Льготы на безграмотность
Врач-хирург, один из основателей центра для реабилитации сирот Герман Пятов рассуждает о том, нужно ли выпускникам детдомов высшее образование
"Тёма, вам на 6 человек дали батон хлеба на бутерброды. Вы поделили хлеб ровно поровну. Батон стоит 12 рублей. Сколько стоит хлеб, который съел каждый из вас?"
Тёме 16 лет, он закончил 8-й класс.
Мы - я, Тёма, и еще пять воспитанников одного из провинциальных детских домов - сидим за обеденным столом в нашем реабилитационном центре для детей-сирот. Подростки пришли с работы, приготовили ужин, поели, и теперь "истязаю" их, заставляя считать смету того, что съедено. Это часть программы социальной адаптации. Для ребят - самая тяжелая часть. Детей мы привозим на 2-3 недели, устраиваем на работу в одну из государственных московских компаний. В реабилитационном центре, где они живут, нет нянек и кухарок – наши подопечные сами готовят еду, ведут домашнее хозяйство. Но ничто не пугает их так, как необходимость напрячь мозг, чтобы подсчитать стоимость салата или яичницы.
Для меня неспособность Тёмы ответить на простой вопрос о стоимости хлеба вполне ожидаема. Уже 5 лет мы привозим в наш реабилитационный центр детдомовцев выпускных и предвыпускных классов, причем берем лучших, но все они одинаково не могут решить арифметические задачки за 3-й класс.
С русским языком - те же проблемы. Большинство выпускников детских домов не могут составить даже короткий текст без грамматических и орфографических ошибок.
Но это никого не волнует - у сирот льготы на поступление в вузы. Они идут вне конкурса, главное, чтоб было ЕГЭ. Со времен СССР довлеет ложный стереотип – высшее образование – лекарство от всех социальных болезней. Однако с детдомовцами это «лекарство» не работает. Даже поступив по льготам, в большинстве случаев детдомовцы не в состоянии одолеть программу ВУЗа. Половину отчисляют, те, кто закончил, редко работают по специальности. Высококвалифицированный сантехник, плиточник, электрик за день зарабатывает столько, сколько учитель в глубинке - за месяц.
Есть огромное число крайне востребованных, высокооплачиваемых профессий, для овладения которыми не нужен ни высокий IQ, ни глубокие познания в математике, физике и русском языке. Но мы с маниакальным упорством будем пытаться пихать сирот в ВУЗы, а сантехников завозить из Средней Азии.
Комментарии (1):
Да для работы нужны в первую очередь практические навыки, и умение коммуникации. В последнее время все говорят, что не нужно высшее образование. Может потому что нет связи между программой и специальностью, а еще нет практических навыков. Да и со средним образованием не очень видимо обстоят дела. Ведь хороших сантехников, сварщиков мало и все меньше. А среди женщин даже и парикмахеров, швей, поваров. Придет горе специалист, и потом не знаешь что делать. Мне то важно, чтобы было качественно и по разумной цене - на уровне других предложений. И чтобы вел себя человек адекватно. Пригласили по рекомендации маляра, в итоге выставили. Я и сама потом перекрашивала, и то лучше получилось, а вроде не маляр - опыта меньше. А то пришел, требовал, чтобы мы вышли не то что из комнаты, из квартиры (ага и квартиру оставить, сейчас), нахамил, стены кое как наляпал. В дом бы не пустили, если б знали заранее. Все говорю: хватит с меня, сама покрашу, только никого больше не зовем. Вот электрику, сантехнику конечно не починю - это жаль.