Дайте ребенку что-то в руки, и он будет у вас в руках
Авторы: Давыдова Мария, Бударгин Александр,преподаватели детского лагеря «Эскалибур-Кэмп»[http://www.excalibur-camp.com/ ]
В предыдущей статье мы рассказали о наших наблюдениях за поведением детей в различных ситуациях. Ситуации эти происходили, происходят, да и будут происходить на лагерных сменах детских лагерей «Эскалибур-Кэмп».
Как вы помните, мы разбирали вопрос послушания детей и их инициативности, активности. На первый взгляд, эти две характеристики детей противоречат друг другу, но это не совсем так. Точнее, совсем не так. Ребенок может быть активным, бодрым, инициативным, и – послушным, дисциплинированным. Мечта, а не дитя! Как это сделать?
Опытным путем мы, преподавательский состав лагерей «Эскалибур-Кэмп», пришли к маленькому и важному открытию: прежде чем требовать от детей дисциплины в каком-либо деле, вначале в это дело их нужно по-настоящему вовлечь.
Если мы хотим, чтобы дети хорошо выполнили, например, выжигание на лубочных досках или боевых щитах (они, кстати, тоже из дерева), бесполезно усадить десяток ребят и девчонок за столы и сказать – сидите смирно, дети, сейчас мы будем выжигать красивые рисунки. Что будет? Правильно: будет бесконтрольная и неуправляемая активность. Вместо послушания вы услышите десятки неожиданных вопросов, столько же, если не больше, идей, мыслей и советов. «А чем будем жечь? Как на дереве рисовать? А если не получится у меня? А я не умею. А чего он ко мне лезет? Давайте штаны прожжем свои! А стол насквозь прожечь можно? Нет, лучше сверлом, у меня папа так однажды сделал». Умные и сообразительные дети задавят вас своей активностью.
Мы не стали с этим бороться и пошли другим путем: вместо того, чтобы бороться с этой активностью, мы стали ее возглавлять. Старый принцип: «Не можешь справиться, возглавь!» - тут оказался как нельзя кстати. Как происходит это конкретно? После того, как мы все вместе заходим в комнату, мы предлагаем детям сесть за столы, где они будут учиться рисованию, выжиганию и другим новым и интересным для них ремеслам. Для этого нам нужно многое им рассказать, и несколько минут они спокойно посидеть могут. Но когда мы мы чувствуем, что вот начнется буза, мы предлагаем им сделать то, что они хотят сами: взять в руки все то, что у них перед глазами. Преподаватель просто говорит: «Ребята, мы сегодня будем выжигать. Сейчас, чтобы лучше разобраться, как это сделать, давайте посмотрим, что у нас лежит на столах. Вы можете все это взять, потрогать, посмотреть, а потом положить на то же место. Вам на это 5 минут. Вперед!»
А на столах - и доски, и карандаши, и ластики, и подставки, и еще много-много интересного. Ребята хватают это все своими руками, общаются между собой, меняются друг с другом мнениями. И – что происходит? Да, через пять минут они успокаиваются. Как это объяснить с точки зрения высокой науки, сказать непросто. Мы решили, что при огромном потоке информации, который в настоящее время проносится сквозь наших детей (да и взрослых тоже), они испытывают… сенсорный голод. Да! Как выразился однажды наш знакомый компьютерный мастер: «Данных много, а потрогать нечего».
Вот так занятия и организуются: постоянное чередование нашего порядка и их организованной нами активности, в первую очередь - активности что-то поделать и потрогать. А с каждым разом, как вы понимаете, мы увеличиваем длительность нашего порядка и все более организованно обустраиваем их активность.Такая же история с занятиями, например, Современным Мечевым Боем (www.fsmb-rf.ru). Обучение мечевому бою требует порядка и дисциплины, но постоять в строю «просто так» не приученные к диспциплине дети не смогут. Мы проводим тот же принцип: 3-5 минут наша вводная, а дальше мы сами предлагаем им подержать в руках, потрогать и примерить все то, что у них перед глазами. Условие: пока бои не устраивать. Это для них - реально. Они берут в свои руки щиты, мечи, доспехи и шлемы, все это примеряют, и без боев складывают их обратно. Все, через 10 минут они стоят снова в строю и готовы нас слушать. Слушать и слушаться.
Шаг за шагом, через игру и активность, через чередование порядка и организованной активности, дети приучаются в дисциплине. «Дайте детям что-то в руки, и они будут у вас в руках» - прекрасная формула развивающей дисциплины! И - ждем заинтересованных ребят с 27 марта по 2 апреля 2016 года на нашей весенней смене "Кельтика. Исчезнувшие цивилизации"!