Странная педагогика, которая работает

01 октября 2022 г. в 21:49

09 декабря 2011г. мы смотрели фильм «Майор Пейн» с комментариями Николая Ивановича.

Сюжет фильма нередко повторяет жизненные истории и сюжеты других произведений. Во время просмотра я не раз ловила себя на аналогиях: некоторые черты Пейна слишком уж напоминают кого-то ещё.

Странное начало

Фильм "Майор Пэйн"

Майор Пейн знакомится со своими подопечными весьма агрессивным способом. Это можно объяснить непослушанием детей. Но! Прежде чем требовать – надо дать инструкцию. Разве он её дал? За что же их наказывать? Тем более, что Пейн – человек военный. «Довести» и «расстроить» его не так-то просто. Значит, поведение осознанное. Пейн намеренно дает понять, что мнение группы для него не имеет значения. Это он их оценивает, а не наоборот.

Реальный автор подобных педагогических манёвров в моей жизни - тренер по самообороне и рукопашному бою Ермаков Виктор Владимирович. Боевой офицер, майор МВД, инструктор по боевой и специальной подготовке, он согласился вести тренировки у студентов гражданского ВУЗа каким-то чудом.

Слава Богу, он не побрил нас наголо. В остальном его вводное занятие повторяло поведение Пейна. Вопреки традиции – хвалить тренировки, Виктор Владимирович привел статьи УК РФ «за превышение пределов необходимой обороны» и «причинение вреда здоровью средней тяжести». Перечислил возможные увечья в ходе занятий. Скептически отозвался о наших физических параметрах, и, наконец, перешел к организационным вопросам. Этакое – спокойное присутствие, переходящее в хамство, без намека на заинтересованность.

Проведу параллель с «Педагогической поэмой» А.С. Макаренко. При всей доброте Антона Семеновича первые ощутимые результаты управления подростками появились после того, как он ударил (!) воспитанника. Отдельно можно говорить о том, чего педагогу стоил этот шаг. Но факт остается фактом. Подстраиваться будете вы, а не я.

«Достопочтимые судари и сударушки». О том, что важно, а что нет

Майор Пейн называл своих воспитанников «балбесами» и «дебилами».

Наш тренер – «телами», «туловищами», «пельменями» и «пленными румынами».

Николай Иванович прав: это не задевает. Не задевает ор, комментарии и пародии. Не задевает обращение «девочка в голубой футболке».

Примечание: Я всего одна девушка на всю группу. Я посещаю каждую тренировку. Мы тренируемся четвертый месяц. Меня зовут Наташа.

В какой-то момент это действительно становится не важно. В какой-то момент ор бодрит и придает сил.

Но – при одном условии. Твой тренер – профессионал.

Мы поняли это довольно быстро. Виктор Владимирович не просто демонстрировал приемы. Он преподавал: приводил аналогии из курса физики и механики, доносил смысл каждого движения и давал упражнения на отработку.

Очень часто Виктор Владимирович на время тренировки убирал с пола покрытие. Маты, палас – всё покоилось в конце зала. А нам был предоставлен деревянный пол. Жестко? Да. Неудобно? Да. «А гопник в подворотне вам тоже ковёр постелет???». Виктор Владимирович преподавал практично: как в жизни.

Обращаясь к произведению А.С. Макаренко: «Я убедился давно, что наибольшее уважение и наибольшая любовь со стороны ребят (…) проявляются по отношению к другим типам людей. То, что мы называем высокой квалификацией, уверенное и чёткое знание, умение, искусство, золотые руки, немногословие и полное отсутствие фразы, постоянная готовность к работе — вот что увлекает ребят в наибольшей степени. Вы можете быть с ними сухи до последней степени, требовательны до придирчивости, вы можете не замечать их, если они торчат у вас под рукой, можете даже безразлично относиться к их симпатии, но если вы блещете работой, знанием, удачей, то спокойно не оглядывайтесь: они на вашей стороне, и они не выдадут. Всё равно, в чём проявляются эти ваши способности, всё равно, кто вы такой: столяр, агроном, кузнец, учитель, машинист».

Когда не всё равно

Одним из важных моментов фильма «Майор Пейн», на мой взгляд, является сцена с пьяным отчимом. При всей внешней холодности Пейна он защитил подростка. Ему было не всё равно.

Так же, как не все равно ему было в ситуации с маленьким Тайгером, когда он рассказывал сказку. Когда всё равно – бубнят. Когда не всё равно – включаются, играют.

Наш тренер никогда напрямую не интересовался нами. Казалось, за пределами зала его вообще не волнует наше существование.

Первый раз я усомнилась в данном тезисе, когда, встретив меня на входе в спорткомплекс, В.В. серьезно предупредил: «Еще раз увижу без шапки – на тренировку не пущу». Мне 17 лет, я студентка в чужом городе. То, что кому-то есть дело до моей шапки и головы – удивило.

Мы удивлялись еще не раз. Иногда – по мелочи, иногда – всерьез.

Как минимум четверо из нас устроились на свою первую работу по специальности с подачи В.В. Наверное, это не совсем понятный пример для огромной Москвы. Но для Новокузнецка найти работу по специальности на 3 курсе юр.фака – это удача. Преподаватели пророчили нам безработицу, В.В. ничего не пророчил. Просто давал координаты руководителей, готовых рассмотреть кандидатуры студентов на вакансию юриста.

Я не помню, чтобы В.В. читал нам какие-то лекции по этике применения силы. Но я видела, как менялись наши ребята. Они учились у В.В. не приемам. Они учились у В.В – защищать. Защищать – близких, родных, а иногда и незнакомых людей на улице поздним вечером.

Нет смысла приводить здесь цитаты из «Педагогической поэмы». Потому что вся книга – одно большое «Не всё равно», с первой до последней страницы.

«Жизнь – малина»

Пейн в каждом кадре фильма – бодр, подтянут и радостно-спокоен. Если задуматься, вовсе не очевидная реакция для человека, который после карьеры элитного военного вынужден дрессировать бестолковых детей. Его особо никто не поддерживает. Коллега постоянно читает нотации, директор школы - и вовсе «не от мира сего». Любого «нормального» человека давно бы посетили упаднические настроения. А Пейн – улыбается, сверкая своим железным зубом.

Не могу сказать, что наш тренер ходил просветленным 365 дней в году. Бывало всякое. И на сколько «всякое» - мы не всегда понимали. Работа в милиции – это не те приключения, что показывают в сериалах.

Но В.В. умел переключаться, выбирать нужный настрой. Кажется, стоило ему окинуть нас хитрым взглядом да глубокомысленно протянуть странное выражение: «Жизнь – малина», как все дела за пределами спортзала переставали его волновать. Оставалось – внимание, мастерство и чувство юмора.

В «Педагогической поэме» умение главного героя владеть своими эмоциями хорошо видно в конце произведения. Идеи Макаренко, изложенные в научном докладе, были восприняты в штыки. Макаренко понимал, что за этим последует: репрессии, расформирование колоний. Что принято делать в такой ситуации? Что принято делать, когда дело твоей жизни вот-вот погибнет?

«— Не обращайте внимания, Антон Семенович, — сказал Лапоть. — Собрались, понимаете, зануды…

— Я и не обращаю, — утешил я хлопцев.

Но вопрос был уже решен.

Не содрогнувшись и не снижая общего тона, я начал свертывание коллектива. Нужно было как можно скорее вывести из колонии моих друзей. Это было необходимо и для того, чтобы не подвергать их испытанию при новых порядках, и для того, чтобы не оставить в колонии никаких очагов протеста.

(…)

В колонии я о своем уходе никому не сказал, и Юрьев дал слово молчать.

Я бросился на заводы, к шефам, к чекистам. Так как вопрос о выпуске колонистов стоял уже давно, мои действия никого в колонии не удивили. Пользуясь помощью друзей, я почти без труда устроил для горьковцев рабочие места на харьковских заводах и квартиры в городе. Екатерина Григорьевна и Гуляева позаботились о небольшом приданом, в этом деле они уже имели опыт. До приезда Горького оставалось два месяца, времени было достаточно.

(…)

Я в то время был сильным человеком, и я улыбался пацанам».

«Приличные»

Во время просмотра Николай Иванович спросил: что бы делали дети в момент отъезда Пейна, если они бы были «приличными»? Надо быть «приличными». А между тем, очень понимаю чувства детей.

Мы оказались в похожей ситуации через 4 года. Ни на какую войну В.В. не уезжал. Да, он бывал в «горячих точках». Но наша «беда» пришла совсем с другой стороны. Виктора Владимировича элементарно повышали в должности. Звание подполковника и новая должность – г.Кемерово, областной центр.

На нашу группу тяжко было смотреть. Это были не «пельмени», хуже. Присутствие В.В. еще как-то приводило в рабочее состояние. Но стоило ему оставить кого-то вместо себя вести тренировку - начинались жалобы, все чаще звучало «не могу».

Ситуация осложнялась тем, что никто не знал, когда именно придет приказ о переводе. Завтра? Через неделю? Через месяц? Неопределенность.

Выход нашелся. Фотоальбом. До сих пор мы жалели себя. А каково В.В.? Он едет в другой город, в другой коллектив, в другие условия. Что мы можем для него сделать?

С этого момента посещение тренировок приобрело новый смысл. Мы распределили альбом, каждому по странице – для фотографий, пожеланий и благодарностей. Бери альбом домой, пиши, что хочешь. Условие одно: ни в одной строчке не должно быть нытья. Не ныть! Началась работа. Фотоальбом передавался из рук в руки, заполнялся теплыми словами и пожеланиями, рос фотографиями.

Мы успели. К тому времени, когда пришел приказ, всё было готово. Большой фотоальбом в кожаном переплете вместил все наши пожелания и напутствия.

Вручая подарок, мы почти ничего не говорили. Кто-то из старших попросил:

- В.В., не открывайте сейчас. Лучше дома, под рюмку коньяка.

В.В. выполнил нашу просьбу. Поздно вечером нам пришла смска, одна на всех: «Ребят, это не рюмка коньяка. Тут и бутылки не хватит». Это было не про алкоголь. Это было про другое.

О предстоящем отъезде Макаренко не знал никто из воспитанников. Было ли им проще? Наверное, нет. И вместе с тем – Антон Семенович воспитывал сильных людей. Я думаю, они справились. Главное – вовремя найти дело, взять на себя заботу о других.

Всё будет хорошо, и даже еще лучше

Как и в фильме про Пейна, у нашей истории было хорошее продолжение.

Подполковник Ермаков всего лишь переехал в другой город. Не на Луну улетел, не на Марс. Каждый из нас может приехать в гости, позвонить или передать привет. Делаем ли мы это? Да. Такая традиция. Раз в год – приехать к В.В. в гости. Общение давно вышло за пределы спортивных тем. Мы передаем новости, обсуждаем планы, приходим за советом, делимся важными открытиями… И это правильно.

«Педагогическая поэма»:

«И не только Матвей, приезжали и другие, всегда непривычно для меня взрослые люди: и Осадчий — технолог, и Мишка Овчаренко — шофер, и мелиоратор за Каспием Олег Огнев и педагог Маруся Левченко, и вагоновожатый Сорока, и монтер Волохов, и слесарь Корыто, и мастер МТС Федоренко, и партийные деятели — Алешка Волков, Денис Кудлатый и Волков Жорка, и с настоящим большевистским характером, по‑прежнему чуткий Марк Шейнгауз, и многие, многие другие».

Заключение

Зачем эта работа?

Чтобы еще раз осознать, что в жизни бывает как в кино, и даже лучше.

Чтобы поделиться наблюдениями.

Чтобы ненавязчиво посоветовать «Педагогическую поэму» тем, кто её еще не читал.

Чтобы порекомендовать спорт, если кто не в теме.

А еще – чтобы пожелать каждому из нас в преддверии Нового года: пусть в нашей жизни будет побольше мудрых, добрых и сильных. И пусть мы станем такими же. Наверное, это и есть наша главная работа.

 

Файлы:
  • Педагогика
  • Мужское и женское воспитание
  • Педагогические ситуации
  • Автор Наталья Мэгис

Комментарии (0):

Материалы по теме:

01 янв. 2012 г.
Мужское и женское воспитание
У мужчин и женщин — своя культура и своя психология, отсюда и некоторые отличия в подходе к воспитанию.
01 янв. 2010 г.
Мужское воспитание по Макаренко
«Физические наказания в колонии не практиковали». Это правда, дисциплина была великолепная, это было просто не нужно. 
02 янв. 2014 г.
Педагогическая система А.С. Макаренко
Макаренко создал систему, которая сама воспитывала детей. 
01 окт. 2022 г.
Система Макаренко в наши дни
После смерти Семена Калабалина, любимого ученика А.С. Макаренко, создавшего несколько успешных коммун по его системе, "в настоящем виде" макаренковские коммуны в России исчезли. Однако - не совсем. В том или ином виде система Макаренко работает и поныне.