О творчестве и непослушных детях
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovn
Все ценят творчество, но боятся жить рядом с творцами.
Ну и зря, творцы тоже могут быть очень даже приличными людьми. Я вам об это расскажу!
Мне пишут:
Послушные дети редко вырастают в творцов! «Послушный творец» звучит как «беспокойный йог»: такого не бывает!
Он самостоятелен, он инициативен, он любопытен. Творец не хочет жить «как все», он творит собственные правила! Творец непослушен!
Отвечаю.
Это и так, и не так. А как правильно?
Творчество начинается с личности. Уже с детства видны дети с живыми глазами, с искренним любопытством к вопросу «А как это устроено?», с попытками разобраться и сделать лучше, чем есть. Тупо слушаться — нет, они так не могут и не хотят. Просто сделать — им не интересно, им важно разобраться. В этом плане — они действительно непослушны.
Но они еще не творцы, я бы их назвал «задиристые птенчики». Слабенькие они, у них нет знаний, чтобы продвигать свою точку зрения, им не хватает собранности и дисциплины, чтобы не отвлекаться, чтобы пробивать, чтобы пробиваться. Талантливым задиристым птенчикам нужны учителя, нужны тренеры.
Личность ученика должна встретиться с личностью учителя и тренера
А чтобы учиться, вначале нужно послушание. Нужно послушание, чтобы грамотно построить свои мозги творца, чтобы точно ставить задиристые вопросы. Нужно послушание, чтобы тренировать стойкость, чтобы не сдаваться в сопротивлении, чтобы уметь пробивать и пробиваться.
Послушание — это первый этап учебы творца
Второй этап — наработка дисциплины
Послушный слушает того, кто ему говорит, а дисциплинированный слушается внутренних правил. Это непросто. В душе есть и разные хочулки, и нехочулки, и интересно, и устал. А правило требует: делай так, не делай по-другому. Делай это, не делай то. Это трудно. Но без дисциплины не будет творца. А дисциплина нарабатывается только у тех, кто вначале умел слушаться учителя и тренера.
Третий этап — сотрудничество
Надо научиться работать вместе с другими, а это требует ума и дисциплины. Будущему творцу это непросто, творец рядом с другими творцами — это гремучая смесь темпераментов, а чтобы не взрываться, когда-то усмирять себя — да, дисциплина необходима.
Четвертый этап — самостоятельное творчество
И только на последнем, четвертом этапе, вырываясь вперед и работая самостоятельно, умея подключать других людей под свои сумасшедшие проекты, Творец становится самим собой: живым, свободным и непослушным. Бывший птенец выходит на этап самостоятельного творчества.
Но начиналось то все — с послушания. Если не было первоначального послушания, задиристые птенчик не сможет творить, он будет только вытворять. Но если послушание будет с учителем, который будет внушать только тупое послушание, задиристые птенчик в человеке умрет, и человек превратится в обычного исполнителя.
Весь вопрос — в личности учителя и тренера
Чему учили они? Тупо слушаться или слушаться умно, вдумчиво? Думать лениво, отключая уставшие мозги — или тренировать мозги, чтобы они работали всегда, всегда, не уставая?
Армия учит слушаться, но там через послушание делают исполнителей, а не творцов. Впрочем, когда армия готовит внешнюю разведку... Вы знакомы с этими живыми, внимательными, веселыми людьми, которые умеют импровизировать и добиваться результата там, где другие упираются в стену?
Штирлиц — кадровый офицер. И Штирлиц — настоящий Творец!