Перевоспитание
Между воспитанием в чистом виде и перевоспитанием есть отличия.
Если воспитание - формирование качеств личности "с нуля", то перевоспитание - переделывание уже как-то воспитанной (сформированной) личности. Если в воспитании важную роль играет слово, то в перевоспитании действие слова ограничено. Здесь воздействуют в первую очередь примеры и организация нового поведенческого опыта.
Процесс перевоспитания предполагает:
- Установление ключевых причин отклонений в развитии личности.
- Определение путей и средств, способных изменить сложившиеся стереотипы поведения.
- Разработку системы требований и контроля, механизмов поощрения и стимулирования.
Методы перевоспитания
Процесс перевоспитания включает в себя общие методы воспитания (переубеждение, переучивание, поощрение, наказание и др.), и специальные, присущие только перевоспитанию ("взрыв", переключение, "реконструкция характера").
Ведущими методами перевоспитания являются переубеждение, переучивание и "взрыв" - разрушение отрицательного.
Метод "взрыва" - специфический метод перевоспитания, разработанным А. С. Макаренко. "Взрывается" не внутренний мир личности в целом, а ее испорченные отношения с обществом и коллективом. "Взрыв" предполагает доведение до предела конфликта личности с коллективом; при этом четко ставится альтернатива: измениться, чтобы стать уважаемым членом коллектива, или уйти из него, чтобы стать объектом презрения товарищей. Важно максимально насытить переживаниями сам процесс "взрыва", чтобы вызвать у воспитанника чувство неудовлетворенности собой, пробудить страстное желание стать лучше. Метод "взрыва" выполняет лишь одну функцию перевоспитания: разрушает связи между отрицательными качествами, разрыхляет структуру трудновоспитуемости, однако не устраняет сами недостатки.
Поэтому за методом "взрыва" должны следовать переубеждение, переучивание и воспитание положительных качеств.
Комментарии (3):
Ну... а потом что? Статья обрывочная. Хотелось примера бы.
Почему кто-то считает, что у него есть полномочия такого плана? Человек имеет неотъемлимые права, в которые как раз и входит неприкосновенность его личной жизни и личного пространства, а само понятие перевоспитание невозможно без нарушения этих границ, к тому же нужно договорится со всеми, чтобы этого человека приседали и все вместе занимались газлайтингом (заставлять верить в то, чего на самом деле нет, это придумали они) и тем самым предали его, это бесчеловечно. Перевоспитывать можно только ребенка или человека недееспособного, во всех других случаях это аморально и противозаконно.
Мы, конечно, все влияем друг на друга, хочется нам этого или нет. Можете не называть это словом воспитание. Перевоспитание предполагает прежде всего возможность увидеть ДРУГОЙ позитивный пример и взять его на вооружение при желании. Вспомните фильм "Джентельмены удачи"!! Не надо смотреть на все таким мрачным взглядом. А кстати, насчет ребенка: вы думаете он имеет меньше прав личности, чем взрослый???!!!