Гальперин, Петр Яковлевич

01 октября 2022 г. в 21:29

Пётр Яковлевич Гальперин родился 2 октября 1902 в Тамбове. (умер 25 марта 1988, Москва) — выдающийся отечественный психолог, заслуженный деятель науки РСФСР (1980). Доктор педагогических наук по психологии (1965), профессор (1967).

Биография

Окончил Харьковский медицинский институт (1926). В 1926—1941 гг. работал в Украинской психоневрологической академии (Харьков), вел педагогическую работу в Харькове и Донецке (Сталино), активно участвовал в работе Харьковской группы психологов (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Л. И. Божович, П. И. Зинченко, В. И. Аснин и др.). Кандидатская диссертация Психологическое отличие орудий человека от вспомогательных средств животного (Харьков, 1936). В 1941—1943 гг. — в Красной Армии, начальник лечебной части эвакогоспиталя (Кауровский восстановительный госпиталь, Свердловская область). С 1943 г. — в МГУ им. М. В. Ломоносова; доцент, профессор (с 1966 г.), зав. кафедрой возрастной психологии факультета психологии МГУ (с 1971 г.), профессор-консультант (с 1983 г.).

Научный вклад

Гальпернин является одним из ведущих отечественных ученых в области общей, возрастной и педагогической психологии, автор всемирно известных теорий и подходов. Им выдвинуто оригинальное понимание предмета психологического исследования и специфики психического развития человека. Развивая мировоззренческие традиции отечественной психологии, Петр Яковлевич аргументировано выдвинул и развил положение о преимуществе целенаправленного формирования как базового метода психологического исследования.

Всемирную известность завоевала выдвинутая Гальпериным теория поэтапного формирования умственных действий. В качестве теорий второго уровня Гальперин выдвигает и экспериментально обосновывает теорию языкового сознания, теорию внимания, ряд других частных психологических теорий, вошедших в золотой фонд отечественной науки.

Учение о предмете психологии, объективной необходимости психики, об основных закономерностях ее развития в фило– антропо– и онтогенезе, о закономерностях формирования идеальных действий, образов и понятий как элементов психической деятельности – вот основные составляющие психологической концепции Гальперина.

Гальперин создал не знающее аналогов в современной науке о человеке психологическое мировоззрение. Его подходы и теории не раз становились предметом специальных симпозиумов и круглых столов международных и национальных конгрессов и конференций

Основные публикации

  1. Психологическое отличие орудий человека от вспомогательных средст животного. Кандидатская диссертация, Харьков, 1937.
  2. Об установке в мышлении. — Труды республиканской конференции по педагогике и психологии. Киев, 1941 (на укр. яз.)
  3. К вопросу о внутренней речи. (Доклады АПН РСФСР, 1957, № 4), idem, idem
  4. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР. Т. 1. М., 1959;
  5. Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий». М., 1965;
  6. Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. — Исследования мышления в советской психологии. М., 1966 // Введение в психологию. М., 1976.
  7. Экспериментальное исследование внимания. М., 1974 (в соавт.);
  8. Введение в психологию. М., 1976;
  9. Актуальные проблемы возрастной психологии. М., 1978;
  10. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985;
  11. Психология как объективная наука. М., 1995
  12. К проблеме внимания
  • Персоналии
  • Общая психология
  • Педагогическая психология
  • Возрастная психология

Комментарии (0):

Материалы по теме:

01 окт. 2022 г.
Харьковская психологическая школа