Типология роста и развития личности
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Различные типы роста и развитие личности определяются в первую очередь двумя вопросами:
- Что является движущей силой, мотором изменения?
- Каково направление изменений, чем или кем оно определяется?
Мотором, движущей силой роста и развития может быть:
- Сложение внутреннего потенциала роста и жизненных обстоятельств: «Я расту естественным образом». Это естественный, стихийный, пассивный личностный рост
- Собственная сознательная инициатива: «Я активно развиваю себя сам», процесс мною управляем, это активный личностный рост.
- Инициатива других людей или организаций: «Со мной занимаются» См.→
Направление, в свою очередь, может определяться:
- Моими врожденными особенностями, интересами и способностями,
- Заинтересованным окружением: семьей, школой, социальными организациями,
- Жизненными проблемами и обстоятельствами,
- Моими личными сознательными выборами, решениями
Три варианта движущих сил и четыре варианта направлений в целом дают типологию роста и развития личности: матрицу из двенадцати значимых смыслов, которым можно дать следующие названия.
- Я расту естественным образом, направление роста определяется моими врожденными особенностями.
Бенджамину Франклину нравилось читать, и ему, когда могли, покупали книги. А когда заметили у него интерес к учебе, стали водить в деревенскую школу. Что это? Это общее развитие.
- Я расту естественным образом, мною управляют жизненные проблемы и обстоятельства
Я занимался музыкой, но музыкальный кружок закрылся и меня отдали на спорт, потому что он был близко к дому. Ребята во дворе много дрались, я тоже научился драться. Мне подарили гитару, мне показалось прикольно, я разучил несколько аккордов. Девушка ищет круг общения, со скуки пошла на тренинги личностного роста, там немного потусовалась. Это — стихийное развитие.
- Я расту естественным образом, направление и рамки моего роста определяет мне заинтересованное окружение.
Когда Бенджамин Франклин был маленьким, во время еды за общим столом его отец всегда заводил какую-нибудь интересную и нравоучетельную беседу. Что это? Это обычное воспитание.
- Я расту естественным образом, самостоятельно выбирая направление своего роста.
Трудно сказать, как это получилось, но мальчику запала в душу идея стать военным летчиком. В принципе, он остался таким же лентяем, как и был, но преимущественно стал читать книжки по военных летчиков, даже увлекся авиамодельным кружком в школе, хотя другие школьные предметы, не касающиеся летного дела, стал игнорировать. Как это назвать? Фрагментарное развитие?
- Я активно развиваю себя сам, реагируя на жизненные проблемы и обстоятельства.
Бенджамин Франклин освоил профессию наборщика, потому что это могло его прокормить. Это — саморазвитие как ответ на жизненные вызовы.
- Я активно развиваю себя сам, самостоятельно выбирая направление своего развития.
Я составил план собственного развития и занимаюсь тем, что я выбрал, в рамках тех требований, которая здесь необходимы. «Мне лениво» — уже не катит. Я решил делать 15 подтягиваний ежедневно в течение года — я буду это делать. Это уже осознанное и волевое личностное самосовершенствование.
- Я активно себя развиваю в направлении, определенном моими врожденными особенностями и способностями.
В каком направлении я буду себя развивать, я четко не планирую, скорее выбирая то, что подсказывает мне мое сердце и что у меня «идет». Но без развития я себя не мыслю, качественные результаты я люблю, поэтому свои таланты я реализую по максимуму. Это — самореализация.
- Я активно развиваю себя в заданном обществом направлении.
Бенджамин Франклин в возрасте 22 лет составил список из 13 добродетелей, которым себя усердно учил: бережливость, трудолюбвие, справедливость, смирение...↑ Это — классическое самовоспитание.
- Со мной занимаются, мне помогают развиваться для решения мною встающих перед мной проблем.
- Со мной занимаются, мне помогают развиваться в том направлении, которое соответствует моим особенностям.
Группы личностного роста.
- Со мной занимаются, мне помогают развиваться в том направлении, которое я выбрал.
- Со мной занимаются, мне помогают развиваться в заданном обществом направлении.
В данной типологии молчаливо используются два допущения:
- предлагается, что человек всегда активен, и
- предполагается, что конфликта между человеком и общества нет.
Если выйти за рамки этих допущений и рассмотреть варианты, когда человек пассивен либо стремления и привычки человека входят в конфликт с требованиями общества, у нас появятся дополнительные смыслы. Например:
- Я пассивен (либо мое естественное движение противно обществу), но из меня делают то, что нужно окружающим и обществу = социализация, формирование.
- Я привык и хочу жить по-своему, общество занимается переделкой меня в нужном ему направлении — перевоспитание.
Где рост, где развитие?
Если при всех позитивных изменениях в личности сохраняется ее личностная идентичность (ведущие ценности и личностные роли), можно говорить о личностном росте (количественные изменения).
Если в процессе позитивных изменений личностная идентичность меняется, человек начинает осознавать себя другим и вести себя как другой (не как мальчик, а как мужчина, не как беспомощный, а как способный, не как ведомый, а как лидер) — говорится о развитии личности (качественные изменения).
Если в процессе обучения человек приобретает навыки, качественно меняющие его способность решать те или иные ситуативные задачи, но не меняющие его личностную идентичность, происходило общее развитие личности в рамках личностного роста.
Это инструментальные тренинги, усвоение конкретных, узко-ситуативных навыков.
Если в процессе обучения человек приобретает навыки, качественно меняющие его способность решать задачи в широком круге ситуаций, навыки универсального плана (ответственность, позитивность, конструктивность), это меняет его качественно, как личность.
Тренинги, которые это обеспечивают — тренинги развития личности.