Саморазвитие
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Саморазвитие — развитие из ÑебÑ, из внутреннего иÑточника. Когда человек рад возможноÑти узнать что-то новое, учитÑÑ Ð½Ð¾Ð²Ð¾Ð¼Ñƒ, оÑваивает новые навыки — человек занÑÑ‚ Ñаморазвитием.
»Ð”рамкружок, кружок по фото, а еще и петь охота...» — в отличие от ÑамоÑовершенÑтвованиÑ, где человек обдумывает цели Ñвоего развитиÑ, планирует Ñвое развитие, Ñаморазвитие — преимущеÑтвенно Ñтихийный процеÑÑ. При Ñаморазвитии человек не планирует, по крайней мере четко, в каком направлении он будет ÑÐµÐ±Ñ Ñ€Ð°Ð·Ð²Ð¸Ð²Ð°Ñ‚ÑŒ, Ñкорее Ð²Ñ‹Ð±Ð¸Ñ€Ð°Ñ Ñ‚Ð¾, что подÑказывает ему его Ñердце и что у него «Ð¸Ð´ÐµÑ‚». Саморазвитие — активное развитие ÑÐµÐ±Ñ Ð² направлениÑÑ…, определенных врожденными оÑобенноÑÑ‚Ñми и ÑпоÑобноÑÑ‚Ñми человека.
Как Ñто ни кажетÑÑ Ð¿Ð°Ñ€Ð°Ð´Ð¾ÐºÑальным, детÑм Ñаморазвитие не ÑвойÑтвенно, или ÑвойÑтвенно в малой Ñтепени: детÑм вÑе интереÑно, но их быÑтрое развитие — результат Ñкорее их выÑокой воÑприимчивоÑти, а не ÑклонноÑти к Ñаморазвитию. ДетÑм интереÑно играть и развлекатьÑÑ, а выÑÐ¾ÐºÐ°Ñ Ð²Ð¾ÑприимчивоÑÑ‚ÑŒ к тому, что их окружает и что дают им взроÑлые, обеÑпечивает их развитие. СклонноÑÑ‚ÑŒ к Ñаморазвитию детÑм детÑм не дана, а прививаетÑÑ Ð²Ð·Ñ€Ð¾Ñлыми.
Или не прививаетÑÑ, и тогда дети раÑтут, как овощи, не понимаÑ, зачем им что-то узнавать и чему-то учитьÑÑ.
Ð’ МоÑкве, на международном конгреÑÑе по пÑихологии, ÑоÑтоÑлаÑÑŒ диÑкуÑÑÐ¸Ñ Ð¾ депривации и был предложен умÑтвенный ÑкÑперимент Ñ Ð Ð¾Ð±Ð¸Ð½Ð·Ð¾Ð½Ð¾Ð¼. Ученым был задан вопроÑ: предÑтавьте, что на оÑтрове Ñо вÑеми благоприÑтными уÑловиÑми (еда, вода, телевизор, вÑе вещи) оказалÑÑ 5-летний ребенок. ВопроÑ: будет ли проиÑходить развитие ребенка, или он оÑтанетÑÑ Ð½Ð° том же уровне? Ответ был единодушен: нет, Ñ€Ð°Ð·Ð²Ð¸Ñ‚Ð¸Ñ Ð½Ðµ будет. У ребенка ÑклонноÑти к Ñаморазвитию еще нет, оно может возникнуть позже, еÑли ребенка Ñтому научат.
Ð˜Ð½Ñ‚ÐµÑ€ÐµÑ Ðº Ñаморазвитию обычно характерен Ð´Ð»Ñ Ð¿Ð¾Ð´Ñ€Ð¾Ñткового и юношеÑкого возраÑта, когда Ñнергии много, а больших задач по жизни еще нет: Ñемьи нет, работа не обÑзывает, а ÑˆÐºÐ¾Ð»ÑŒÐ½Ð°Ñ Ð¸ Ð¿Ñ€Ð¾Ñ‡Ð°Ñ ÑƒÑ‡ÐµÐ±Ð° занимает не Ñамую большую чаÑÑ‚ÑŒ времени. БольшинÑтву взроÑлых людей не до ÑаморазвитиÑ, люди занÑÑ‚Ñ‹ работой, заработком денег, детьми и развлечениÑми, и только ближе к пенÑии ÑклонноÑÑ‚ÑŒ к Ñаморазвитию проÑыпаетÑÑ Ð¾Ð¿ÑÑ‚ÑŒ.
И тогда люди едут в Турцию не проÑто полежать на плÑже, а Ñходить на ÑкÑкурÑии, и не проÑто поÑтавить галочку «Ð±Ñ‹Ð»Ð° на ÑкÑкурÑии», а заранее читают про иÑторичеÑкие меÑта, начинают думать и разбиратьÑÑ.
ЕÑли вам важно ÑÐµÐ±Ñ Ñ€Ð°Ð·Ð²Ð¸Ð²Ð°Ñ‚ÑŒ, еÑли вы хотите делать Ñто вÑерьез, а не как одно из развлечений, Ñто нужно делать вÑе-таки планово, как любое другое Ñерьезное дело. Ð’ Ñтом Ñлучае Ñто будет развитие не только потому, что вам ÑÐµÐ¹Ñ‡Ð°Ñ Ñто нравитÑÑ Ð¸ у Ð²Ð°Ñ Ñ…Ð¾Ñ€Ð¾ÑˆÐ¾ пошло, а потому что вы знаете, какие черты, ÑпоÑобноÑти и компетенции вам нужно развить, вы понимаете как вы будете Ñто делать — и делаете Ñто, радуÑÑÑŒ качеÑтвенным результатам.
Подробнее Ñмотри Ñтатьи СамоÑовершенÑтвование и Как работать над Ñобой. Умные люди начинают ходить на пÑихологичеÑкие тренинги (только качеÑтвенные тренинги), а Ñамые Ñерьезные начинают работать на ДиÑтанции — ÑиÑтеме пошагового Ñ€Ð°Ð·Ð²Ð¸Ñ‚Ð¸Ñ ÑебÑ.
Комментарии (6):
Боюсь помочь не смогу: фильмы смотрю редко, да и в фильмах показывают скорее проблемы, нежели образцы. Навскидку милый фильм "Барышня-крестьянка", но насколько он ответит на ваши вопросы? Может быть, все-таки становиться на Дистанцию? Там с помощью ведущего можно и на себя качественную обратную связь получить, и развить в себе все необходимые качества.
Интересно, хотелось бы почитать какое то продолжение статьи.
Статья понравилась! Автору огромное спасибо, есть что для себя подчеркнуть.