Качественный тренинг
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Если вы увидите яркую рекламу «тренинг личностного роста» и пойдете на этот тренинг, совершенно не очевидно, что вы попадете на тренинг, а не на безобразие, и что там вам будет предложен личностный рост, а не смесь дешевой рекламы, пустых призывов, легкой мистики и тяжелой эзотерики. Тренинги бывают качественными, а бывают другими — любительскими и низкопробными, см. Якобы тренинги якобы личностного роста
Качественный, по-настоящему хороший тренинг — это тренинг, сделанный профессионально и соответствующий рекламным заявкам.
Иногда людям кажется, что, сходив на хороший тренинг, они сразу решат все свои проблемы. Иногда это случается, иногда — нет, и это не всегда связано с качеством тренинга.
Тренинг – это не волшебная палочка. Как руководитель с 30-летним стажем, я знаю, что обучение сотрудника – дело не быстрое, но с тренингами оно проходит быстрее. Даже если тренинги подсказали, где твои сильные и слабые стороны — это только начало твоей работы над собой. Потом можно работать самостоятельно или под руководством специалиста, помощника тренера, что будет лучше, но, если ты сходил на тренинг и думаешь, что у тебя теперь все произошло — это ошибочно. Это можно сравнить с тем, что ты пришел к врачу и сказал: доктор, худейте меня, а сам я ничего делать не буду. Конечно, хороший тренинг, все равно, даже если ничего не делать, дает очень серьезные, сильные, настоящие результаты. Но если человек на тренинге и после него сам активно работает, например, записывает какие новые мысли и идеи он услышал, какие обязательства берет на себя, хотя бы элементарно вечером вовремя ложиться спать, какие навыки, упражнения он будет тренировать, то результаты будут в два-три раза больше, в сравнении с тем, кто просто побывал на хорошем, качественном тренинге.
Критерии качественного тренинга:
- актуальность,
- новизна материала,
- новизна упражнений.
- удовлетворенность аудитории,
- люди реально используют то, что на тренинге дали.
- личность тренинга,
- востребованность.
- соответствие материала теме, заявленной в рекламе.
Качество тренинга зависит от многих факторов. Большинство из них под контролем тренера (ведущего), часть — вне его контроля и компетенции. Смотри Обстоятельства, влияющие на оценку тренинга и Запрос аудитории и направленность тренинга
Главным фактором, определяющим качество тренинга, является личность и профессионализм тренера (ведущего тренинга). Основные признаки качественного тренинга:
- Тренинг сделан известным, опытным, авторитетным ведущим, либо ведущим известного, авторитетного Тренингового центра.
- Ведущий имеет соответствующее профессиональное образование и профильные сертификаты.
- На сайте или в рекламном буклете четко и подробно описаны задачи тренинга и его основные темы.
- На тренинге вы получаете качественно подготовленный раздаточный материал, тренер использует хорошо подготовленные слайды и презентации.
- Тренер владеет предметом, ведет себя уверенно, не путается в понятиях, не перескакивает с темы на тему, соблюдает временной регламент. См.→
Вопрос: Должен ли тренер объяснять участникам что он с ними творит и при помощи чего? (естественно, при условии, что он сам знает) Должен ли говорить, что сейчас мы используем «телесноориентированную терапию», а сейчас будет упражнение из «танцедвигательной терапии», а потом мы продолжим упражнением из «аутентичного движения»? Должен ли говорить, что сейчас мы используем технику из «гештальттерапии разговор с пустым стулом», а теперь разберёмся с «трансовыми состояниями из эриксоновского гипноза», и закончим техникой из «НЛП якорение»?
Ответ: То, что тренер это должен, говорят обычно (по наблюдениям) сильно тревожные люди, обеспокоенные не получением результата, а «как бы чего ни вышло».
Другие участники тренинга, которым нужен собственно результат, названиями методик интересуются мало. И если тренер будет любое свое действие комментировать, называя методику и автора, воспримет это как тренинговый мусор. И сформулирует тренеру претензию: «За эти научные комментарии мы не платитили». С другой стороны, если интересующийся человек подойдет к тренеру на перерыве или после занятия и задаст методические вопросы, то, на мой взгляд, хороший тренер может и должен на них подробно ответить.
Если вам важно разобраться, как выбрать подходящий вам тренинг, смотрите соответствующую статью...
Комментарии (1):
Можно я добавлю. С моей точки зрения, есть еще 3 момента: 1 - содержание тренинга. Оно НЕ может включать "про все, про человека вообще, про общую идею". На тренинг приходит человек, приходит с целью что-то изменить, чему то научиться, что-то узнать про мир или самого себя. Уже из названия тренинга должно быть понятно, о каком элементе его жизни будет идти речь. И чем уже и конкретнее этот элемент, тем более качественным может оказаться тренинг. 2 - методика проведения занятия. Терминологически - тренинг, это форма активного обучения. Мне кажется важна НЕ новизна упражнений, а методика их проведения. Упражнения должны давать возможность участникам тренинга действовать внутри или внешней среде взаимодействия между людьми. 3 - индивидуализация всего, что делают участники на занятии, дома, в реальной жизни. Только в этом случае можно рассчитывать на применимость человеком того, что он получил на тренинге.