Убери игрушку, или Как сделать так, чтобы ребенок вас слушался
Автор: Елена Кузьмина, психолог, коуч,
Университет практической психологии
Как сделать так, чтобы ребенок вас слушался? - Над этим вопросом бьются многие родители. Если у вас нормальный среднестатистический ребенок, то он ведет себя по-разному: иногда слушается, иногда строит капризы. Когда-то вам удается с ним совладать, а когда-то – нет, и тогда проще сделать самой или оставить все как есть.
Зачастую родители добиваются послушания только в основном, в самых важных для них вопросах, а в остальные мелочи, где ребенок их ни во что не ставит, предпочитают вкладываться по минимуму, дабы сохранить свои нервы.
Считается нормальным, если в 3 года ребенок не следит за своей одеждой и забывает заправить кровать. Зато он идет туда, куда его ведут, и с удовольствием разглядывает книжки. Родители спокойны – кажется ребенок любит читать и послушен воле родителей.
Увы, по мере взросления, этот ребенок слушается родителей все меньше, и к подростковому возрасту можно наблюдать категорическое непослушание в самых важных вопросах. Привычка послушания не сформирована, а значит поведение ребенка непредсказуемо.
Тем временем, именно мелочи формируют прекрасную привычку слушаться родителей. Начинать обращать внимание на мелочи можно в самом раннем возрасте. Моей дочке сейчас 2,5 года, и для формирования привычки послушания я разбираюсь почти с каждой спорной ситуацией.
Мы гуляем на детской площадке. Дочка взяла поиграть чью-то игрушку, брошенную посреди дорожки. Спустя некоторое время я зову ее домой: «Нам пора идти, положи игрушку на место и пойдем домой». Она тут же бросает игрушку, поворачивается и говорит «Пойдем!».
Разобраться с этой ситуацией мне помогают несколько простых шагов:
1. Я отмечаю, что имеет место случай непослушания. Я попросила убрать - она проигнорировала просьбу.
2. Я задаю себе вопрос: «Кто сейчас командует? Согласна ли я с тем, чтобы командовала дочка?» - ответ отрицательный.
3. Я напоминаю себе: мне важен не сам факт того, чтобы игрушка была возвращена на место, мне важен факт послушания. Иначе говоря, мысль «А может ладно, пусть игрушка здесь лежит, все равно же валялась посреди дороги, какая разница» заменяется мыслью «Очень важно, чтобы дочка выполняла то, что я прошу, этим формируется привычка».
4. Если у меня достаточно времени, дальше я могу позволить себе выждать некоторое время. Это выглядит примерно так:
a. Внимательный, спокойный взгляд прямо в глаза дочке - минимум 30 секунд.
b. Улыбка и любящий, ободряющий взгляд на дочку – минимум 30 секунд.
c. Удивленный взгляд на дочку – мельком.
d. Повелевающий взгляд на дочку и на игрушку – мельком.
На этом этапе решается примерно 60% моих случаев непослушания по мелочам.
5. Если дочка убегает, капризничает, балуется, то я возвращаю ее в исходную позицию (в пространстве – ставлю на место, и в разговоре – повторяю просьбу). После этого повторяю пункт 4.
6. Бывает, что времени в обрез, и нужно, чтобы дочка выполнила распоряжение сразу. Тогда вместо п.4 я использую метод «Раз – два – три».
a. Внимательный, спокойный взгляд прямо в глаза дочке – минимум 30 секунд.
b. Удивленный взгляд на дочку – мельком.
c. «Убери игрушку, раз» - пауза 15 секунд.
Здесь она обычно усиливает крик или слезы, если она до этого кричала и плакала.
d. «Убери игрушку, два» - пауза 15 секунд.
Вздох, мгновенное погашение эмоции.
e. «Убери игрушку, три».
Спокойно идет и делает.
Метод «Раз-два-три» срабатывает примерно в 50% случаев. Для более старших детей успешные исходы чаще - более 80%. Должно быть здесь имеет значение частота применения метода. Если привычка слушаться на «Раз – два – три» уже есть, то срабатывать он будет практически всегда.
Используя описанные шаги я могу разрешить 60 + 40/2 = около 80% случаев непослушания в мелочах. Каждый раз это занимает время и требует, прежде всего, работы с моим внутренним состоянием (п.п. 1-3).
Впрочем, наградой за эту работу является не только сам факт послушания, но и необъяснимый восторг дочки, выполнившей просьбу.
Она аккуратно поднимает игрушку, распутывает запутавшуюся веревочку, медленно везет игрушку на нужное место. Поворачивается ко мне с торжествующей улыбкой и сияющими глазами, издает восторженный крик и, переполненная непонятно откуда взявшейся энергией, мчится в мою сторону. Я одобрительно улыбаюсь: «Умница, дочка!».
Я уверена: чем больше внимания я уделяю послушанию в мелочах – тем легче мне будет впоследствии разбираться с действительно важными вопросами.