Саморазвитие

01 января 2006 г. в 08:31

Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии

Основатель Университета практической психологии

Телеграмм-канал t.me/kozlovni

 

 

Саморазвитие — развитие из себя, из внутреннего источника. Когда человек рад возможности узнать что-то новое, учится новому, осваивает новые навыки — человек занят саморазвитием.

»Ð”рамкружок, кружок по фото, а еще и петь охота...» — в отличие от самосовершенствования, где человек обдумывает цели своего развития, планирует свое развитие, саморазвитие — преимущественно стихийный процесс. При саморазвитии человек не планирует, по крайней мере четко, в каком направлении он будет себя развивать, скорее выбирая то, что подсказывает ему его сердце и что у него «Ð¸Ð´ÐµÑ‚». Саморазвитие — активное развитие себя в направлениях, определенных врожденными особенностями и способностями человека.

Как это ни кажется парадоксальным, детям саморазвитие не свойственно, или свойственно в малой степени: детям все интересно, но их быстрое развитие — результат скорее их высокой восприимчивости, а не склонности к саморазвитию. Детям интересно играть и развлекаться, а высокая восприимчивость к тому, что их окружает и что дают им взрослые, обеспечивает их развитие. Склонность к саморазвитию детям детям не дана, а прививается взрослыми.

Или не прививается, и тогда дети растут, как овощи, не понимая, зачем им что-то узнавать и чему-то учиться.

В Москве, на международном конгрессе по психологии, состоялась дискуссия о депривации и был предложен умственный эксперимент с Робинзоном. Ученым был задан вопрос: представьте, что на острове со всеми благоприятными условиями (еда, вода, телевизор, все вещи) оказался 5-летний ребенок. Вопрос: будет ли происходить развитие ребенка, или он останется на том же уровне? Ответ был единодушен: нет, развития не будет. У ребенка склонности к саморазвитию еще нет, оно может возникнуть позже, если ребенка этому научат.

Интерес к саморазвитию обычно характерен для подросткового и юношеского возраста, когда энергии много, а больших задач по жизни еще нет: семьи нет, работа не обязывает, а школьная и прочая учеба занимает не самую большую часть времени. Большинству взрослых людей не до саморазвития, люди заняты работой, заработком денег, детьми и развлечениями, и только ближе к пенсии склонность к саморазвитию просыпается опять.

И тогда люди едут в Турцию не просто полежать на пляже, а сходить на экскурсии, и не просто поставить галочку «Ð±Ñ‹Ð»Ð° на экскурсии», а заранее читают про исторические места, начинают думать и разбираться.

Если вам важно себя развивать, если вы хотите делать это всерьез, а не как одно из развлечений, это нужно делать все-таки планово, как любое другое серьезное дело. Ð’ этом случае это будет развитие не только потому, что вам сейчас это нравится и у вас хорошо пошло, а потому что вы знаете, какие черты, способности и компетенции вам нужно развить, вы понимаете как вы будете это делать — и делаете это, радуясь качественным результатам.

Подробнее смотри статьи Самосовершенствование и Как работать над собой. Умные люди начинают ходить на психологические тренинги (только качественные тренинги), а самые серьезные начинают работать на Дистанции — системе пошагового развития себя.

  • Развитие
  • Автор Н.И. Козлов
  • Самосовершенствование

Комментарии (6):

Deleted Deleted, 28 января 2015 г. в 22:36
Добрый день! Николай Иванович, я бы хотела Вас попросить порекомендовать фильмы, полезные как примеры правильной постройки отношений м-ж и саморазвития. Фильмов много, все не пересмотреть чтобы найти что нужно, нуждаюсь в Вашем совете. Статьи и книги читаю, в том числе Ваши, но хочется больше визуализованных примеров. Спасибо!
Н.И. Козлов, 28 января 2015 г. в 23:48

Боюсь помочь не смогу: фильмы смотрю редко, да и в фильмах показывают скорее проблемы, нежели образцы. Навскидку милый фильм "Барышня-крестьянка", но насколько он ответит на ваши вопросы? Может быть, все-таки становиться на Дистанцию? Там с помощью ведущего можно и на себя качественную обратную связь получить, и развить в себе все необходимые качества.

Азим, 04 июня 2015 г. в 19:26
В статье противоречия.
1 ответ
Н.И. Козлов, 04 июня 2015 г. в 19:31
Что вы имеете в виду, Азим?
Гость, 02 февраля 2019 г. в 15:49

Интересно, хотелось бы почитать какое то продолжение статьи.

1 ответ
Гость, 17 мая 2019 г. в 06:04

Статья понравилась! Автору огромное спасибо, есть что для себя подчеркнуть.

Материалы по теме:

Картинка к "Инструментальные тренинги"
01 окт. 2022 г.
Инструментальные тренинги - тренинги с задачей обучить конк­ретным навыкам в деловой или личной сфере. Например, дать инструменты по совершенствованию бизнеса: тренинги по логистике, бухгалтерскому учету. Или: курсы скорочтения, макияжа, кулинарии, парикмахеров, оказания первой помощи.
0Подробнее →
Картинка к "Как работать над собой"
01 янв. 2010 г.
Людей, ВЕРЯЩИХ в то, что себя можно изменить — немного. Еще меньше людей, ГОТОВЫХ себя менять.
Картинка к "По пути саморазвития (К. Балашов)"
01 окт. 2022 г.
​Десятки сайтов и блогов в русскоязычном интернете посвящены саморазвитию и самосовершенствованию, и содержат много полезных советов. Но что такое саморазвитие и самосовершенствование? Есть две основных формулировки. Первая - все, что делается к лучшему, то и саморазвитие. Удержался, не выпил пива вечером - саморазвился. Вторая измеряет саморазвитие деньгами. Саморазвейся, заработай миллион. Понятно, что первая формулировка ведет не столько к саморазвитию, сколько к самообману, а вторая - по крайней мере недостаточно полная.
Картинка к "Самосовершенствование"
01 янв. 2013 г.
Самосовершенствование — осознанное развитие у себя достойных (нужных по жизни и этичных) навыков и качеств.
Картинка к "Словарь роста и развития личности"
01 окт. 2022 г.
Активный личностный рост - рост и развитие личности, происходящий вследствие авторских инициатив самого человека. Активный личностный рост - задача тренингов личностного роста и индивидуального самосовершенствования.
Картинка к "Типология роста и развития личности"
31 дек. 2009 г.
Различные типы роста и развитие личности определяются в первую очередь двумя вопросами: Что является движущей силой, мотором изменения? Каково направление изменений, чем или кем оно определяется? Мотором, движущей силой роста и развития может быть...
Картинка к "Тренинги развития личности"
01 янв. 2014 г.
Тренинги развития личности (ТРЛ) - разновидность личностных тренингов. Тренинги развития личности отличаются от инструментальных тренингов (тренингов конкретных навыков) тем, что дают знания и развивают тактики, стратегии и навыки, повышающие личностный потенциал: помогающие более качественно решать жизненные задачи и применяемые в широком кругу ситуаций, повышающие возможности личности не в одной узкой области, а многих областях жизни.