Льготы на безграмотность

31 декабря 2009 г., 21:00

Врач-хирург, один из основателей центра для реабилитации сирот Герман Пятов рассуждает о том, нужно ли выпускникам детдомов высшее образование

"Тёма, вам на 6 человек дали батон хлеба на бутерброды. Вы поделили хлеб ровно поровну. Батон стоит 12 рублей. Сколько стоит хлеб, который съел каждый из вас?"

Тёме 16 лет, он закончил 8-й класс.

Мы - я, Тёма, и еще пять воспитанников одного из провинциальных детских домов - сидим за обеденным столом в нашем реабилитационном центре для детей-сирот. Подростки пришли с работы, приготовили ужин, поели, и теперь "истязаю" их, заставляя считать смету того, что съедено. Это часть программы социальной адаптации. Для ребят - самая тяжелая часть. Детей мы привозим на 2-3 недели, устраиваем на работу в одну из государственных московских компаний. В реабилитационном центре, где они живут, нет нянек и кухарок – наши подопечные сами готовят еду, ведут домашнее хозяйство. Но ничто не пугает их так, как необходимость напрячь мозг, чтобы подсчитать стоимость салата или яичницы.

Для меня неспособность Тёмы ответить на простой вопрос о стоимости хлеба вполне ожидаема. Уже 5 лет мы привозим в наш реабилитационный центр детдомовцев выпускных и предвыпускных классов, причем берем лучших, но все они одинаково не могут решить арифметические задачки за 3-й класс.

С русским языком - те же проблемы. Большинство выпускников детских домов не могут составить даже короткий текст без грамматических и орфографических ошибок.

Но это никого не волнует - у сирот льготы на поступление в вузы. Они идут вне конкурса, главное, чтоб было ЕГЭ. Со времен СССР довлеет ложный стереотип – высшее образование – лекарство от всех социальных болезней. Однако с детдомовцами это «лекарство» не работает. Даже поступив по льготам, в большинстве случаев детдомовцы не в состоянии одолеть программу ВУЗа. Половину отчисляют, те, кто закончил, редко работают по специальности. Высококвалифицированный сантехник, плиточник, электрик за день зарабатывает столько, сколько учитель в глубинке - за месяц.

Есть огромное число крайне востребованных, высокооплачиваемых профессий, для овладения которыми не нужен ни высокий IQ, ни глубокие познания в математике, физике и русском языке. Но мы с маниакальным упорством будем пытаться пихать сирот в ВУЗы, а сантехников завозить из Средней Азии.

  • Детдом

Комментарии (1):

Гость, 01 января 2020 г., 21:39

Да для работы нужны в первую очередь практические навыки, и умение коммуникации. В последнее время все говорят, что не нужно высшее образование. Может потому что нет связи между программой и специальностью, а еще нет практических навыков. Да и со средним образованием не очень видимо обстоят дела. Ведь хороших сантехников, сварщиков мало и все меньше. А среди женщин даже и парикмахеров, швей, поваров. Придет горе специалист, и потом не знаешь что делать. Мне то важно, чтобы было качественно и по разумной цене - на уровне других предложений. И чтобы вел себя человек адекватно. Пригласили по рекомендации маляра, в итоге выставили. Я и сама потом перекрашивала, и то лучше получилось, а вроде не маляр - опыта меньше. А то пришел, требовал, чтобы мы вышли не то что из комнаты, из квартиры (ага и квартиру оставить, сейчас), нахамил, стены кое как наляпал. В дом бы не пустили, если б знали заранее. Все говорю: хватит с меня, сама покрашу, только никого больше не зовем. Вот электрику, сантехнику конечно не починю - это жаль.

Материалы по теме:

Картинка к "Детский дом интернат"
01 янв. 2010 г.
Какова эффективность работы детских домов, кого они выпускают? Их эффективность даже не нулевая, а реально отрицательная.
3Подробнее →
Картинка к "Никаких подарков в детские дома!"
30 дек. 2019 г.
Никаких подарков в детские дома. Да, я имею в виду вовсе не «ребята срочно помогите, у нас в этом году не хватает подарков для несчастных обделенных детишек в детских домах», я имею в виду именно «пожааааалуйста, прекратите издеваться над детьми из детских домов, заваливая их подарками». Я понимаю, что текст этой статьи будет очень больно читать приблизительно половине тех, кто соберется это сделать (крепитесь, позитив в конце). А другая половина будет тихо и печально кивать со словами: «Да, я тоже об этом все время говорю, и это никого не останавливает» Я знаю, что у первых статья вызовет фрустрацию или даже агрессию.
Картинка к "Педагогическая система А.С. Макаренко"
02 янв. 2014 г.
Макаренко создал систему, когда детей воспитывала сама его система, а не он. В колонии им. Дзержинского он полностью отказался от воспитателей, и на его попечении оказалось 600 бывших правонарушителей. Были учителя в школе, инженеры на заводе, но детский коллектив в 500-600 человек жил в известной степени самостоятельно. Макаренко был уверен, что дети самостоятельно по сигналу вовремя встанут с постели, приведут в порядок себя и все помещения коммуны. В коммуне никогда не было уборщиц. Воспитанники все убирали сами, притом так, что все должно было блестеть, ведь в коммуну приходило по 3-4 делегации в день. Чистоту проверяли белым носовым платком.
Картинка к "Полезная и вредная помощь детям-сиротам"
01 окт. 2022 г.
Сиротам помогать надо. Это понятно. И пока мы не начали активно работать с детскими домами, мы считали, что этот тезис настолько прост и понятно-однозначен, что обсуждать его особенно нечего, нужно брать и помогать.