Эффективные интонации: ваши требования будут выполнены!

01 ноября 2015 г. в 14:33

Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии

Основатель Университета практической психологии

Телеграмм-канал t.me/kozlovni

 

 

Университет практической психологии

Недавно сделал красивое открытие: удалось четко описать, на какие интонации родителей дети отзываются и слушаются, а на какие — не реагируют, пропускают мимо ушей. Точнее, первая часть открытия в том, что дело оказалось именно в интонации родительского обращения, а ни в чем-то другом. А вторая часть открытия в том, что эти эффективные интонации можно достаточно четко описать и на основе этого описания — освоить, выучить.

То есть, если сказать правильные слова с правильной интонацией (которую я расскажу), дети сделают что их просят. А если те же самые правильные слова при тех же отношениях вы скажете с другой интонацией, более привычной среди мам — дети скривят мордочки и ничего делать не будут. Оказалось все достаточно просто, и если вы до сих пор этого не умели, за несколько дней эти эффективные интонации вы сможете освоить. И дети вас начнут слушаться.

Ура! Вау! Праздник!

Понятно, что тут мы не говорим о критических ситуациях, когда отношения детей и родителей полностью разрушены и дети в осознанном протесте. Речь идет о нормальных ситуациях в нормальных семьях, когда дети, если к ним обратиться эффективно — сделают что их попросили, а если попросите невнимательно или неправильно — не сделают. Так бывает часто: пап обычно дети слушаются, а маму любят, но — не слушаются.

Я проводил вебинар со своими студентами в Университете практической психологии, от одной студентки, мамы одиннадцатилетнего сына, прозвучал запрос: что делать с сыном, если у него часто при выполнении домашних заданий «опускаются руки», он теряет веру в себя и говорит, что с этими задачами не справится. При этом он парень толковый, учится в физмат школе и учится хорошо, но перед трудными задачками вот так нередко пасует. Что делать? Я, как один из вариантов, предложил проследить за его форматом: обратить внимание на форму его поведения. Мой опыт подсказывает, если ребенок поправит несчастное лицо на лицо нормальное, расправит опущенные плечи и текст несчастной жертвы заменит на «Я справлюсь! Я умный, у меня получится! Со мною мои родители, мы вместе справимся с любыми трудностями!», то ситуация может решиться. Я показал, как бы это сказал сыну я, после этого моя студентка, Надежда, повторила мои слова практически дословно. Она сказала всё разумно и всё хорошо, но я, как только ее услышал, понял сразу — на ее слова, на так произнесенные ею слова дети не отреагируют, слушаться не будут. После вебинара пару раз прослушал запись и разницу понял.

Даю послушать эту запись вам (в начале статьи справа — видео фрагмент из этого вебинара).

Разницу услышали? Да, и насколько согласитесь, что интонации Надежды звучат менее требовательно? А если так, то в чем же эта разница? В чем же секрет эффективных интонаций?

Самый простой ответ: эффективные фразы имеют интонационное завершение ВНИЗ. Такие интонации воспринимаются как ТВЕРДЫЕ и чаще считаются мужским стилем.

А фразы, которые имеют завершение ВВЕРХ — звучат мягко, по-женски. Они создают ощущение уюта, они дают собеседнику ощущение понимания и соучастия, они помогают поддерживать разговор — но с точки зрения дисциплины они не эффективны. Когда нужно именно организовать ребенка, ими лучше не пользоваться. Их можно включать в разговор, если нужно привлечь внимание (да? вот тут как раз восходящая интонация), но если нужно добиться, чтобы ваше распоряжение было выполнено, нужно пользоваться нисходящей интонацией.

Другая моя студентка, Елена Носкова, к этому главному секрету добавила еще важные дополнительные детали. А именно:

  • это фразы короткие, «рубленные»
  • между каждой смысловой фразой — пауза
  • ударение в каждой смысловой фразе идет на «ключевое» слово
  • акцент на звонких согласных (б, р, ж, в, з, г, д, м, н, в)
  • слова проговариваются четко и твердо, убираем «растягивание» гласных. «Певучесть» гласных звуков — характерная черта для мягких интонаций...

Итак, когда мы хотим кого-то приветить и согреть, мы будем говорить более певуче и использовать интонационное завершение вверх, да? А когда нужно навести порядок, теперь мы знаем, как мы будем действовать по-другому. Будем!

  • Автор Н.И. Козлов
  • Общение и влияние
  • Воспитание детей
  • Обращение в межличностных отношениях
  • Интонации

Комментарии (12):

Жизнь прекрасна, 05 ноября 2015 г. в 16:06
Николай Иванович, спасибо! за статью, за наблюдательность, за то, что облегчаете жизнь родителям, и процесс воспитания. Мы отправили сынишку в спортивную секцию, в общем-то он ещё маленький, и 4-х ему нет. Ходят на занятия с папой, мама в это время занята домашними делами. Истерика на первом занятии, истерика на втором занятии. С папой конечно же все обсуждали, с сыном поговорили и муж, и я. Результата ноль. Собираясь в секцию в третий раз сын плакал, обнимал меня и просил разрешения не ходить. У меня была почти паника, я не могла позволить сыну сдаться, так и не попробовав себя, свои силы. Я присела на корточки и коротко и жёстко объяснила, что он пойдёт на тренировку. И у него есть выбор, он может там плакать, истерить и вытирать сопли, или носиться с мальчишками, веселиться и играть. Это твоё дело, сказала, но ходить будешь! Сын выбрал второй вариант, обещал, что слез больше не будет. На тренировки ходит второй месяц и с удовольствием! ждёт и даже просится). Пока не прочла эту статью, для меня оставалось загадкой, что так подействовало на сына. Я знала, что явно не только слова, так как всегда даю выбрать между "хорошим" вариантом и другим, но не всегда это действует. Будем работать с интонациями, значит. Спасибо!!!
2 ответа
Н.И. Козлов, 05 ноября 2015 г. в 20:55
Пожалуйста. С удовольствием!
Лидия, 21 апреля 2017 г. в 11:04
Я не согласна. Если ребенок не хочет ходить на спортивные занятия, у него есть на это причины. И тогда лучше спросить, а чем или каким видом спорта ему хочется заниматься, подсказать, какие существуют, дать проявить самостоятельность в выборе. Думаю, что так было бы лучше.
Людмила, 12 ноября 2015 г. в 12:55
Спасибо за статью! Давно заметила, что при использовании собесебником интонации ВВЕРХ у меня создается ощущение неуверенности, поиска поддержки, и в деловом общении мне это мешает.
Юрий Ёлкин, 12 ноября 2015 г. в 19:05
В словах "Даю послушать эту запись вам." - нет никакой ссылки. Возможно так и предполагалось. Но если ссылка должна была быть - её можно просто напечатать, а мы скопируем и послушаем. Уж очень интересно! Заранее спасибо!
2 ответа
Гостья, 13 ноября 2015 г. в 12:29
Юрий, я тоже не сразу догодалась - запись на видео в начале статьи)
Кузин, 13 ноября 2015 г. в 13:19
Там не ссылка, там видео - в верху справа.
Кузин, 13 ноября 2015 г. в 13:31
Почему то абсолютно ничего не написано, что интонации тесно связаны с эмоциональным настроем. Соответственно, если поменять эмоциональный настрой, то поменяются и интонации. Надеюсь, эта статья дополнится тезисами и примерами о том, что интонации можно менять, меняя эмоциональный настрой. Потому что это разные вещи. Одно дело - искусственно менять интонации, ничего не испытывая эмоционально (это непрофессионально с точки зрения актёров, Станиславский сказал бы "НЕ ВЕРЮ"). А другое дело - менять своё эмоциональное состояний и как следствие - менять интонации.
1 ответ
Гостья, 23 ноября 2015 г. в 07:10
Поменяйте интонацию - поменяется настрой. Не обязательно, я думаю, вызывать в себе определённые эмоции, если головой вы понимаете, что и как надо говорить.
alexenko pavel, 14 ноября 2015 г. в 19:11
Подобные техники применяются в гипнотическом внушении.
Vladimir, 21 ноября 2015 г. в 19:44

Уважаемый Н.И.! Давно знал об организующей роли интонации. Свою собаку заставляю есть, повышая голос с приказной интонацией. Меня этому никто не учил, просто слышал голос человека с понижающей интонацией (это была женщина). Она была просто "ведьма" - её все слушали и уважали, хотя она оскорбляла многих. - И я понял,в чём власть таких людей как Адольф Гитлер или Уинстон Черчилль, слушая их речи. Good luck!

Гость, 25 июля 2017 г. в 15:35

Здравствуйте, Николай Иванович. Большое спасибо за статью. Ситуация у нас очень похожа на ту, что у Надежды. Много думала, искала причины и варианты решения задачи. Ваши ценные наблюдения нам очень помогут.. Ведь скоро сентябрь. Знала о некоторых несовершенствах своей речи. Теперь для благополучия своего ребенка буду работать над собой. Вы - специалист от Бога. Счастья Вам и здоровья.

Материалы по теме:

Картинка к "Правильная интонация спасает жизнь"
07 апр. 2018 г.
Я детский врач и иногда мне приходится делать прививки. Вы можете прививки не любить, но я знаю, что от них зависит иногда не только здоровье, но и жизнь ребенка. Так, один раз случилась такая ситуация…
0Подробнее →
Картинка к "Должен ли ребенок быть послушным? Умное послушание"
01 янв. 2006 г.
Вы еще не забыли, что такое послушный ребенок? 
Картинка к "Интонации"
01 окт. 2022 г.
Интонации - звуковое, мелодическое и энергетическое обрамление текста речи. Интонации - это тоже общение, только не речевое, невербальное общение.
Картинка к "Как через инициативу воспитывать разумное послушание"
19 февр. 2016 г.
Как вы, наверное, уже догадались, в этой статье речь пойдет о различиях между такими понятиями о воспитании ребенка, как послушание и инициатива. С одной стороны, каждый родитель хочет видеть свою дочку или своего сына послушной, дисциплинированным. С другой стороны, для того, чтобы быть успешным в будущей жизни, было бы хорошо, чтобы ребенок был активным и инициативным. Под лежачий камень вода не течет, верно?
Картинка к "Как воспитывать школьников"
16 июн. 2016 г.
Интервью Н.И. Козлова журналистке Ирине Толстиковой: — Вы психолог с огромным опытом. К вам на консультацию приходят как люди старшего поколения, так и дети новой России. Кого воспитывают современные московские школы? — Я не могу говорить о школах вообще, а о классных — вполне! Я и сам учился в хорошей школе, и мои дети окончили замечательные школы. В те годы, когда я был школьником, среди лучших были ребята с развитой ценностной сферой. Дети знали, ради чего жить, имели идеалы, они понимали, что жизнь не сводится к тому, чтобы просто поесть, одеться, «позвездить». У нас в школе был театр, мы много читали, гордились тем, что знаем поэзию, литературу. Мы уважали развитых людей, хотели дотягиваться до их уровня.