Как через инициативу воспитывать разумное послушание

19 февраля 2016 г. в 15:06

Авторы: Давыдова Мария, Бударгин Александр

Преподаватели детского лагеря ​«Эскалибур-Кэмп»

Мы – родители!
Поздравляем!

Друзья, здравствуйте!

В этой статье мы подводим итоги исследования, проведенного нами, преподавателями детских лагерей «Эскалибур-Кэмп». Вот уже несколько лет мы ведем смены в наших детских лагерях. Один из ключевых вопросов, который важен при общении и работе с детьми – как заинтересовать их делать какое-то дело? Как родителям и воспитателям создать у ребенка интерес, вовлеченность? Вот к чему мы, преподаватели, пришли на основании полученного за почти десяток смен опыта.

Как вы, наверное, уже догадались, в этой статье речь пойдет о различиях между такими понятиями о воспитании ребенка, как послушание и инициатива. С одной стороны, каждый родитель хочет видеть свою дочку или своего сына послушной, дисциплинированным. С другой стороны, для того, чтобы быть успешным в будущей жизни, было бы хорошо, чтобы ребенок был активным и инициативным. Под лежачий камень вода не течет, верно?

При беседах с родителями перед отправкой детей в лагерь приходилось выслушивать подобного рода пожелания очень часто: «Вы, главное, смотрите, чтобы он там у вас в лагере не баловался. И еще сделайте так, чтобы он не сидел в углу, а был лидером и заводилой среди сверстников».

Хм. На первый взгляд это действительно две разные стороны воспитания любого ребенка. Мало того, что разные – они часто противопоставляются друг другу. Или заводила в классе, группе, или послушный тихоня.

От нас, взрослых людей и серьезных родителей, все время требуют послушания. Мы должны соблюдать правила дорожного движения, правила поведения в метрополитене, стандарты продаж компании. В гипермаркете, выкладывая на ленту у кассы покупки перед оплатой, мы должны отделить свои покупки от прочих металлическим брусочком с надписью «следующий покупатель». Мы знаем, что так временами легче. Легче жить, если я еду по правой стороне дороги, легче, если я сохраняю в кармане билет на пригородную электричку до конца поездки. Ну да, те, кто платно ездят в электричках, меня поймут.

А если послушания требуют от нас, то мы тоже требуем его. У наших детей. «Слушай, что тебе говорю!» - наверное, самая популярная фраза всех времен и народов.

Обратите внимание, друзья, какой странный парадокс. Нам говорят, ты соблюдай, следи, слушайся. Мы это сообщаем нашим детям.

Вместе с тем мы слышим: бери от жизни все, будь победителем, побеждай всех. Детям мы говорим то же самое – дорогая, ты слушайся, и ты должна быть самая лучшая, придумай что-нибудь необычное, из ряда вон выходящее. Сынок, ты должен быть послушным, дисциплинированным, самым сильным, ловким, выделяться среди других, защищать девочек и не бегать на уроках физкультуры.

Когда мы начинали наши детские лагеря, мы задавались следующим вопросом – ребята должны идти в игровые бои, придумывать идеи для своих фильмов, собирать команду для ориентирования. Для этих дел нужна активность и настойчивость.

А вот построиться в строй, держать лук именно так, как надо, при выделывании кожаной сумки держать ножницы горизонтально – для этого нужно послушание и дисциплина. И мы провели вот какое исследование. Спросили ребят, что, по их же экспертному мнению, для них важнее. Ответы нас удивили: вы, воспитатели, дайте нам возможность проявить инициативу, а уж мы вам за это… будем слушаться. Поэтому, когда мы начинали, на пример, занятие по изготовлению глиняных фигурок, прежде чем строгим голосом объяснить, что и как мы будем делать, мы несколько минут опрашивали ребят. Кто где хочет сидеть? Какой цвет глины больше нравится? Кто будет старшим в группе? Кто будет резать, а кто сначала хочет лепить?

И странно. Точнее, ничего странного, дети хотели делать то, что сами же придумали. Особенно, когда мы их идеи дорабатывали по принципу: раз Петя хочет резать глину, то он будет лепить, и смотреть, как режут другие. Все же наши попытки сразу и всенепременно настоять на своих решениях очень часто проваливались, детей же больше))

Бесполезно говорить – будь послушным и будь бойцом. Лучше сказать – будь бойцом и слушай, что говорят. Сначала вовлечь, а потом форматировать, не наоборот!

Получается, что наша цель, задача как родителей на будущее – сделать так, чтобы наши дети стали и активными и послушными. И первый, пожалуй, самый главный шаг для этого важного дела – не торопиться форматировать ребенка, отбивать у него желание активничать, делать что-либо. Не спешите, он никуда от вас не убежит. Дайте ему возможность сделать что-либо, пусть неправильно, главное потом подробно объяснить ему, какие в этой игре правила. Какие действия ведут к победе, как их соблюдение позволит добиться результата, и как слушаться этих правил.

Попробуйте делать так совсем недолго, неделю-другую и вы заметите, что дети смотрят на вас совсем другими глазами. И становятся и активными и послушными. В наших лагерях «Эскалибур-Кэмп» так получается.

Давыдова Мария, Бударгин Александр ​​
  • Автор Мария Давыдова
  • Автор Бударгин Александр
  • Послушание ребенка
  • Инициатива
  • Воспитание детей

Комментарии (1):

Елена, 23 февраля 2016 г. в 14:42
Благодарю авторов статьи. Содержательная и полезная для самосовершенствования информация.

Материалы по теме:

01 янв. 2010 г.
Послушный или самостоятельный?
Послушным я называю человека, который считает, что объективно(!) существует некая правильная мораль и следующие из неё должные нормы поведения.
15 авг. 2018 г.
Мама Фима
В одной белорусской деревне живет эта дружная семья. Муж, жена и одиннадцать детей. Скажете – много? Прибавьте тридцать повзрослевших, ушедших в большую жизнь, создавших семьи. Они с радостью приезжают в гости, привозят внуков (которых уже два десятка). Мама радуется этим маленьким хулиганам, не разделяя – «от родных» или «от приемных».
16 нояб. 2019 г.
Самая короткая консультация
18 минут всё длилось. Первый раз в моей жизни...
26 февр. 2016 г.
Дайте ребенку что-то в руки, и он будет у вас в руках
В предыдущей статье мы рассказали о наших наблюдениях за поведением детей в различных ситуациях. Ситуации эти происходили, происходят, да и будут происходить на лагерных сменах детских лагерей «Эскалибур-Кэмп». Как вы помните, мы разбирали вопрос послушания детей и их инициативности, активности. На первый взгляд, эти две характеристики детей противоречат друг другу, но это не совсем так. Точнее, совсем не так. Ребенок может быть активным, бодрым, инициативным, и – послушным, дисциплинированным. Мечта, а не дитя! Как это сделать?
01 янв. 2006 г.
Должен ли ребенок быть послушным? Умное послушание
Вы еще не забыли, что такое послушный ребенок? 
01 нояб. 2015 г.
Эффективные интонации: ваши требования будут выполнены!
Недавно сделал красивое открытие: удалось четко описать, на какие интонации родителей дети отзываются и слушаются, а на какие — не реагируют, пропускают мимо ушей. 
01 июн. 2015 г.
Как бизнесмен создал «Школу фермеров» для детей-сирот
Вячеслав Горелов, многодетный отец и педагог, создал «Школу фермеров» для детей-сирот. 
23 янв. 2018 г.
Как за неделю трудного ребенка превратить в человека разумного: методика Эскалибур-кэмп
Выпускница Университета практической психологии, чемпион мира по мечевому бою Мария Давыдова рассказывает о том, как она работает с детьми в лагере Эскалибур-кэмп. Смотреть обязательно!
20 окт. 2023 г.
О творчестве и непослушных детях
Воспитанные, послушные дети удобны для родителей. Но не убивает ли послушание — творческий потенциал ребенка?