Дайте ребенку что-то в руки, и он будет у вас в руках

26 февраля 2016 г., 15:00

Авторы: Давыдова Мария, Бударгин Александр,преподаватели детского лагеря «Эскалибур-Кэмп»[http://www.excalibur-camp.com/ ]

​​​​​​​

В предыдущей статье мы рассказали о наших наблюдениях за поведением детей в различных ситуациях. Ситуации эти происходили, происходят, да и будут происходить на лагерных сменах детских лагерей «Эскалибур-Кэмп».

Как вы помните, мы разбирали вопрос послушания детей и их инициативности, активности. На первый взгляд, эти две характеристики детей противоречат друг другу, но это не совсем так. Точнее, совсем не так. Ребенок может быть активным, бодрым, инициативным, и – послушным, дисциплинированным. Мечта, а не дитя! Как это сделать?

Опытным путем мы, преподавательский состав лагерей «Эскалибур-Кэмп», пришли к маленькому и важному открытию: прежде чем требовать от детей дисциплины в каком-либо деле, вначале в это дело их нужно по-настоящему вовлечь.

Если мы хотим, чтобы дети хорошо выполнили, например, выжигание на лубочных досках или боевых щитах (они, кстати, тоже из дерева), бесполезно усадить десяток ребят и девчонок за столы и сказать – сидите смирно, дети, сейчас мы будем выжигать красивые рисунки. Что будет? Правильно: будет бесконтрольная и неуправляемая активность. Вместо послушания вы услышите десятки неожиданных вопросов, столько же, если не больше, идей, мыслей и советов. «А чем будем жечь? Как на дереве рисовать? А если не получится у меня? А я не умею. А чего он ко мне лезет? Давайте штаны прожжем свои! А стол насквозь прожечь можно? Нет, лучше сверлом, у меня папа так однажды сделал». Умные и сообразительные дети задавят вас своей активностью.

Фильм "Лагерь Эскалибур-КЭМП - «Ледовое побоище»"

​​Мы не стали с этим бороться и пошли другим путем: вместо того, чтобы бороться с этой активностью, мы стали ее возглавлять. Старый принцип: «Не можешь справиться, возглавь!» - тут оказался как нельзя кстати. Как происходит это конкретно? После того, как мы все вместе заходим в комнату, мы предлагаем детям сесть за столы, где они будут учиться рисованию, выжиганию и другим новым и интересным для них ремеслам. Для этого нам нужно многое им рассказать, и несколько минут они спокойно посидеть могут. Но когда мы мы чувствуем, что вот начнется буза, мы предлагаем им сделать то, что они хотят сами: взять в руки все то, что у них перед глазами. Преподаватель просто говорит: «Ребята, мы сегодня будем выжигать. Сейчас, чтобы лучше разобраться, как это сделать, давайте посмотрим, что у нас лежит на столах. Вы можете все это взять, потрогать, посмотреть, а потом положить на то же место. Вам на это 5 минут. Вперед!»

​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​А на столах - и доски, и карандаши, и ластики, и подставки, и еще много-много интересного. Ребята хватают это все своими руками, общаются между собой, меняются друг с другом мнениями. И – что происходит? Да, через пять минут они успокаиваются. Как это объяснить с точки зрения высокой науки, сказать непросто. Мы решили, что при огромном потоке информации, который в настоящее время проносится сквозь наших детей (да и взрослых тоже), они испытывают… сенсорный голод. Да! Как выразился однажды наш знакомый компьютерный мастер: «Данных много, а потрогать нечего».

Вот так занятия и организуются: постоянное чередование нашего порядка и их организованной нами активности, в первую очередь - активности что-то поделать и потрогать. А с каждым разом, как вы понимаете, мы увеличиваем длительность нашего порядка и все более организованно обустраиваем их активность.Такая же история с занятиями, например, Современным Мечевым Боем (www.fsmb-rf.ru). Обучение мечевому бою требует порядка и дисциплины, но постоять в строю «просто так» не приученные к диспциплине дети не смогут. Мы проводим тот же принцип: 3-5 минут наша вводная, а дальше мы сами предлагаем им подержать в руках, потрогать и примерить все то, что у них перед глазами. Условие: пока бои не устраивать. Это для них - реально. Они берут в свои руки щиты, мечи, доспехи и шлемы, все это примеряют, и без боев складывают их обратно. Все, через 10 минут они стоят снова в строю и готовы нас слушать. Слушать и слушаться.

Шаг за шагом, через игру и активность, через чередование порядка и организованной активности, дети приучаются в дисциплине. «Дайте детям что-то в руки, и они будут у вас в руках» - прекрасная формула развивающей дисциплины! И - ждем заинтересованных ребят с 27 марта по 2 апреля 2016 года на нашей весенней смене "Кельтика. Исчезнувшие цивилизации"!

Комментарии (1):

Нина, 01 марта 2016 г., 07:06
Спасибо огромное!!! Очень интересно.

Материалы по теме:

Картинка к "Послушный или самостоятельный?"
01 янв. 2010 г.
Послушным я называю человека, который считает, что объективно(!) существует некая правильная мораль и следующие из неё должные нормы поведения.
0Подробнее →
Картинка к "Мама Фима"
15 авг. 2018 г.
В одной белорусской деревне живет эта дружная семья. Муж, жена и одиннадцать детей. Скажете – много? Прибавьте тридцать повзрослевших, ушедших в большую жизнь, создавших семьи. Они с радостью приезжают в гости, привозят внуков (которых уже два десятка). Мама радуется этим маленьким хулиганам, не разделяя – «от родных» или «от приемных».
Картинка к "Должен ли ребенок быть послушным? Умное послушание"
01 янв. 2006 г.
Вы еще не забыли, что такое послушный ребенок? 
Картинка к "Эффективные интонации: ваши требования будут выполнены!"
01 нояб. 2015 г.
Недавно сделал красивое открытие: удалось четко описать, на какие интонации родителей дети отзываются и слушаются, а на какие - не реагируют, пропускают мимо ушей. Точнее, первая часть открытия в том, что дело оказалось именно в интонации родительского обращения, а ни в чем-то другом. А вторая часть открытия в том, что эти эффективные интонации можно достаточно четко описать и на основе этого описания - освоить, выучить. То есть, если сказать правильные слова с правильной интонацией (которую я расскажу), дети сделают что их просят. А если те же самые правильные слова при тех же отношениях вы скажете с другой интонацией, более привычной среди мам - дети скривят мордочки и ничего делать не будут. Оказалось все достаточно просто, и если вы до сих пор этого не умели, за несколько дней эти эффективные интонации вы сможете освоить.
Картинка к "Как бизнесмен создал «Школу фермеров» для детей-сирот"
01 июн. 2015 г.
Вячеслав Горелов, многодетный отец и педагог, создал «Школу фермеров» для детей-сирот. «Почему я хочу начать со статистки? Цифры пугают, просто жуть. Только подумайте – сегодня в России около 950 тысяч детей-сирот. Каждый год в нашей стране появляется около 100–130 тысяч таких ребят». Ежегодно из стен детских домов выходят 15 тысяч выпускников. А после выпуска вливаются в общество только 10% из них. В вузы поступает не более 7%, идут в ПТУ 70%, а 20% вообще нигде не учатся. 85 тысяч сирот не имеют закрепленного жилья.
Картинка к "Как через инициативу воспитывать разумное послушание"
19 февр. 2016 г.
Как вы, наверное, уже догадались, в этой статье речь пойдет о различиях между такими понятиями о воспитании ребенка, как послушание и инициатива. С одной стороны, каждый родитель хочет видеть свою дочку или своего сына послушной, дисциплинированным. С другой стороны, для того, чтобы быть успешным в будущей жизни, было бы хорошо, чтобы ребенок был активным и инициативным. Под лежачий камень вода не течет, верно?
Картинка к "Как за неделю трудного ребенка превратить в человека разумного: методика Эксалибур-кэмп"
23 янв. 2018 г.
Выпускница Университета практической психологии, чемпион мира по мечевому бою Мария Давыдова рассказывает о том, как она работает с детьми в лагере Эскалибур-кэмп. Смотреть обязательно!