Эффективные интонации: ваши требования будут выполнены!

01 ноября 2015 г. в 14:33

Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии

Основатель Университета практической психологии

Телеграмм-канал t.me/kozlovni

 

 

Университет практической психологии

Недавно сделал красивое открытие: удалось четко описать, на какие интонации родителей дети отзываются и слушаются, а на какие — не реагируют, пропускают мимо ушей. Точнее, первая часть открытия в том, что дело оказалось именно в интонации родительского обращения, а ни в чем-то другом. А вторая часть открытия в том, что эти эффективные интонации можно достаточно четко описать и на основе этого описания — освоить, выучить.

То есть, если сказать правильные слова с правильной интонацией (которую я расскажу), дети сделают что их просят. А если те же самые правильные слова при тех же отношениях вы скажете с другой интонацией, более привычной среди мам — дети скривят мордочки и ничего делать не будут. Оказалось все достаточно просто, и если вы до сих пор этого не умели, за несколько дней эти эффективные интонации вы сможете освоить. И дети вас начнут слушаться.

Ура! Вау! Праздник!

Понятно, что тут мы не говорим о критических ситуациях, когда отношения детей и родителей полностью разрушены и дети в осознанном протесте. Речь идет о нормальных ситуациях в нормальных семьях, когда дети, если к ним обратиться эффективно — сделают что их попросили, а если попросите невнимательно или неправильно — не сделают. Так бывает часто: пап обычно дети слушаются, а маму любят, но — не слушаются.

Я проводил вебинар со своими студентами в Университете практической психологии, от одной студентки, мамы одиннадцатилетнего сына, прозвучал запрос: что делать с сыном, если у него часто при выполнении домашних заданий «опускаются руки», он теряет веру в себя и говорит, что с этими задачами не справится. При этом он парень толковый, учится в физмат школе и учится хорошо, но перед трудными задачками вот так нередко пасует. Что делать? Я, как один из вариантов, предложил проследить за его форматом: обратить внимание на форму его поведения. Мой опыт подсказывает, если ребенок поправит несчастное лицо на лицо нормальное, расправит опущенные плечи и текст несчастной жертвы заменит на «Я справлюсь! Я умный, у меня получится! Со мною мои родители, мы вместе справимся с любыми трудностями!», то ситуация может решиться. Я показал, как бы это сказал сыну я, после этого моя студентка, Надежда, повторила мои слова практически дословно. Она сказала всё разумно и всё хорошо, но я, как только ее услышал, понял сразу — на ее слова, на так произнесенные ею слова дети не отреагируют, слушаться не будут. После вебинара пару раз прослушал запись и разницу понял.

Даю послушать эту запись вам (в начале статьи справа — видео фрагмент из этого вебинара).

Разницу услышали? Да, и насколько согласитесь, что интонации Надежды звучат менее требовательно? А если так, то в чем же эта разница? В чем же секрет эффективных интонаций?

Самый простой ответ: эффективные фразы имеют интонационное завершение ВНИЗ. Такие интонации воспринимаются как ТВЕРДЫЕ и чаще считаются мужским стилем.

А фразы, которые имеют завершение ВВЕРХ — звучат мягко, по-женски. Они создают ощущение уюта, они дают собеседнику ощущение понимания и соучастия, они помогают поддерживать разговор — но с точки зрения дисциплины они не эффективны. Когда нужно именно организовать ребенка, ими лучше не пользоваться. Их можно включать в разговор, если нужно привлечь внимание (да? вот тут как раз восходящая интонация), но если нужно добиться, чтобы ваше распоряжение было выполнено, нужно пользоваться нисходящей интонацией.

Другая моя студентка, Елена Носкова, к этому главному секрету добавила еще важные дополнительные детали. А именно:

  • это фразы короткие, «рубленные»
  • между каждой смысловой фразой — пауза
  • ударение в каждой смысловой фразе идет на «ключевое» слово
  • акцент на звонких согласных (б, р, ж, в, з, г, д, м, н, в)
  • слова проговариваются четко и твердо, убираем «растягивание» гласных. «Певучесть» гласных звуков — характерная черта для мягких интонаций...

Итак, когда мы хотим кого-то приветить и согреть, мы будем говорить более певуче и использовать интонационное завершение вверх, да? А когда нужно навести порядок, теперь мы знаем, как мы будем действовать по-другому. Будем!

  • Автор Н.И. Козлов
  • Общение и влияние
  • Воспитание детей
  • Обращение в межличностных отношениях
  • Интонации

Комментарии (12):

Жизнь прекрасна, 05 ноября 2015 г. в 16:06
Николай Иванович, спасибо! за статью, за наблюдательность, за то, что облегчаете жизнь родителям, и процесс воспитания. Мы отправили сынишку в спортивную секцию, в общем-то он ещё маленький, и 4-х ему нет. Ходят на занятия с папой, мама в это время занята домашними делами. Истерика на первом занятии, истерика на втором занятии. С папой конечно же все обсуждали, с сыном поговорили и муж, и я. Результата ноль. Собираясь в секцию в третий раз сын плакал, обнимал меня и просил разрешения не ходить. У меня была почти паника, я не могла позволить сыну сдаться, так и не попробовав себя, свои силы. Я присела на корточки и коротко и жёстко объяснила, что он пойдёт на тренировку. И у него есть выбор, он может там плакать, истерить и вытирать сопли, или носиться с мальчишками, веселиться и играть. Это твоё дело, сказала, но ходить будешь! Сын выбрал второй вариант, обещал, что слез больше не будет. На тренировки ходит второй месяц и с удовольствием! ждёт и даже просится). Пока не прочла эту статью, для меня оставалось загадкой, что так подействовало на сына. Я знала, что явно не только слова, так как всегда даю выбрать между "хорошим" вариантом и другим, но не всегда это действует. Будем работать с интонациями, значит. Спасибо!!!
2 ответа
Н.И. Козлов, 05 ноября 2015 г. в 20:55
Пожалуйста. С удовольствием!
Лидия, 21 апреля 2017 г. в 11:04
Я не согласна. Если ребенок не хочет ходить на спортивные занятия, у него есть на это причины. И тогда лучше спросить, а чем или каким видом спорта ему хочется заниматься, подсказать, какие существуют, дать проявить самостоятельность в выборе. Думаю, что так было бы лучше.
Людмила, 12 ноября 2015 г. в 12:55
Спасибо за статью! Давно заметила, что при использовании собесебником интонации ВВЕРХ у меня создается ощущение неуверенности, поиска поддержки, и в деловом общении мне это мешает.
Юрий Ёлкин, 12 ноября 2015 г. в 19:05
В словах "Даю послушать эту запись вам." - нет никакой ссылки. Возможно так и предполагалось. Но если ссылка должна была быть - её можно просто напечатать, а мы скопируем и послушаем. Уж очень интересно! Заранее спасибо!
2 ответа
Гостья, 13 ноября 2015 г. в 12:29
Юрий, я тоже не сразу догодалась - запись на видео в начале статьи)
Кузин, 13 ноября 2015 г. в 13:19
Там не ссылка, там видео - в верху справа.
Кузин, 13 ноября 2015 г. в 13:31
Почему то абсолютно ничего не написано, что интонации тесно связаны с эмоциональным настроем. Соответственно, если поменять эмоциональный настрой, то поменяются и интонации. Надеюсь, эта статья дополнится тезисами и примерами о том, что интонации можно менять, меняя эмоциональный настрой. Потому что это разные вещи. Одно дело - искусственно менять интонации, ничего не испытывая эмоционально (это непрофессионально с точки зрения актёров, Станиславский сказал бы "НЕ ВЕРЮ"). А другое дело - менять своё эмоциональное состояний и как следствие - менять интонации.
1 ответ
Гостья, 23 ноября 2015 г. в 07:10
Поменяйте интонацию - поменяется настрой. Не обязательно, я думаю, вызывать в себе определённые эмоции, если головой вы понимаете, что и как надо говорить.
alexenko pavel, 14 ноября 2015 г. в 19:11
Подобные техники применяются в гипнотическом внушении.
Vladimir, 21 ноября 2015 г. в 19:44

Уважаемый Н.И.! Давно знал об организующей роли интонации. Свою собаку заставляю есть, повышая голос с приказной интонацией. Меня этому никто не учил, просто слышал голос человека с понижающей интонацией (это была женщина). Она была просто "ведьма" - её все слушали и уважали, хотя она оскорбляла многих. - И я понял,в чём власть таких людей как Адольф Гитлер или Уинстон Черчилль, слушая их речи. Good luck!

Гость, 25 июля 2017 г. в 15:35

Здравствуйте, Николай Иванович. Большое спасибо за статью. Ситуация у нас очень похожа на ту, что у Надежды. Много думала, искала причины и варианты решения задачи. Ваши ценные наблюдения нам очень помогут.. Ведь скоро сентябрь. Знала о некоторых несовершенствах своей речи. Теперь для благополучия своего ребенка буду работать над собой. Вы - специалист от Бога. Счастья Вам и здоровья.

Материалы по теме:

07 апр. 2018 г.
Правильная интонация спасает жизнь
Я детский врач и иногда мне приходится делать прививки. Вы можете прививки не любить, но я знаю, что от них зависит иногда не только здоровье, но и жизнь ребенка. Так, один раз случилась такая ситуация…
01 янв. 2006 г.
Должен ли ребенок быть послушным? Умное послушание
Вы еще не забыли, что такое послушный ребенок? 
01 окт. 2022 г.
Интонации
Интонации - звуковое, мелодическое и энергетическое обрамление текста речи. Интонации - это тоже общение, только не речевое, невербальное общение.
19 февр. 2016 г.
Как через инициативу воспитывать разумное послушание
Как вы, наверное, уже догадались, в этой статье речь пойдет о различиях между такими понятиями о воспитании ребенка, как послушание и инициатива. С одной стороны, каждый родитель хочет видеть свою дочку или своего сына послушной, дисциплинированным. С другой стороны, для того, чтобы быть успешным в будущей жизни, было бы хорошо, чтобы ребенок был активным и инициативным. Под лежачий камень вода не течет, верно?
16 июн. 2016 г.
Как воспитывать школьников
Интервью Н.И. Козлова журналистке Ирине Толстиковой: — Вы психолог с огромным опытом. К вам на консультацию приходят как люди старшего поколения, так и дети новой России. Кого воспитывают современные московские школы? — Я не могу говорить о школах вообще, а о классных — вполне! Я и сам учился в хорошей школе, и мои дети окончили замечательные школы. В те годы, когда я был школьником, среди лучших были ребята с развитой ценностной сферой. Дети знали, ради чего жить, имели идеалы, они понимали, что жизнь не сводится к тому, чтобы просто поесть, одеться, «позвездить». У нас в школе был театр, мы много читали, гордились тем, что знаем поэзию, литературу. Мы уважали развитых людей, хотели дотягиваться до их уровня.