Формирование волевого поведения по Выготскому
Автор популярного изложения: Н.И. Козлов
Есть воля природная, есть воля человеческая. Природная, инстинктивная воля ребенка — это его склонность что-то делать по-своему и настаивать на своем.
Ребенок увидел чужую игрушку — и будет орать до тех пор, пока эта игрушка не попадает ему в руки.
Есть дети изначально упертые, изначально настроенные всегда настаивать на своем — да, их можно назвать волевыми, но… Но они, такие волевые, часто не могут сами совладать с собой. Иногда им страшно самих себя, они сами не знают, что с ними может произойти завтра.
Изменилось настроение — меняются и они. Их потянуло — они и потянулись. Как бездумно они стремились в одну сторону, так же неожиданно и бездумно они могут вдруг кинуться в сторону другую. Их потянул другой или другая — они теперь так же уперто потянулись за другим или другой…
Эта упертость, эта природная воля — скорее природное качество, а не человеческая способность и умение. Человеческая воля — это умение руководить собой, следовать своему собственному плану, способность менять свои планы в соответствии со своими новыми намерениями.
Если своим поведением заведую я — у меня волевое поведение. Если моё поведение определяется не мной, не моими продуманными решениями, а случайными внешними обстоятельствами, окружающими меня вещами и людьми — у меня не волевое, а полевое поведение.
А теперь последите за мыслью Л.С. Выготского, как он описывает процесс овладения ребенком своим собственным поведением, процесс формирования волевого поведения у ребенка.
Как и любая высшая психическая функция, вначале функция овладения собственным поведением разделена между ребенком и взрослым: ребенка вначале учат подчиняться внешним распоряжениям.
Если ребенок не способен слушаться взрослых, делать то что ему говорят: то ли он не привык, то ли вообще к этому не способен, — то у него отсутствует база, чтобы позже слушаться себя, выполнять свои собственные себе команды. Он не будет способен подчиняться себе, если у него нет навыка подчиняться кому бы то ни было.
Итак, первый важнейший этап формирования человеческой воли — ребенок должен научиться делать то, что говорят ему родители. Если папа увидел назревающий между детьми конфликт и сказал: «Драка отменяется!», сын кулаки опускает. Мама попросила дочку: «Сходи в магазин за продуктами, вот тебе список!», и дочка быстро побежала в магазин.
Второй этап — ребенок начинает командовать собою сам, побуждая себя к действию речью вслух, а при необходимости и громкой речью.
Ребенку нужно прыгнуть в бассейн, а ему немного страшно. Вначале его научил делать это тренер: вот все дети встали на край бассейна, тренер сказал: «Раз, два, три!» — дети прыгнули все вместе в бассейн. Когда «все вместе» — всё делается проще. Постепенно тренер приучил детей к команде «Раз, два, три!», теперь любой ребенок прыгает в бассейн по команде тренера всегда, уже без ситуации «все вместе». Какой следующий шаг? Вы уже знаете: ребенок встает на край бассейна, тренер говорит ему: «Командуй!». По команде тренера ребенок сам командует себе: «Раз, два, три!» — и прыгает в бассейн!
Умные взрослые, приучив ребенка делать то, что им говорят, позже передают ребенку руководство собой в его собственные руки. Вначале командует взрослый, ребенок учится выполнять команды, потом он начинает командовать собой сам. Как писал декан ф-та психологии МГУ А.Н. Леонтьев, развивая мысль Л.С. Выготского, «генетически произвольные действия возникают... скорее в социальном подчинении, чем в подчинении объективным предметным условиям».
Алексей Николаевич любил анекдот об офицере и денщике. Денщик у себя возится и все время кряхтит и стонет. Офицер спрашивает: «Иван, что ты там кряхтишь?» — «Пить очень хочется». — «Поди, напейся». — «Идти не хочется». Прошло некоторое время, офицер служебным тоном говорит ему: «Иван». «Слушаю, ваше благородие», — отвечает денщик. «Поди принеси стакан воды». Бежит, приносит стакан воды. Офицер говорит: «Пей». Тот выпил и успокоился.
В нормальной армии сержант вначале добивается от новобранцев бодрого выполнения его команд и распоряжений. Он знает — когда солдаты начнут делать это бодро и легко, их них начнет выветриваться лень, которую они принесли из дома, от своих мам. Когда солдаты научатся подчиняться, освоят командный голос и забудут привычку делать все нехотя и не торопясь, они станут воинами и мужчинами.
И повзрослевший юноша, видя опасный и ненужный ему назревающий конфликт, уже сам говорит себе: «Драка отменяется!» — и, как бы ни раздувались его ноздри, свои кулаки разжимает. А какая-то повзрослевшая молодая девушка сказала себе: «Сходи в магазин за продуктами!», взглянула, что семье нужно, составила список и пошла.
Взрослые себе говорят уже не вслух, а про себя. В психологии это называется: «процесс овнутряется, интериоризируется». А скоро это становится настолько привычно, что команды сворачиваются, уже перестают замечаться самим человеком — и человек просто делает то, что нужно и что он решил.
Вот так, по мысли Л.С. Выготского, формируется воля.
Цитаты в помощь:
«Если вы заставляете ребенка часто делать что-нибудь по счету «раз, два, три», то затем он сам привыкает делать точно так же, как, например, мы делаем, бросаясь в воду». (Проблема воли и ее развитие в детском возрасте. Л.С. Выготский. Собрание сочинений. М., 1982. С. 465)
«Типичным развернутым волевым актом в той же ситуации являются следующие три момента: 1) надо встать (мотив), 2) не хочется (мотив), 3) счет самому себе: раз, два, три (вспомогательный мотив) и 4) на «три» подъем. Это и есть введение вспомогательного мотива, создание ситуации извне, которая заставляет меня встать. Это совершенно похоже на то, как мы говорим ребенку: «Ну, раз, два, три — выпей лекарство». Это и есть воля в истинном смысле слова. В примере с вставанием я поднялся из-за сигнала «три» (условный рефлекс), но я сам заранее через сигнал и связь с ним поднял себя, т. е. я овладел своим поведением через дополнительный стимул или вспомогательный мотив». (Проблема воли и ее развитие в детском возрасте (Выготский Л.С. Собрание сочинений: В б-ти томах. Т.З. Проблемы развития психики / Под ред. А.М. Матюшкина. — М.: Педагогика, 1983. — С. 279-280.)