Убеждение
Убеждение — это направленное воздействие на человека посредством аргументов.
Обычные средства убеждения — это показ, рассказ и обоснование (аргументация).
Как вид психологического воздействия, убеждение — это воздействие прямое и обращенное к сознанию.
Этим убеждение отличается, например, от внушения, которое обращено к подсознанию.
В целом убеждение относится к мягким формам влияний (в сравнении с физическим воздействием и другими средствами принуждения), однако в исполнении разных людей убеждение может звучить очень различно. Если убеждение в исполнении Душки течет мягко и душевно, то Силовик, убеждая, чаще аргументами бьет и давит↑.
Смотри видео «Что вскочил? Убеждай!» из фильма «Ликвидация»
Убеждения влияют на поведение, хотя и не прямым образом. Можно сказать, что убеждение — это внутреннее побуждение или принуждение к действию через обращение к разуму.
Сравни: мотивация — это внутреннее побуждение или принуждение к действию через обращение к чувствам.
Не являясь убеждением, его заменяют и нередко выполняют ту же функцию внушение, обратная связь, самовнушение.
Факторы, влияющие на действенность убеждения
Анализируя факторы, влияющие на действенность сообщения, Эллиот Аронсон и Энтони Пратканис выделили четыре стратагемы влияния: предубеждение, доверие к источнику, послание и эмоции. См.→
Если нас собеседник может и хочет обдумывать то, что мы ему говорим, для убедительности мы должны приводить аргументы. Если человек слушает нас «в пол уха», невнимательно, более убедительными оказываются не аргументы, а что-то привычное и понятное, кажущееся разумным↑.
Для типовых ситуаций общения можно сформулировать следующие правила убеждения:
- Правило Гомера: наиболее убедителен следующий порядок аргументов: сильные — средние — один самый сильный.
- Используйте метод Сократа: для получения положительного решения по важному для вас вопросу поставьте его на третье место, предпослав ему два коротких, простых для собеседника вопроса, на которые он без затруднения ответит вам «да».
- Чем статуснее человек, тем сильнее кажутся его аргументы.
- Тот, кто понравился, кажется более убедительным.
- Начинайте с того, что вас сближает.
- Аппелируйте к интересам и потребностям людей.
- К своим словам добавьте душу и тело.
- Наглядность!
- Больше обращайтесь к эмоциям!
«Эффективная коммуникация:
от обсуждения разногласий к проведению эффективного совещания»
В курсе 9 видеоуроков. Посмотреть >>