Саморазвитие
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Саморазвитие — развитие из себя, из внутреннего источника. Когда человек рад возможности узнать что-то новое, учится новому, осваивает новые навыки — человек занят саморазвитием.
«Драмкружок, кружок по фото, а еще и петь охота...» — в отличие от самосовершенствования, где человек обдумывает цели своего развития, планирует свое развитие, саморазвитие — преимущественно стихийный процесс. При саморазвитии человек не планирует, по крайней мере четко, в каком направлении он будет себя развивать, скорее выбирая то, что подсказывает ему его сердце и что у него «идет». Саморазвитие — активное развитие себя в направлениях, определенных врожденными особенностями и способностями человека.
Как это ни кажется парадоксальным, детям саморазвитие не свойственно, или свойственно в малой степени: детям все интересно, но их быстрое развитие — результат скорее их высокой восприимчивости, а не склонности к саморазвитию. Детям интересно играть и развлекаться, а высокая восприимчивость к тому, что их окружает и что дают им взрослые, обеспечивает их развитие. Склонность к саморазвитию детям детям не дана, а прививается взрослыми.
Или не прививается, и тогда дети растут, как овощи, не понимая, зачем им что-то узнавать и чему-то учиться.
В Москве, на международном конгрессе по психологии, состоялась дискуссия о депривации и был предложен умственный эксперимент с Робинзоном. Ученым был задан вопрос: представьте, что на острове со всеми благоприятными условиями (еда, вода, телевизор, все вещи) оказался 5-летний ребенок. Вопрос: будет ли происходить развитие ребенка, или он останется на том же уровне? Ответ был единодушен: нет, развития не будет. У ребенка склонности к саморазвитию еще нет, оно может возникнуть позже, если ребенка этому научат.
Интерес к саморазвитию обычно характерен для подросткового и юношеского возраста, когда энергии много, а больших задач по жизни еще нет: семьи нет, работа не обязывает, а школьная и прочая учеба занимает не самую большую часть времени. Большинству взрослых людей не до саморазвития, люди заняты работой, заработком денег, детьми и развлечениями, и только ближе к пенсии склонность к саморазвитию просыпается опять.
И тогда люди едут в Турцию не просто полежать на пляже, а сходить на экскурсии, и не просто поставить галочку «была на экскурсии», а заранее читают про исторические места, начинают думать и разбираться.
Если вам важно себя развивать, если вы хотите делать это всерьез, а не как одно из развлечений, это нужно делать все-таки планово, как любое другое серьезное дело. В этом случае это будет развитие не только потому, что вам сейчас это нравится и у вас хорошо пошло, а потому что вы знаете, какие черты, способности и компетенции вам нужно развить, вы понимаете как вы будете это делать — и делаете это, радуясь качественным результатам.
Подробнее смотри статьи Самосовершенствование и Как работать над собой. Умные люди начинают ходить на психологические тренинги (только качественные тренинги), а самые серьезные начинают работать на Дистанции — системе пошагового развития себя.
Комментарии (6):
Боюсь помочь не смогу: фильмы смотрю редко, да и в фильмах показывают скорее проблемы, нежели образцы. Навскидку милый фильм "Барышня-крестьянка", но насколько он ответит на ваши вопросы? Может быть, все-таки становиться на Дистанцию? Там с помощью ведущего можно и на себя качественную обратную связь получить, и развить в себе все необходимые качества.
Интересно, хотелось бы почитать какое то продолжение статьи.
Статья понравилась! Автору огромное спасибо, есть что для себя подчеркнуть.