Приемные дети: опасность врожденных факторов

03 июля 2020 г. в 11:34

Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии

Основатель Университета практической психологии

Телеграмм-канал t.me/kozlovni

 

Есть немало ситуаций, где вопрос о врожденных факторах очень актуален. Спасибо науке: сегодня уже для каждого из нас доступны исследования, которые, сделав генетический анализ вашей крови, заранее предупредят вас о риске тех или иных опасных заболеваний. И что? Ваше дело только своевременно обратиться к этим специалистам, самим разбираться в вопросе генетики и врожденных заболеваний вам не нужно.

Другая ситуация. Предположим, вы знаете, что своих детей у вас не будет, и размышляете на тему приемного ребенка. Вы слышали, что у детей в интернатах может быть очень неблагополучная наследственность: отставания в интеллектуальном развитии, неконтролируемые аффекты, склонность к бродяжничеству, воровству и алкоголизму.

И теперь вас интересует, насколько этому нужно верить? Действительно ли фактор врожденного так силен? И, главное, как понять, какое это имеет отношение к детям, чьи медицинские карты сейчас передо мной?

Как в этом разобраться?

Без специальной подготовки — почти никак. Вы не знаете, на что смотреть в этих мед картах, не знаете, какие дополнительные вопросы вам нужно задать по поводу ребенка и его родителей. Например, сколько лет было маме, когда мама рожала? Если 18 лет — дети скорее здоровые, а если 40 лет — высокая вероятность того, что мама уже пила и сидела на наркотиках. А сколько времени младенец был в детдоме без матери? Если больше года, ситуация плохая. А вот если вы покажете детей квалифицированному врачу, он после осмотра что-то важное сказать сможет. А теперь внимание: все это архиважно, но это не про то, что ребенку передается с генами. Здесь уже много приобретенных проблем, которые ребенок мог получить и во время беременности мамы, и за время пребывания в детдоме, — а вы же хотели разобраться с врожденным?

Оставьте эти вопросы теоретикам, вас интересует немного другое. Вам не важно, врожденное или приобретенное, вам важно, насколько ребенок здоров и какие у него перспективы развития. Он высшее образование осилит — или надежд нет? Как это определить?

Отвечаю серьезно: никак. Никак вы это не определите. Практически единственный для вас способ понять, какие возможности и какие ограничения у данного ребенка, какие его склонности и наклонности — начать взаимодействовать с ним. Играть с ним, учить его, воспитывать его. Начать с ним жить. Только в ситуации взаимодействия ребенка и взрослого, наблюдая что и как ловит ребенок из того, что даете ему вы, вы можете по-настоящему понять особенности конкретного ребенка. И чем талантливее вы работаете с ребенком, тем больше вы поймете для себя и сумеете сделать для ребенка.

Но плата за этот эксперимент с непредсказуемым результатом — ваша жизнь. Большой кусок вашей жизни.

Файлы:
  • Автор Н.И. Козлов
  • Как реагировать на проблемное поведение ребенка

Комментарии (1):

Лысенко Р., 14 декабря 2020 г. в 21:00

Николай Иванович, никакого вдохновения тем людям, которые не могут иметь детей и хотели бы усыновить. А последняя фраза, так вообще пугающая. А позитив где? Это так важно тому ребенку и будущей его маме. В их случае, не та мать, что родила, а та что воспитала, дала любовь, привила ценности, выростила Человека и опору в жизни. Это большое искусство. И конечно же, все нужно делать с разумом.

Материалы по теме:

15 авг. 2018 г.
Мама Фима
В одной белорусской деревне живет эта дружная семья. Муж, жена и одиннадцать детей. Скажете – много? Прибавьте тридцать повзрослевших, ушедших в большую жизнь, создавших семьи. Они с радостью приезжают в гости, привозят внуков (которых уже два десятка). Мама радуется этим маленьким хулиганам, не разделяя – «от родных» или «от приемных».
01 янв. 2010 г.
Детский дом интернат
Какова эффективность работы детских домов, кого они выпускают? Их эффективность даже не нулевая, а реально отрицательная.
01 июн. 2015 г.
Как бизнесмен создал «Школу фермеров» для детей-сирот
Вячеслав Горелов, многодетный отец и педагог, создал «Школу фермеров» для детей-сирот. 
01 окт. 2022 г.
Приемные дети
Вопрос вот в чем. Стоит ли скрывать от ребенка, что он усыновлен, или, например, что кто-то из родителей ему неродной? А может, вы считаете, что необходимо с самого начала не создавать из этого "страшную семейную тайну", дабы кто-нибудь со стороны внезапно не открыл её? В таком случае, каким образом поддерживать в ребенке эти "знания"?
01 окт. 2022 г.
Трудновоспитуемый ребенок
Трудновоспитуемый - это не обязательно плохой, злой или вредный ребенок. Умный, смелый и веселый ребенок для ограниченных родителей, стремящихся сделать его удобным для себя, окажется тоже в категории трудновоспитуемых. Однако чаще трудновоспитуемый ребенок действительно трудный и вредный.
01 окт. 2022 г.
Трудный ребенок
Непослушных детей, а тем более детей, «отбившихся от рук», принято обвинять. В них ищут злой умысел, порочные гены и т.п. На самом же деле, в число «трудных» обычно попадают дети не «худшие», а особенно чувствительные и ранимые. Они «сходят с рельсов» под влиянием жизненных нагрузок и трудностей, реагируя на них гораздо раньше и сильнее, чем дети более устойчивые.