Приемные дети: опасность врожденных факторов
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Есть немало ситуаций, где вопрос о врожденных факторах очень актуален. Спасибо науке: сегодня уже для каждого из нас доступны исследования, которые, сделав генетический анализ вашей крови, заранее предупредят вас о риске тех или иных опасных заболеваний. И что? Ваше дело только своевременно обратиться к этим специалистам, самим разбираться в вопросе генетики и врожденных заболеваний вам не нужно.
Другая ситуация. Предположим, вы знаете, что своих детей у вас не будет, и размышляете на тему приемного ребенка. Вы слышали, что у детей в интернатах может быть очень неблагополучная наследственность: отставания в интеллектуальном развитии, неконтролируемые аффекты, склонность к бродяжничеству, воровству и алкоголизму.
И теперь вас интересует, насколько этому нужно верить? Действительно ли фактор врожденного так силен? И, главное, как понять, какое это имеет отношение к детям, чьи медицинские карты сейчас передо мной?
Как в этом разобраться?
Без специальной подготовки — почти никак. Вы не знаете, на что смотреть в этих мед картах, не знаете, какие дополнительные вопросы вам нужно задать по поводу ребенка и его родителей. Например, сколько лет было маме, когда мама рожала? Если 18 лет — дети скорее здоровые, а если 40 лет — высокая вероятность того, что мама уже пила и сидела на наркотиках. А сколько времени младенец был в детдоме без матери? Если больше года, ситуация плохая. А вот если вы покажете детей квалифицированному врачу, он после осмотра что-то важное сказать сможет. А теперь внимание: все это архиважно, но это не про то, что ребенку передается с генами. Здесь уже много приобретенных проблем, которые ребенок мог получить и во время беременности мамы, и за время пребывания в детдоме, — а вы же хотели разобраться с врожденным?
Оставьте эти вопросы теоретикам, вас интересует немного другое. Вам не важно, врожденное или приобретенное, вам важно, насколько ребенок здоров и какие у него перспективы развития. Он высшее образование осилит — или надежд нет? Как это определить?
Отвечаю серьезно: никак. Никак вы это не определите. Практически единственный для вас способ понять, какие возможности и какие ограничения у данного ребенка, какие его склонности и наклонности — начать взаимодействовать с ним. Играть с ним, учить его, воспитывать его. Начать с ним жить. Только в ситуации взаимодействия ребенка и взрослого, наблюдая что и как ловит ребенок из того, что даете ему вы, вы можете по-настоящему понять особенности конкретного ребенка. И чем талантливее вы работаете с ребенком, тем больше вы поймете для себя и сумеете сделать для ребенка.
Но плата за этот эксперимент с непредсказуемым результатом — ваша жизнь. Большой кусок вашей жизни.
Комментарии (1):
Николай Иванович, никакого вдохновения тем людям, которые не могут иметь детей и хотели бы усыновить. А последняя фраза, так вообще пугающая. А позитив где? Это так важно тому ребенку и будущей его маме. В их случае, не та мать, что родила, а та что воспитала, дала любовь, привила ценности, выростила Человека и опору в жизни. Это большое искусство. И конечно же, все нужно делать с разумом.