О творчестве и непослушных детях

20 октября 2023 г. в 09:32

Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии

Основатель Университета практической психологии

Телеграмм-канал t.me/kozlovn

 

 

Все ценят творчество, но боятся жить рядом с творцами.

Ну и зря, творцы тоже могут быть очень даже приличными людьми. Я вам об это расскажу!

Мне пишут:

Послушные дети редко вырастают в творцов! «Послушный творец» звучит как  «беспокойный йог»: такого не бывает! 
Он самостоятелен, он инициативен, он любопытен. Творец не хочет жить «как все», он творит собственные правила! Творец непослушен! 

Отвечаю.

Это и так, и не так. А как правильно?


Творчество начинается с личности. Уже с детства видны дети с живыми глазами, с искренним любопытством к вопросу «А как это устроено?», с попытками разобраться и сделать лучше, чем есть. Тупо слушаться — нет, они так не могут и не хотят. Просто сделать — им не интересно, им важно разобраться. В этом плане — они действительно непослушны.

Но они еще не творцы, я бы их назвал «задиристые птенчики». Слабенькие они, у них нет знаний, чтобы продвигать свою точку зрения, им не хватает собранности и дисциплины, чтобы не отвлекаться, чтобы пробивать, чтобы пробиваться. Талантливым задиристым птенчикам нужны учителя, нужны тренеры.

Личность ученика должна встретиться с личностью учителя и тренера

А чтобы учиться, вначале нужно послушание. Нужно послушание, чтобы грамотно построить свои мозги творца, чтобы точно ставить задиристые вопросы. Нужно послушание, чтобы тренировать стойкость, чтобы не сдаваться в сопротивлении, чтобы уметь пробивать и пробиваться.

Послушание — это первый этап учебы творца

Второй этап — наработка дисциплины

Послушный слушает того, кто ему говорит, а дисциплинированный слушается внутренних правил. Это непросто. В душе есть и разные хочулки, и нехочулки, и интересно, и устал. А правило требует: делай так, не делай по-другому. Делай это, не делай то. Это трудно. Но без дисциплины не будет творца. А дисциплина нарабатывается только у тех, кто вначале умел слушаться учителя и тренера.

Третий этап — сотрудничество

Надо научиться работать вместе с другими, а это требует ума и дисциплины. Будущему творцу это непросто, творец рядом с другими творцами — это гремучая смесь темпераментов, а чтобы не взрываться, когда-то усмирять себя — да, дисциплина необходима.

Четвертый этап — самостоятельное творчество

И только на последнем, четвертом этапе, вырываясь вперед и работая самостоятельно, умея подключать других людей под свои сумасшедшие проекты, Творец становится самим собой: живым, свободным и непослушным. Бывший птенец выходит на этап самостоятельного творчества.


Но начиналось то все — с послушания. Если не было первоначального послушания, задиристые птенчик не сможет творить, он будет только вытворять. Но если послушание будет с учителем, который будет внушать только тупое послушание, задиристые птенчик в человеке умрет, и человек превратится в обычного исполнителя.

Весь вопрос — в личности учителя и тренера

Чему учили они? Тупо слушаться или слушаться умно, вдумчиво? Думать лениво, отключая уставшие мозги — или тренировать мозги, чтобы они работали всегда, всегда, не уставая?

Армия учит слушаться, но там через послушание делают исполнителей, а не творцов. Впрочем, когда армия готовит внешнюю разведку... Вы знакомы с этими живыми, внимательными, веселыми людьми, которые умеют импровизировать и добиваться результата там, где другие упираются в стену? 

Штирлиц — кадровый офицер. И Штирлиц — настоящий Творец!

  • Ребенок слишком послушный
  • Послушание ребенка
  • Автор Н.И. Козлов

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "Послушный или самостоятельный?"
01 янв. 2010 г.
Послушным я называю человека, который считает, что объективно(!) существует некая правильная мораль и следующие из неё должные нормы поведения.
0Подробнее →
Картинка к "Должен ли ребенок быть послушным? Умное послушание"
01 янв. 2006 г.
Вы еще не забыли, что такое послушный ребенок? 
Картинка к "Как через инициативу воспитывать разумное послушание"
19 февр. 2016 г.
Как вы, наверное, уже догадались, в этой статье речь пойдет о различиях между такими понятиями о воспитании ребенка, как послушание и инициатива. С одной стороны, каждый родитель хочет видеть свою дочку или своего сына послушной, дисциплинированным. С другой стороны, для того, чтобы быть успешным в будущей жизни, было бы хорошо, чтобы ребенок был активным и инициативным. Под лежачий камень вода не течет, верно?
Картинка к "Как сделать ребенка послушным"
01 окт. 2022 г.
Вопрос: моя дочка меня не слушает. Кажется, она игнорирует все, что я бы ни сказала, даже если я кричу или угрожаю ей. Как заставить ее слушать меня?