Мама Фима

15 августа 2018 г., 09:39

Автор: Елена Чуевская, психолог

«– Отдай плюшку!
Во-первых, сладкое портит фигуру!
Во-вторых, иди спать!
В третьих, э-э… делай уроки!
А что же ещё, что-то ещё надо.
Ух, какая мука – воспитывать!»

Фрекен Бок

​​​​​​​Как воспитывать – как воспитывать... За мной, читатель, я покажу тебе, как!

Мама Фима

В одной белорусской деревне живет эта дружная семья. Муж, жена и одиннадцать детей. Скажете – много? Прибавьте тридцать повзрослевших, ушедших в большую жизнь, создавших семьи. Они с радостью приезжают в гости, привозят внуков (которых уже два десятка). Мама радуется этим маленьким хулиганам, не разделяя – «от родных» или «от приемных».

Приемных? Да. Так это семейный детский дом? Юридически – да, а практически – семья. Судите сами, это похоже на детский дом?

«Сегодня со школы пришло одно Оно, потом притащилось еще одно Оно. А Оно, потому что было без опознавательных знаков. Я-то знала, кто пришел, все-таки я мама. А окружающие не узнавали. Оно, плюс еще одно Оно, были по самую макушку в грязи…. Две стиральные машины пытаются привести в порядок школьную одежду. А сапоги просто выбросила в мусорку. Они все равно доживали последние дни. Не успела я присесть, чтобы передохнуть, как позвонила Шуркина учительница и целый час жаловалась на моего сорванца».

«С сегодняшнего дня ожидается нашествие внуков… Один внук уже неделю у нас, внучку привезли еще в пятницу, а у остальных заезд в течение трех дней. А я радуюсь. Давно уже некоторых вредителей не видела. Соскучилась.

Самая молодая мамочка сегодня отчиталась: сессию переводную на последний курс сдала. Ура! Ура!»

Я привела цитаты из блога «Любить нельзя работать», который ведет на белорусском форуме «Семейство» Кундикова Маргарита. Под псевдонимом Фима она рассказывает о буднях большой приемной семьи.

Любовь и юмор – иначе проще застрелиться

Дети ходят без шапки, получают двойки и замечания, хлопают дверьми и топают ногами, ломают мебель, дразнят и колотят друг друга – бывает всякое, и маме нужно быть готовой ко всему.

«Ура! Я сделал уроки! – радостно прокричал Кирилл и подбросил вверх книжку. Сверху посыпались осколки от лампочки, и люстра оторвалась вместе с проводом. Свет на одной половине дома погас».

Случались подростковые бунты:

«Как-то раз ХХХ подбила девчонок организовать бойкот против меня. Это я на речку одних, с ее друзьями, дочек не пустила. Утром к завтраку не вышли. Сидят такие миленькие после сна и объявляет мне бунтарша моя:
– Мы есть не будем, вы не имели права нас не пускать, вы нарушили права ребенка. Мы объявляем вам бойкот.
Я смотрю: доченьки такие сытые, попочки круглые, щёчки наливные. И на меня не смотрят, красные все.
«Ну и сидите!» – думаю.
И решила, что весь день буду готовить их самые любимые блюда и не приглашать их кушать. Бастуйте! Борщ сварила такой ароматный с приправами и чесночком, котлетки шкворчали на весь дом, подлива, а к компоту с вишнями ватрушки испекла. Запахи – на всю округу! Дети тарелками звенят, жизнь продолжается. А вечером под самыми окнами спальни шашлыки затеяли. Игры разные, музыка, смех. Смотрю, а они раз за разом из-за шторок выглядывают».

Через печатные строчки чувствуется теплота и доброе внимание к своим «дитяткам», «лапушкам», «сонейкам» – от смешных карапузов до колючих подростков. Любовь не отменяет требовательности, но наказания за проступки не делают эту любовь меньше.

Сразу скажу: поскольку я обещала показать статью перед публикацией главной героине, то буду стараться уменьшить пафос повествования – Рита этого не любит. Она говорит о себе «я – обычная женщина, которая любит детей, временами вредная, как Шапокляк».

Юмор, умение посмеяться над собой и ситуацией стали семейной чертой.

Три дня температура, слабость – мама болеет.

«Шурик уже сегодня возмущался мной.
– Ты думаешь меня воспитывать?! Я уже три дня невоспитанный хожу!!!»

Не уставайте выкликать доброе и не зовите лишний раз дурное

В прекрасной книге психологов Ирины Медведевой и Татьяны Шишовой, которая называется «Книга для трудных родителей», авторы говорят так:

«Правильное воспитание – это повышение уровня личности. Мы называем это психоэлевацией, возвышением души. Не искоренять нужно, а корректировать, преображать и, в конечном итоге, обращать недостаток в достоинство! И тогда упрямец станет упорным, выскочка – лидером, а жадный – бережливым.

Влияние родителей на ребенка вполне сопоставимо с властью гипнотизера. Ребенка же, в свою очередь, можно сравнить с домом, в котором много-много окон. Какое свойство будешь выкликать – такое и выглянет. Не уставайте же выкликать доброе и не будите лишними криками дурное!»

Не знаю, дело в тридцатилетнем воспитательском и родительском опыте или в интуитивно найденном стиле, но Рита применяет его так же легко, как дышит. В ситуации, когда сын обругал дочку грубыми, обидными словами, мама заставляет его … учить стихи. Она вновь и вновь объясняет сыну: грубо к девочке обращаться нельзя, слова «дура дебильная» в нашей семье не разрешаются, будем расширять словарный запас.

«Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный –
Пора, красавица, проснись!»

​​​​​​​Другая ситуация: мальчишка без разрешения взял утюг, сжег носки. Не будем «душить инициативу», завтра будем учиться правильно гладить.

В каждом поступке, какие бы хлопоты он нам не принес, ищем доброе, правильное, росток будущего, которое мы желаем ребенку.

Красота спасет мир

Удивительно, что, несмотря на объективные материальные сложности (сколько стоит только одеть, накормить и собрать в школу больше десятка детей?), в семье Кундиковых есть место и ярким семейным праздникам, и любительским спектаклям, и домашним животным, и даже … павлинам и лебедям.

Зачем? Просто для красоты!

Павлины – это сбывшаяся мечта Риты. Когда «вреднючие детки» учудят из ряда выходящую шкоду, мама идет полюбоваться на павлинов, уточек-мандаринок, декоративных курочек и на душе у нее становится спокойнее.

«Только что подходит Александр четвертый и говорит:
– Мама, иди полюбуйся на курочек. Ты только долго-долго любуйся».

Кто любит труд, того люди чтут

Трудолюбие – ныне непопулярное качество. В моде – предприимчивость, успешность, талант. Только не зря Эдисон говорил, что в гениальности 1% таланта и 99% труда. Родители, научившие детей трудиться, заложили им базу для успешной и счастливой жизни. Лично я считаю одной из главных ошибок в воспитании сына – то, что не считала нужным и не воспитала в нем умение трудиться и любовь к труду.

Семья Кундиковых умеет и любит работать.

«В субботу и воскресенье пришлось всем потрудиться. Докапывали картошку в поле. У нас оставался последний участок. Всего накопали 120 мешков картошки. Убирали огород. Но до конца не успели. Высаживали тюльпаны, нарциссы, пересаживали кустарники. Еще вечером хватило сил и на выпечку шарлотки. Каждый трудился в меру своих сил. Внучок так же трудился, оборвал все обои в коридоре. Придется делать незапланированный ремонт».

Дети впитывают пример родителей, старших братьев и сестер. В деревне на своей земле всегда найдешь, куда «приложить руки». «А как воспитывать ребенка в квартире? Там же нечего делать!» – удивляется Рита.

Новое или хорошо забытое старое?

Любовь, коллективизм и, наконец, труд. Ничего не напоминает?

Верно, это основы воспитания в коммуне имени Горького, которой руководил великий педагог Антон Семенович Макаренко. Если не читали «Педагогическую поэму» – от души рекомендую, это захватывающая история о превращении юных правонарушителей в сильных, порядочных и красивых людей. Антон Семенович создал такой коллектив в коммуне, который влиял на новичков, формировал характеры.

«Видите, как хорошо, когда их много!» – говорит Рита. – «И по хозяйству помогают, и друг дружку между делом воспитывают. Тут главное – правильно вырастить первое поколение, остальные учатся жить, глядя на старших».

Рита с мужем сторонники учения Макаренко: труд, дисциплина и личный пример обязательно приведут к достойным результатам. Стараются быть для сыновей и дочек лучшими учителями. Авторитетными, строгими, но добрыми.

«Не ожидала. Сыну 11 лет. Папин хвостик. Мы сегодня ходили на рынок покупать ему куртку и обувь. Увидел кроликов, которых продавали. Выпросил у меня две девочки кролишки ему подарить. Дома взял электролобзик и починил две старые клетки. Сам!

Забилась канализация. Пока я отчитывала виновников, сын взял тросик для прочистки канализации, по открывал заглушки на трубах и прочистил все. Сам! Сестре поменял «собачку» в замке на куртке. Сам!

Сыну девять лет. Еще один папин хвостик. Полностью взял на себя уход за перепелками и инкубатором. Сам!

Объяснение математики трем сестричкам. Сам!

Эти два папиных хвостика самостоятельно решили ухаживать за нашими птичками. Сами решили! Сами все делают!

Вот так, незаметно, сыновья учатся всему у отца».

Семейное Вече

У А.С. Макаренко в колонии имени Горького наиболее важные вопросы решал своеобразный орган «ребячьего самоуправления» – Совет командиров.

Много раз в заметках Риты упоминается «Семейное Вече». Семейное Вече собирается, обсуждает острые вопросы и принимает решение: дети берут на себя приготовления к чаепитию, возвращаются пропавшие сосиски, старшие дети-студенты покупают продукты и стиральный порошок, дети решают, как провести лето и что можно сделать для младшего поколения. Как в большой семье без самоуправления? Никак.

Грамотный руководитель и замечательная опытная мама Ольга Паратнова рассказывает о своей семье – у них приняты обсуждения важных семейных вопросов на Семейном совете.

Кажется, умные родители внедряют в жизнь семьи этот перспективный инструмент управления и воспитания. А вы решитесь?

Как всё успеть

Если приедете к Рите в гости, увидите слаженную жизнь, которая, кажется, движется сама по накатанной колее. Со стороны создается впечатление, что так жить легко. Но за школьными успехами детей, за сплоченностью, за счастливыми глазами сыновей и дочек стоит огромная работа, без отпуска и выходных, недосып, слезы, труд души.

Как она всё успевает? А вот так:

В пять тридцать встает Маргарита, начинает готовить завтрак.

В шесть утра подъем всех детей. В шесть пятнадцать у семьи зарядка, уже много лет, затем короткое обсуждение планов на день.

До семи утра уборка в комнатах, сбор на учебу. Потом домашние дела: стирка, уборка в комнатах и во дворе, забота о птицах. Мама ставит варить обед, дежурными с вечера начищена картошка, ее только на суп нужно ведро. Рита готовит всегда на три порции больше, чем надо – школьники могут прийти с друзьями, приедут студенты или взрослые дети. Во время приготовления обеда мама занимается с малышами, они рисуют, лепят рядом с ней, слушают сказки. К 13 часам младших детей папа доставляет в школу искусств, к логопеду, на спортивные занятия. Мама в это время проверяет уроки у средних детей, старшие делают все сами.

По вечерам – семейные собрания. В понедельник в семье день настольных игр, во вторник – поэтическая минутка: дети читают стихи, учат наизусть, пытаются сочинять сами. В среду все – от малышей до подростков – изучают художников, обсуждают картины. Кроме прочего, мама учит девочек шитью, вязанию, вышиванию и кулинарным премудростям, папа показывает мальчикам, как починить кран и сколотить табурет.

В каждом человеке – солнце. Только дайте ему светить (Cократ)

Не скажу о Белоруссии, но в России сирот воспитывают плохо.

90% выпускников детских домов, к сожалению, не приспособлены к жизни в обществе.

Каждый год они пополняют ряды преступников и самоубийц, ищут убежище в водке и наркотиках, попрошайничают и оставляют в детских домах своих детей.

Макаренко воспитывал из сирот и правонарушителей достойных членов общества. К сожалению, наши детские дома не укомплектованы штатами Макаренко, а если серьезно, то причины неудач в воспитании сирот кроются в комплексе проблем современного общества.

Есть отдельные талантливые люди, нащупавшие правильную тропку, у них стоит учиться.

Маргарита и Сергей Кундиковы воспитывают настоящих людей: честных, трудолюбивых, заботливых родителей.

В этой огромной семье есть криминалист, строители, повар, экономист, механик, пекарь, швея, ветеринар, энергетик, а больше всего педагогов. Тех, кто уже работает и еще учится в университетах. Математик, химик, будущие учителя белорусского языка, физкультуры, иностранного языка.

Вырастая, когда-то брошенные мальчики и девочки создают крепкие семьи, заботливо и терпеливо воспитывают детишек. Выросшие дети не делятся на кровных и усыновленных, дружат между собой, приходят на помощь, приезжают в гости друг к другу и, конечно, к любимой Маме.

Можно много говорить о Рите Кундиковой, которая стала мамой для сорока трех детей. Рита – победитель проводимых в Белоруссии конкурсов «Женщина года – 2011», «Человек года – 2012», «Гордость нации», ее имя на страницах энциклопедии «Лучшие люди СНГ». Это важно, но если вы хотите понять… Просто прочтите стихи, сочиненные Ритой, в них ее душа и ее призвание:

Я не буду плакать, не могу сердиться
Мне нельзя быть слабой и с судьбой смириться.
Я навстречу буре поднимусь упрямо,
Не могу иначе, потому что мама.

А растреплют крону, обломают ветки,
Остаются корни и поддержат предки.
Ночь гореть в окошке будет свет упрямо –
Не могу иначе, потому что мама.

Ну а если все же и сломает ветер,
Не смирюсь с судьбою ни за что на свете,
Прорасту цветами для детей упрямо.
Не могу иначе, потому что мама!

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "Воспитание - легкое дело, или Золотые правила для родителей"
20 окт. 2017 г.
Участники наших тренингов попросили нас собрать главное, что должны помнить и знать умные родители. Мы улыбнулись и написали. Если вы не только умны, но еще и с чувством юмора, эти правила должна вам понравиться.
20Подробнее →
Картинка к "18 советов по воспитанию детей"
27 янв. 2018 г.
Чтобы воспитание детей для вас стало процессом приятным, полезным и целесообразным, нужно изначально определиться с конечной точкой воспитания.
Картинка к "Мое простое правильное детство"
27 янв. 2018 г.
Я первый ребенок в молодой семье творческих людей, через год и три месяца у меня появился брат. Мы жили с семьей в Туле, сначала в квартире, потом переехали в частный дом, а позже купили дом в пригороде, где я провела свое детство и юношество до момента, когда покинула родительское гнездо. Мои родители имели мастерскую прямо дома, поэтому большую часть времени было их присутствие дома, что позволяло им в перерывах в работе уделять достаточно времени нашему с братом воспитанию.
Картинка к "Приемные дети: опасность врожденных факторов"
03 июл. 2020 г.
Предположим, вы знаете, что своих детей у вас не будет, и размышляете на тему приемного ребенка. Вы слышали, что у детей в интернатах может быть очень неблагополучная наследственность: отставания в интеллектуальном развитии, неконтролируемые аффекты, склонность к бродяжничеству, воровству и алкоголизму.
Картинка к "Дайте ребенку что-то в руки, и он будет у вас в руках"
26 февр. 2016 г.
В предыдущей статье мы рассказали о наших наблюдениях за поведением детей в различных ситуациях. Ситуации эти происходили, происходят, да и будут происходить на лагерных сменах детских лагерей «Эскалибур-Кэмп». Как вы помните, мы разбирали вопрос послушания детей и их инициативности, активности. На первый взгляд, эти две характеристики детей противоречат друг другу, но это не совсем так. Точнее, совсем не так. Ребенок может быть активным, бодрым, инициативным, и – послушным, дисциплинированным. Мечта, а не дитя! Как это сделать?
Картинка к "Детский дом интернат"
01 янв. 2010 г.
Какова эффективность работы детских домов, кого они выпускают? Их эффективность даже не нулевая, а реально отрицательная.
Картинка к "Как бизнесмен создал «Школу фермеров» для детей-сирот"
01 июн. 2015 г.
Вячеслав Горелов, многодетный отец и педагог, создал «Школу фермеров» для детей-сирот. «Почему я хочу начать со статистки? Цифры пугают, просто жуть. Только подумайте – сегодня в России около 950 тысяч детей-сирот. Каждый год в нашей стране появляется около 100–130 тысяч таких ребят». Ежегодно из стен детских домов выходят 15 тысяч выпускников. А после выпуска вливаются в общество только 10% из них. В вузы поступает не более 7%, идут в ПТУ 70%, а 20% вообще нигде не учатся. 85 тысяч сирот не имеют закрепленного жилья.
Картинка к "Как через инициативу воспитывать разумное послушание"
19 февр. 2016 г.
Как вы, наверное, уже догадались, в этой статье речь пойдет о различиях между такими понятиями о воспитании ребенка, как послушание и инициатива. С одной стороны, каждый родитель хочет видеть свою дочку или своего сына послушной, дисциплинированным. С другой стороны, для того, чтобы быть успешным в будущей жизни, было бы хорошо, чтобы ребенок был активным и инициативным. Под лежачий камень вода не течет, верно?
Картинка к "Как за неделю трудного ребенка превратить в человека разумного: методика Эксалибур-кэмп"
23 янв. 2018 г.
Выпускница Университета практической психологии, чемпион мира по мечевому бою Мария Давыдова рассказывает о том, как она работает с детьми в лагере Эскалибур-кэмп. Смотреть обязательно!
Картинка к "Макаренко, Антон Семенович"
01 окт. 2022 г.
Антон Семенович Макаренко родился 1(13) марта 1888 г. в г.Белополье Харьковской губернии, ныне районный центр Сумской области Украины. Отец, Семён Григорьевич, сын рабочего из Харькова, работал старшим маляром Белопольского железнодорожного депо Харьковской железной дороги. Мать, Татьяна Михайловна, урожденная Дергачёва, была дочерью николаевского солдата. В 1895 г. семилетнего Антона отдают в двухклассное начальное училище. Январь 1901 г. - семья Макаренко переезжает в г.Крюков и Антон становится учеником Кременчугского четырехклассного городского училища, которое заканчивает на "отлично" в июне 1904 г.. В августе 1904 г. (в 16 лет) Макаренко становится слушателем одногодичных педагогических курсов при Кременчугском городском училище, имевших целью подготовку преподавателей начальной школы.
Картинка к "Морозов, Дмитрий Владимирович"
01 окт. 2022 г.
Дмитрий Владимирович Морозов - философ, педагог, писатель, основатель психотерапевтического сообщества Китеж. В 1982 году закончил Институт стран Азии и Африки при МГУ им. Ломоносова До 1992 года работал в международном отделе Радиостанции Маяк от редактора до спецкора и комментатора. Защитил кандидатскую диссертацию по истории Индии. В 1992 году создал Педагогическую Ассоциацию Китеж. Переехал из Москвы в Барятинский район Калужской области строить поселок для детей сирот.
Картинка к "Педагогическая система А.С. Макаренко"
02 янв. 2014 г.
Макаренко создал систему, когда детей воспитывала сама его система, а не он. В колонии им. Дзержинского он полностью отказался от воспитателей, и на его попечении оказалось 600 бывших правонарушителей. Были учителя в школе, инженеры на заводе, но детский коллектив в 500-600 человек жил в известной степени самостоятельно. Макаренко был уверен, что дети самостоятельно по сигналу вовремя встанут с постели, приведут в порядок себя и все помещения коммуны. В коммуне никогда не было уборщиц. Воспитанники все убирали сами, притом так, что все должно было блестеть, ведь в коммуну приходило по 3-4 делегации в день. Чистоту проверяли белым носовым платком.
Картинка к "Полезная и вредная помощь детям-сиротам"
01 окт. 2022 г.
Сиротам помогать надо. Это понятно. И пока мы не начали активно работать с детскими домами, мы считали, что этот тезис настолько прост и понятно-однозначен, что обсуждать его особенно нечего, нужно брать и помогать.
Картинка к "Правильное воспитание детей"
01 окт. 2022 г.
Правильное воспитание детей - воспитание, построенное на основе правил и идущее в нужном направлении.
Картинка к "Система Макаренко в наши дни"
01 окт. 2022 г.
После смерти Семена Калабалина, любимого ученика А.С. Макаренко, создавшего несколько успешных коммун по его системе, "в настоящем виде" макаренковские коммуны в России исчезли. Однако - не совсем. В том или ином виде система Макаренко работает и поныне.
Картинка к "Воспитание - легкое дело (про А.С. Макаренко)"
01 окт. 2022 г.
1 марта 1888г. Родился Антон Семенович Макаренко. Имя А.С.Макаренко широко известно в нашей стране и за рубежом. Его опыт изучают и используют педагоги многих стран. Макаренко известен тем, что организовал и возглавил колонии для несовершеннолетних нарушителей и беспризорных детей. К Макаренко приходили дети, которые настолько уже были испорчены, что не могли жить в нормальном обществе: воры, хулиганы, девочки-проститутки. Родители привозили своих детей, когда уже сами не могли с ними справиться.