Интериоризация
Интериоризация (франц. interiorisation — переход извне внутрь, от лат. interior — внутренний) — формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности, присвоение жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом. Любое сложное действие, прежде чем стать достоянием разума, должно быть реализовано вовне. Благодаря интериоризации мы можем говорить про себя, и собственно думать не мешая окружающим. Термин был впервые введён Л.С. Выготским.
По мнению Л. С. Выготского, всякая форма человеческой психики первоначально складывается как внешняя, социальная форма общения между людьми, как трудовая или иная деятельность, и лишь затем в результате интериоризации становится компонентом психики человека. По Выготскому, каждая культурная форма поведения возникает первоначально как форма сотрудничества с другими людьми, как подражание другому или обращение к взрослому; только на следующем шаге эта форма становится индивидуальной функцией самого ребенка. По самой своей сути культурная форма поведения оказывается результатом «вращивания» первоначально внешней, социальной, интерпсихической формы поведения. Изначально поведение ребенка является социальной формой сотрудничества со взрослым. Это сотрудничество, опосредованное культурными орудиями и знаками, первоначально выступает во внешней форме.
Интериоризация любого навыка происходит в три этапа. Вначале действие происходит только в совместной деятельности ребенка и взрослого, на втором этапе — рядом со взрослым, который выполняет функцию подсказчика и напоминалки, и только на третьем этапе нужные действия выполняются самостоятельно.
В последующем процесс интериоризация был изучен П.Я. Гальпериным и лёг в основу планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий.
Внешние действия никогда целиком во внутренний план не переносятся. Интериоризации подвергается лишь их ориентировочная часть. П.Я. Гальперин в этой связи замечает, «что не все действия целиком переносятся в умственный план» [59, c.153]. Так, письмо в своей исполнительной, двигательной части всегда остается внешним действием. Ориентировочная же часть этого действия по мере его овладения ребенком сокращается и уходит внутрь, т.е. интериоризуется. К числу же действий, которые целиком переходят во внутренний план, относятся многие математические действия, например действие счета.
Комментарии (3):
А не нужно ребёнку навязывать путём объяснения. Тот же Выготский доказывал, что ученика нужно наводящими вопросами подводить к самостоятельному выводу. Тогда мозг ребёнка сам находит ответ и получает колоссальное удовлетворение. Учителя-новаторы - это самоделкины. Чтобы сконструировать что-то дельное, нужно руководствоваться научными принципами, открытыми таким, как Выготский. И не его вина, что до основной массы учителей не доходит.
Термин "интериоризация" впервые встречается не у Л.С.Выготского, а в работах Дюркгейма. Очень много об этом процессе писал Пиаже. А Л.С. Выготский вступал с ним в полемику. Отсюда и этот термин в его работах.