Взрыв, взорваться, устроить сцену
Метод «взрыва» — специфический метод перевоспитания, разработанным А.С. Макаренко. «Взрывается» не внутренний мир личности в целом, а ее испорченные отношения с обществом и коллективом. «Взрыв» предполагает доведение до предела конфликта личности с коллективом; при этом четко ставится альтернатива: измениться, чтобы стать уважаемым членом коллектива, или уйти из него, чтобы стать объектом презрения товарищей. Важно максимально насытить переживаниями сам процесс «взрыва», чтобы вызвать у воспитанника чувство неудовлетворенности собой, пробудить страстное желание стать лучше. Метод «взрыва» выполняет лишь одну функцию перевоспитания: разрушает связи между отрицательными качествами, разрыхляет структуру трудновоспитуемости, однако не устраняет сами недостатки.
Поэтому за методом «взрыва» должны следовать переубеждение, переучивание и воспитание положительных качеств.
Явление «взрыва» подробно описано в художественной литературе, например, перевоспитание Жана Вальжана, героя романа В. Гюго «Отверженные»:
Выйдя из тюрьмы, Вальжан стал изгоем из-за своего паспорта, который не давал ему возможности скрыть факта, что он бывший преступник, хотя в то время сам он признавался, что годы компании отъявленных преступников его самого сделали таковым. Единственным, кто отнёсся к нему как к добропорядочному человеку, стал епископ диньский Мириэль, встреча с которым меняет Вальжана. Епископ не выдал Вальжана, когда тот украл из его дома фамильное серебро, и сказал полиции, что сам отдал его ему. После этого Вальжан принял раскаяние, стал честным и достойным человеком и взял на себя роль отца юной Козетты после того, как умерла её мать, Фантина.
Срыв (из книги «Объять необъятное»)
Автор: Щетинин М.П.
Не скрою: я долго думал, писать или не писать о том случае. И все же решил: писать надо. Надо для того, чтобы завтрашний день был лучше вчерашнего…
— Что с тобой? Кто тебя обидел? — спрашиваю дрожащую всем телом от громких рыданий ученицу Х класса Татьяну Васильеву.
Но Таня, закрывая одной рукой мокрое от слез лицо, а другой разорванную на плече кофточку, отрицательно качает головой…
— Ты же сейчас должна быть на занятиях? Это случилось на уроке?
По прежнему не говоря ни слова, девушка лишь еще ниже опустила голову. В ее вздрагивающих худеньких плечах, во всей ее сгорбленной, будто придавленной невидимым тяжелым грузом фигурке — кричащее отчаяние, обида и безысходность…
— Тебя били?! См.→
Применение «взрыва» требует создания специальной обстановки, в которой возникли бы чувства, способные поразить человека своей неожиданностью и необычностью. В такой обстановке у человека происходит столкновение нервных процессов. Неожиданный раздражитель (зрелище, информация и т.д.) вызывают у него смятение. Это приводит к коренному изменению взглядов на события, отдельных людей и даже мир в целом. Например, сведения о неверности одного из супругов в «благополучных» семьях могут привести другого на грань катастрофы. В семьях, где неверность расценивается как шалость, такого не происходит.
Рассказывает мастер ПТУ
Был у него в группе учащийся, который своими выходками выматывал душу преподавателям.
Особенно доставалось, конечно, мастеру — и от администрации, и от коллег-преподавателей, и от родителей пострадавших учащихся.
Никакой управы на этого шалопая не было. И вот однажды, после его какой-то особенно гнусной выходки, мастер нашел того в котельной. Кровь прихлынула ему к голове, ярость его была так велика, что, потеряв всякое самообладание, мастер схватил подростка и потащил к топке, крича: «Все, гаденыш, прощайся с жизнью. Сил больше моих нет! Под суд пойду, но избавлю всех от такой гадины!!»
Подросток побелел, покрылся холодным потом и заголосил: «Не надо! Не надо! Я больше не буду! Простите! А-а-а!»
Швырнув того наземь, мастер выбежал.
С тех пор подростка как подменили, пакостей он больше не чинил.
«Сцена»
В отличие от спонтанного «взрыва» «сцена» может производиться намеренно. Андре Моруа утверждал: «Лучшие сцены возникают преднамеренно и с большим искусством». В качестве примера приведем одну историю времен наполеоновских походов. Лионэ, один из маршалов армии Наполеона, обладал некой «странностью». Будучи человеком очень ровным и выдержанным, он иногда терял самообладание перед подчиненными, срывал с головы треуголку, швырял ее на землю и топтал в ярости.
Эти вспышки гнева случались всегда в моменты, когда нужно было подвигнуть подчиненных на непростое решение.
И только денщик подметил такую закономерность — всякий раз накануне маршал говорил ему: «Жак, принеси мою старую треуголку». Маршал был из простолюдинов и не мог топтать дорогой головной убор. Не зря говорят: «Лучший экспромт — тот, что хорошо подготовлен».
Эти сюжеты демонстрируют действенность убеждающих поступков, сочетающих приемы «напряженное ожидание» и «взрыв».