все свои пять дел, загибая пальчики на руке (почистить зубы, переодеться в пижаму, аккуратно сложить одежду, почитать книжку, попить молоко).
Результаты тренинга
Сейчас я могу сказать, что одним из важнейших результатов тренинга для родителей для меня стало понятие целей воспитания. Раньше большинство моих воспитательных процедур рождались из шаблона «так правильно» или из желания облегчить свою жизнь. Теперь я смотрю в будущее. Когда я вижу конечную цель воспитания, становится очевидно, что именно сейчас нужно делать.
Моя цель — не просто воспитать в ребенке привычку убирать игрушки. Я хочу воспитать в нем любовь к чистоте. А это значит, в моих играх будет акцент на удовольствии от убранной комнаты, а не на угрозах наказания. При этом я вовсе не хочу воспитывать отвращение к беспорядку. А это значит, к моментам неизбежного хаоса мы будем относиться спокойно и с юмором.
Призываю всех родителей — задумайтесь о ваших целях. Какие качества вы хотите в ребенке воспитать? Какие навыки и привычки привить? Пусть это станет вашим маяком в обилии информации о воспитании.
А если вам нужен вдохновляющий пример высоких целей по воспитанию, приходите на консультацию к М.К. Смирновой. Ее мудрые советы помогут разрешить любые трудности с детьми.