Система Макаренко в наши дни

01 октября 2022 г. в 21:48

После смерти Семена Калабалина, любимого ученика А.С. Макаренко, создавшего несколько успешных коммун по его системе, "в настоящем виде" макаренковские коммуны в России исчезли. Однако - не совсем. В том или ином виде система Макаренко работает и поныне, смотри Детский дом интернат

Главное, что можно сказать: время, в которое создавал свою систему Макаренко, очень похоже на наши дни.

И записей А.С. Макаренко:

«Наш теперешний беспризорный – это не продукт классового распада, а продукт распада семьи. Семья распадается теперь гораздо больше, чем раньше. Причин тому много: более свободная форма семьи, отсутствие принудительного жительства, более напряженное движение человека в обществе, большая загруженность отца и матери работой, отход женщины от семейной ограниченности, материальные и прочие формы противоречий». Из письма в Совнарком УССР, 1934

- кто скажет, что это не про нас?

Педагоги «…имеют жалкий вид. В лучшем случае это люди, насобачившиеся в области своего предмета, которые с раннего утра до позднего вечера гоняют из школы в школу, чтобы побольше заработать. В других случаях и в большинстве — это замученные нуждой, бессилием и семейной обстановкой работники, которые кое-как выполняют свою работу в классе, кое-как удерживаются на своем месте, более или менее удачно обходя опасные склоки и подсиживания, которые ничего не читают, которые кое-как одеты и имеют кое-какую квартиру. Учитель получает жалование, которое почти равно жалованию городской уборщицы или дворника, но дворник получает одежду, а учитель ничего, кроме 100—120 рублей, не получает. Естественно, что на эту работу идет человек, который настолько слаб по своим личным данным, что ни на какую другую работу устроиться уже не может». Из выступления на совещании «освитян», 1927 год

- сразу вспоминаются наши школьные учителя и институтские преподаватели.

"Я считал себя, хвастливо считал, великим специалистом по перековке всякого рода правонарушителей. Я и думал: "Что такое ребенок, имеющий семью, разве трудно его перевоспи-тать, это же мелочь". А как посмотрел я на этих ребятишек, имеющих родителей, так и увидел: куда наши правонарушители годятся. Убийца, развратник, вор, самый отчаянный "путешественник" по сравнению с ребенком, имеющим папу и маму, просто агнец кроткий.

Дети, имеющие семью, большей частью были из хороших семей и очень балованные. Были такие, которые говорили: "У моего папы "вьюик", у моего папы "Линкольн"". Были такие, которые привыкли ездить только в международных вагонах. И вот эти были самыми трудными.

Беспризорный только на меня рассчитывал, на меня одного смотрел: человек дает мне путевку в жизнь. И хоть я иногда давал эту путевку в жизнь грубо, но он знал, что все-таки это путевка в жизнь.Ну, а этот ребенок как смотрел на меня? "Что вы со мной так разговариваете, вы знаете, кто мой папа, вы знаете, кто моя мама?" А в случае чего "смывался" и шел домой.

Так что дети, имеющие семью, нисколько не легче и не проще беспризорных". ("Воспитание в семье и школе")

Основные препятствия сегодня - правовые, юридические. Никто не даст вам землю, никто не даст вам детей, никто не даст вам право давать детям реальную работу, за которую они будут получать деньги. Аналогичные препятствия и за рубежом, где к системе Макаренко относятся с огромным интересом: запрет на детский труд и другие гуманистические требования, не стыкующиеся с реалистичной жесткостью системы А.С. Макаренко.

Файлы:
  • Педагогика Макаренко

Комментарии (0):

Материалы по теме:

15 авг. 2018 г.
Мама Фима
В одной белорусской деревне живет эта дружная семья. Муж, жена и одиннадцать детей. Скажете – много? Прибавьте тридцать повзрослевших, ушедших в большую жизнь, создавших семьи. Они с радостью приезжают в гости, привозят внуков (которых уже два десятка). Мама радуется этим маленьким хулиганам, не разделяя – «от родных» или «от приемных».
01 янв. 2010 г.
Детский дом интернат
Какова эффективность работы детских домов, кого они выпускают? Их эффективность даже не нулевая, а реально отрицательная.
01 июн. 2015 г.
Как бизнесмен создал «Школу фермеров» для детей-сирот
Вячеслав Горелов, многодетный отец и педагог, создал «Школу фермеров» для детей-сирот. 
02 янв. 2014 г.
Педагогическая система А.С. Макаренко
Макаренко создал систему, которая сама воспитывала детей. 
01 окт. 2022 г.
Странная педагогика, которая работает
Обращаясь в произведению А.С. Макаренко: «Я убедился давно, что наибольшее уважение и наибольшая любовь со стороны ребят (…) проявляются по отношению к другим типам людей.