Воспитание — легкое дело (про А.С. Макаренко)

01 октября 2022 г. в 21:53

Автор: Н.Г. Кирилова

1 марта 1888 г. родился Антон Семенович Макаренко.

Имя А.С.Макаренко широко известно в нашей стране и за рубежом. Его опыт изучают и используют педагоги многих стран. Макаренко известен тем, что организовал и возглавил колонии для несовершеннолетних нарушителей и беспризорных детей. К Макаренко приходили дети, которые настолько уже были испорчены, что не могли жить в нормальном обществе: воры, хулиганы, девочки-проститутки. Родители привозили своих детей, когда уже сами не могли с ними справиться.

Но Макаренко достиг такого мастерства в воспитании детей, что мог с уверенностью сказать: «Воспитание — легкое дело». Настолько это стало легко для Макаренко, что в колонии им. Дзержинского он полностью отказался от воспитателей, и на его попечении оказалось 600 бывших правонарушителей. Были учителя в школе, инженеры на заводе, но детский коллектив в 500-600 человек жил в известной степени самостоятельно. Макаренко был уверен, что дети самостоятельно по сигналу вовремя встанут с постели, приведут в порядок себя и все помещения коммуны. В коммуне никогда не было уборщиц. Воспитанники все убирали сами, притом так, что все должно было блестеть, ведь в коммуну приходило по 3-4 делегации в день. Чистоту проверяли белым носовым платком.

После проверки чистоты в 7ч 10 мин завтрак. Затем сигнал на работу и учебу. Бывшие правонарушители не только заканчивали десятилетку, после которой многие поступали в ВУЗы, но и обязательно работали по 4 часа в день.

Работать должны были просто для того, чтобы жить. Коммуна им. Дзержинского не получила за время своего существования практически ничего от государства. Коммуне помогали чекисты, отдавая часть своего жалования, но этого хватало только на половину потребностей. В первые годы коммуна переживала очень большую нужду. Были моменты, когда в течение дня ели один хлеб. И в этих условиях уже через 3 года коммуна отказалась от помощи чекистов, и на свои собственные деньги начала строить завод электроинструментов, первый в Стране. Завод был построен меньше чем за год, и воспитанники стали выпускать электросверлилки, которые до этого страна покупала за рубежом. Но на этом не остановились и освоили производство фотоаппаратов «Лейка».

Фотоаппарат «Лейка» — это 300 деталей с точностью до 0,001 мм, это оптика, которую в царской России не знали вообще. Дети справились! В 16-19 лет уже становились мастерами, начальниками производства.

Производство в коммуне было не просто рентабельно, а высокорентабельно. Прибыль коммуна отдавала государству в размере 4,5 млн. руб. в год. Кроме этого производство электросверлилок и фотоаппаратов имело государственное значение, потому что освободило государство от ввоза иностранной продукции на 1.5 млн. руб. золотом в год.

Воспитанники получали зарплату, на которую содержали себя, младших членов коммуны, выплачивали стипендии бывшим коммунарам, обучавшимся в ВУЗах, откладывали деньги на сберкнижки для накопления средств к моменту выхода из коммуны, содержали оркестр, театр, оранжерею цветов, организовывали походы и другие культурные мероприятия.

Несмотря на то, что дети и работали и учились, жили очень интересно. Каждое лето устраивали походы в Крым, на Кавказ, по Волге. Жили дружно и весело. Ни ссоры, ни драки в коммуне не допускались. Макаренко пришел к такой дисциплине, которая была похожа на идиллию, истинную форму которой он показал в романе «Флаги на башнях». Выходили из коммуны люди, подготовленные к жизни, имеющие среднее образование и высокую рабочую квалификацию.

Хочется пожелать всем педагогам и родителям такого мастерства, чтобы они подтвердили слова Макаренко: «Воспитание — легкое дело».

Файлы:
  • Перевоспитание

Комментарии (1):

Болотбек Мамбетов, 13 апреля 2015 г. в 10:46
Я подтверждаю, хотя и не педагог, что воспитание - лёгкое дело. Потому и не работаю в этой системе что очень усложнили как не воспитывать детей, и чтобы бороться с этой махиной антипедагогики мне наверное пришлось бы применить пулю.

Материалы по теме:

15 авг. 2018 г.
Мама Фима
В одной белорусской деревне живет эта дружная семья. Муж, жена и одиннадцать детей. Скажете – много? Прибавьте тридцать повзрослевших, ушедших в большую жизнь, создавших семьи. Они с радостью приезжают в гости, привозят внуков (которых уже два десятка). Мама радуется этим маленьким хулиганам, не разделяя – «от родных» или «от приемных».
01 июн. 2015 г.
Как бизнесмен создал «Школу фермеров» для детей-сирот
Вячеслав Горелов, многодетный отец и педагог, создал «Школу фермеров» для детей-сирот. 
05 авг. 2014 г.
Как вырастить Личность. Воспитание без крика и истерик (Л. Сурженко)
Родившийся малыш подобен зернышку. В нем заложено всё. Но прорастет ли оно? Вырастет ли из него красивое, цветущее и плодоносящее растение? Разовьются ли в полной мере способности? Это зависит от родителей. В книге Леонида Сурженко затронуты самые важные и «болезненные» вопросы воспитания. Родители узнают, как воспитать здорового, счастливого, умного, креативно мыслящего человека. Издание поможет и родителям стать интересными для своих детей, сформирует их авторитет в глазах ребенка. Ведь дети – это самое важное вложение наших сил, души, времени и денег!
01 окт. 2022 г.
Макаренко, Антон Семенович
Антон Семенович Макаренко родился 1(13) марта 1888 г. в г.Белополье Харьковской губернии, ныне районный центр Сумской области Украины. Отец, Семён Григорьевич, сын рабочего из Харькова, работал старшим маляром Белопольского железнодорожного депо Харьковской железной дороги. Мать, Татьяна Михайловна, урожденная Дергачёва, была дочерью николаевского солдата. В 1895 г. семилетнего Антона отдают в двухклассное начальное училище. Январь 1901 г. - семья Макаренко переезжает в г.Крюков и Антон становится учеником Кременчугского четырехклассного городского училища, которое заканчивает на "отлично" в июне 1904 г.. В августе 1904 г. (в 16 лет) Макаренко становится слушателем одногодичных педагогических курсов при Кременчугском городском училище, имевших целью подготовку преподавателей начальной школы.
02 янв. 2014 г.
Педагогическая система А.С. Макаренко
Макаренко создал систему, которая сама воспитывала детей. 
01 янв. 2013 г.
Создавать ребенку нужную среду
Воспитание через воспитывающую среду — основной принцип в педагогической технологии А.С.Макаренко. 
01 янв. 2002 г.
Воспитание детей
Если детей не воспитывать, они так или иначе воспитаются сами, но с каждым поколением уровень будет немного ниже.