Детский дом интернат
В 1990 году в России насчитывалось 564 детских дома, в 2004 их количество увеличилось почти втрое и составило 1,4 тысячи. В начале 2007 г. в России насчитывалось 748 тысяч детей-сирот (2,8 % от всей детской популяции (26,5 миллионов).
Это больше, чем во время Второй мировой войны было во всем Советском Союзе вместе с республиками.
Из них: Усыновлено — 153 тысячи. Под опекой — 384 тысячи. Приёмные и патронатные семьи — 37 тысяч. В детских учреждениях — 174 тысячи. Сумма консолидированного бюджета на развитие семейных форм в 2007 году составила 21,4 миллиарда рублей (856 миллионов долларов), включая: из федерального бюджета — 6,2 миллиарда рублей (248 миллионов долларов) из средств субъектов Российской Федерации — 15,2 миллиарда рублей (608 миллионов долларов)
Какова эффективность работы детских домов, кого они выпускают? Их эффективность (сегодня и конкретно в России) даже не нулевая, а реально отрицательная. Из детдомов в общество сегодня выходят преступники, алкоголики и наркоманы. Что касается конкретных цифр, то, по официальным данным Генпрокуратуры РФ только 10 % выпускников российских государственных детских домов и интернатов адаптируются к жизни, 40 % совершают преступления, ещё 40 % выпускников становятся алкоголиками и наркоманами, 10 % кончают жизнь самоубийством. В любом случае детдомовцы живут очень недолго: 80% из них не доживают до 40 лет.
К сожалению, по факту, сегодня детские дома реально вредят обществу. Что с этим делать - не вполне ясно, но факты нужно знать. Кого воспитывают в детдомах...
Скачать сборник Сиротство в России
Для сравнения напомним, что среди почти 3000 воспитанников коллективов под рук. А. С. Макаренко не известно ни одного рецидива, причём многие исследователи судьбы этих выпускников отмечают, что «они были счастливыми людьми». Близких достижений удалось добиться ученикам и продолжателям подходов А. С. Макаренко С. А. и Г. К. Калабалиным (только коллективы под их руководством выпустили в свет около 7000 человек), А. Г. Явлинскому и др.
Тем не менее применение нынешней, судя по плодам её применения, явно не подходящей для данного случая (детских домов) «педагогики» считается нормой и, как указано выше, расширяется ударными темпами, а систему Макаренко преподчитают называть не иначе, как «тюремной педагогикой» и кратко «проходят» в пед. вузах разве что по разделу «история педагогики».
Странная ситуация, не правда ли? Есть огромная проблема, есть деньги для её решения, есть отработанная методика решения проблемы, есть подвижники и энтузиасты....чего не хватает?
Более того система Макаренко работает и поныне, да ещё как работает! Вот пример
Школа №656 им. А.с. Макаренко
Адрес: Москва, Бескудниковский бульв., д. 29
Директор: Николаева Валентина Сергеевна
Опять немного статистики
ЛАУРЕАТ КОНКУРСА "ШКОЛА РОССИИ - 2009",
ЛАУРЕАТ КОНКУРСА АКАДЕМИЧЕСКАЯ ШКОЛА, ЛАУРЕАТ КОНКУРСА имени Леонида Изотовича Рувинского. В 1999 г. школа — лауреат Второго Всероссийского Открытого конкурса «лучшие проекты по международному сотрудничеству в сфере образования». В 2000 г. школа — лауреат Первого Всероссийского конкурса «Трудовая слава России-2000». В 2000 г. школе присвоено почетное звание «Школа века». На IV Московской международной выставке «Школа года-2000» была представлена экспозиция «Школа Макаренко». В 2003 г. школе присвоено почетное звание «Школа года». В 2004 г. школа заняла 1 место в смотре образовательных учреждений всех видов и типов Северного административного округа в номинации «Лучшая общеобразовательная школа». В 2004 г. школа получила статус школы «Здоровья» с «Центром содействия укреплению здоровья обучающихся, воспитанников образовательного учреждения». В 2005 г. школа награждена дипломами "Школа высшей категории" и "Академическая школа" В 2006 г. школа Лауреатконкурса "Во имя жизни на земле" В 2007 г. школа Лауреат конкурса им.Леонида Рувимского в номинации "Школа духовности и гуманизма". В 2006 г., 2008 г. школа победитель« Национального проекта в сфере образования».
|
Загляните на их сайт, кружки работают, эксперименты ставятся, готовы делится методикой. В чём проблема внедрения методики в детских домах, где она просто необходима? 90% сирот в России практически обреченны. Тысячи ребят ежегодно это маргиналы, тысячи преступники. Экономический ущерб от такой методики воспитания, подсчитать практически нереально, но он явно гигантский. Почему не внедряется другая методика, хотя бы экспериментально. Не надо ставить на рельсы системы Макаренко всех и сразу. Вполне вероятно что имеются свои минусы, и где то методика не будет работать, но что мешает применить её точечно экспериментальным путём. Внедрить хотя бы в десятке учреждений и отслеживать результаты.
Комментарии (3):
Ответ прост. С одной стороны: Статья 32 Конвенции о правах ребёнка гарантирует «на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию» А с другой стороны: Производительный труд детей для А. Макаренко был основной частью обучения и воспитания. Поэтому есть и существует эта дилемма. С одной стороны детский труд запрещён в 154 странах, в том числе и в РФ. А с другой - основа Макаренковской педагогики - это производственный труд. И это при том, что Макаренко всемирно признанный гений педагогики. Но запрет на детский труд и детский труд в коммуне, противоречащие друг другу вещи, обойти которые никак не представляется возможным. Единственная возможность использовать систему социального воспитания Макаренко и воплотить её в жизнь это применять её для лиц старше 14-16 лет.
Надо так понимать, что запрещается детский труд в условиях производства за плату. Поэтому есть статья Трудового законодательства, разрешающая труд подростков на неполном рабочем графике. И есть уроки труда, по школьной программе, соответствующие возрасту ученика. Но в сегодняшних реалиях компьютеризации деятельности физический труд все менее востребован, поэтому, соответственно, остаются невостребованными тысячи молодых рабочих рук. Эта часть общества, в которую вливается еще и большой процент выпускников детских домов, образует негативную массу "лишних" людей.