Выготский, Лев Семенович

01 октября 2022 г. в 21:54
«Быть в физиологии материалистом нетрудно — попробуйте-ка в психологии быть им».
Л.С. Выготский
Лев Семенович Выготский
Лев Семенович Выготский

Лев Семёнович Выго́тский (17 ноября (5 ноября по ст. стилю) 1896 — 11 июня 1934, Москва) — советский психолог, основатель культурно-исторической школы в психологии.

Биография

Выготский родился 17 ноября (5 ноября по ст. стилю) 1896 года в белорусском городе Орша в семье служащего. Его образованием занимался частный учитель Соломон Ашпиц, известный использованием так называемого метода сократического диалога. В 1917 году окончил юридический факультет Московского университета и одновременно историко-философский факультет Университета им. Шанявского. Преподавал в г. Гомеле. С 1924 года работал в Московском государственном институте экспериментальный психологии, затем в основанном им Экспериментальном дефектологическом институте; позднее читал курсы лекции в ряде вузов Москвы, Ленинграда и Харькова.

Профессор института психологии в Москве. Становление Выготского как учёного совпало с периодом перестройки советской психологии на основе методологии марксизма, в которой он принял активное участие. В поисках методов объективного изучения сложных форм психической деятельности и поведения личности Выготский подверг критическому анализу ряд философских и большинство современных ему психологических концепций («Смысл психологического кризиса», рукопись, 1926), показывая бесплодность попыток объяснить поведение человека, сводя высшие формы поведения к низшим элементам. В книге «История развития высших психических функций» (1931, опубликованной 1960) дано развёрнутое изложение культурно-исторической теории развития психики: по Выготскому, необходимо различать два плана поведения — натуральный (результат биологической эволюции животного мира) и культурный (результат исторического развития общества), слитые в развитии психики. Суть культурного поведения — в его опосредованности орудиями и знаками, причём первые направлены «во вне», на преобразование действительности, а вторые «во внутрь» сначала на преобразование других людей, затем — на управление собственным поведением.

В последние годы жизни Выготский основное внимание уделял изучению структуры сознания (его работа «Мышление и речь», 1934 является основополагающей для отечественной психолингвистики). Исследуя речевое мышление, Выготский по-новому решает проблему локализации высших психических функций как структурных единиц деятельности мозга. Изучая развитие и распад высших психических функций на материале детской психологии, дефектологии и психиатрии Выготский приходит к выводу, что структура сознания — это динамическая смысловая система находящихся в единстве аффективных волевых и интеллектуальных процессов.

Выготский умер 11 июня 1934 года в Москве от туберкулёза. Последовавшая в СССР в середине 1930-х гг. переоценка взглядов на науку и культуру выразилась в забвении трудов Выготского вплоть до второй половины 1950-х, когда вновь стали публиковаться его работы.

Дочь Л.С. Выготского — Гита Львовна Выго́тская — известный советский психолог и дефектолог.

Влияние Выготского

Культурно-историческая теория Выготского породила крупнейшую в советской психологии школу, из которой вышли А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.В. Запорожец, Л.И. Божович, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, П.И. Зинченко, Л. В. Занков и др.

В 1970-е гг. теории Выготского стали вызывать интерес в американской психологии. В последующее десятилетие все основные труды Выготского были переведены и легли, наряду с Пиаже, в основу современной образовательной психологии США.

  • Персоналии
  • Автор Л.С.Выготский
  • Культурно-историческая психология

Комментарии (4):

Гость, 05 декабря 2013 г. в 22:17
А какие видео или фильмы, или же короткометражки есть о Выготском?
1 ответ
Н.И. Козлов, 06 декабря 2013 г. в 10:01
Нам такие неизвестны.
Гость, 04 ноября 2014 г. в 22:24
Кто автор статьи?
1 ответ
Н.И. Козлов, 05 ноября 2014 г. в 07:23
Редактор этой статьи - Н.И. Козлов. Мне трудно назвать себя автором данной статьи, поскольку это скорее компиляция из других статей о Л.С. Выготском.

Материалы по теме:

05 сент. 2018 г.
Формирование волевого поведения по Выготскому
Есть воля природная, есть воля человеческая. Природная, инстинктивная воля ребенка – это его склонность что-то делать по-своему и настаивать на своем. Ребенок увидел чужую игрушку – и будет орать до тех пор, пока эту игрушка не попадает ему в руки. Есть дети изначально упертые, изначально настроенные всегда настаивать на своем – да, их можно назвать волевыми, но… Но они, такие волевые, часто не могут сами совладать с собой. Иногда им страшно самих себя, они сами не знают, что с ними может произойти завтра.
01 окт. 2022 г.
Культурно-историческая психология
Эффективным этот подход оказался при решении проблем педагогики и дефектологии.
01 янв. 2006 г.
Культурно-историческая теория Л.С. Выготского
Культурно-историческая теория развития психики и развития личности.
01 янв. 2014 г.
Культурно-историческая теория развития чувств
Эмоции и чувства детей — продукт социального научения.