Формирование волевого поведения по Выготскому

05 сентября 2018 г. в 08:14

Автор популярного изложения: Н.И. Козлов

Л.С. Выготский (1896-1934), психолог
Л.С. Выготский (1896-1934), психолог

Есть воля природная, есть воля человеческая. Природная, инстинктивная воля ребенка — это его склонность что-то делать по-своему и настаивать на своем.

Ребенок увидел чужую игрушку — и будет орать до тех пор, пока эта игрушка не попадает ему в руки.

Есть дети изначально упертые, изначально настроенные всегда настаивать на своем — да, их можно назвать волевыми, но… Но они, такие волевые, часто не могут сами совладать с собой. Иногда им страшно самих себя, они сами не знают, что с ними может произойти завтра.

Изменилось настроение — меняются и они. Их потянуло — они и потянулись. Как бездумно они стремились в одну сторону, так же неожиданно и бездумно они могут вдруг кинуться в сторону другую. Их потянул другой или другая — они теперь так же уперто потянулись за другим или другой…

Эта упертость, эта природная воля — скорее природное качество, а не человеческая способность и умение. Человеческая воля — это умение руководить собой, следовать своему собственному плану, способность менять свои планы в соответствии со своими новыми намерениями.

Если своим поведением заведую я — у меня волевое поведение. Если моё поведение определяется не мной, не моими продуманными решениями, а случайными внешними обстоятельствами, окружающими меня вещами и людьми — у меня не волевое, а полевое поведение.

А теперь последите за мыслью Л.С. Выготского​​​​​​​, как он описывает процесс овладения ребенком своим собственным поведением, процесс формирования волевого поведения у ребенка.

Как и любая высшая психическая функция, вначале функция овладения собственным поведением разделена между ребенком и взрослым: ребенка вначале учат подчиняться внешним распоряжениям.

Если ребенок не способен слушаться взрослых, делать то что ему говорят: то ли он не привык, то ли вообще к этому не способен, — то у него отсутствует база, чтобы позже слушаться себя, выполнять свои собственные себе команды. Он не будет способен подчиняться себе, если у него нет навыка подчиняться кому бы то ни было.

Итак, первый важнейший этап формирования человеческой воли — ребенок должен научиться делать то, что говорят ему родители. Если папа увидел назревающий между детьми конфликт и сказал: «Драка отменяется!», сын кулаки опускает. Мама попросила дочку: «Сходи в магазин за продуктами, вот тебе список!», и дочка быстро побежала в магазин.

Второй этап — ребенок начинает командовать собою сам, побуждая себя к действию речью вслух, а при необходимости и громкой речью.

Ребенку нужно прыгнуть в бассейн, а ему немного страшно. Вначале его научил делать это тренер: вот все дети встали на край бассейна, тренер сказал: «Раз, два, три!» — дети прыгнули все вместе в бассейн. Когда «все вместе» — всё делается проще. Постепенно тренер приучил детей к команде «Раз, два, три!», теперь любой ребенок прыгает в бассейн по команде тренера всегда, уже без ситуации «все вместе». Какой следующий шаг? Вы уже знаете: ребенок встает на край бассейна, тренер говорит ему: «Командуй!». По команде тренера ребенок сам командует себе: «Раз, два, три!» — и прыгает в бассейн!

Умные взрослые, приучив ребенка делать то, что им говорят, позже передают ребенку руководство собой в его собственные руки. Вначале командует взрослый, ребенок учится выполнять команды, потом он начинает командовать собой сам. Как писал декан ф-та психологии МГУ А.Н. Леонтьев, развивая мысль Л.С. Выготского, «генетически произвольные действия возникают... скорее в социальном подчинении, чем в подчинении объективным предметным условиям».

Алексей Николаевич любил анекдот об офицере и денщике. Денщик у себя возится и все время кряхтит и стонет. Офицер спрашивает: «Иван, что ты там кряхтишь?» — «Пить очень хочется». — «Поди, напейся». — «Идти не хочется». Прошло некоторое время, офицер служебным тоном говорит ему: «Иван». «Слушаю, ваше благородие», — отвечает денщик. «Поди принеси стакан воды». Бежит, приносит стакан воды. Офицер говорит: «Пей». Тот выпил и успокоился.

В нормальной армии сержант вначале добивается от новобранцев бодрого выполнения его команд и распоряжений. Он знает — когда солдаты начнут делать это бодро и легко, их них начнет выветриваться лень, которую они принесли из дома, от своих мам. Когда солдаты научатся подчиняться, освоят командный голос и забудут привычку делать все нехотя и не торопясь, они станут воинами и мужчинами.

И повзрослевший юноша, видя опасный и ненужный ему назревающий конфликт, уже сам говорит себе: «Драка отменяется!» — и, как бы ни раздувались его ноздри, свои кулаки разжимает. А какая-то повзрослевшая молодая девушка сказала себе: «Сходи в магазин за продуктами!», взглянула, что семье нужно, составила список и пошла.

Взрослые себе говорят уже не вслух, а про себя. В психологии это называется: «процесс овнутряется, интериоризируется». А скоро это становится настолько привычно, что команды сворачиваются, уже перестают замечаться самим человеком — и человек просто делает то, что нужно и что он решил.

Вот так, по мысли Л.С. Выготского, формируется воля.


Цитаты в помощь:

«Если вы заставляете ребенка часто делать что-нибудь по счету «раз, два, три», то затем он сам привыкает делать точно так же, как, например, мы делаем, бросаясь в воду». (Проблема воли и ее развитие в детском возрасте. Л.С. Выготский. Собрание сочинений. М., 1982. С. 465)

«Типичным развернутым волевым актом в той же ситуации являются следующие три момента: 1) надо встать (мотив), 2) не хочется (мотив), 3) счет самому себе: раз, два, три (вспомогательный мотив) и 4) на «три» подъем. Это и есть введение вспомогательного мотива, создание ситуации извне, которая заставляет меня встать. Это совершенно похоже на то, как мы говорим ребенку: «Ну, раз, два, три — выпей лекарство». Это и есть воля в истинном смысле слова. В примере с вставанием я поднялся из-за сигнала «три» (условный рефлекс), но я сам заранее через сигнал и связь с ним поднял себя, т. е. я овладел своим поведением через дополнительный стимул или вспомогательный мотив». (Проблема воли и ее развитие в детском возрасте (Выготский Л.С. Собрание сочинений: В б-ти томах. Т.З. Проблемы развития психики / Под ред. А.М. Матюшкина. — М.: Педагогика, 1983. — С. 279-280.)

Комментарии (0):

Материалы по теме:

01 окт. 2022 г.
Что такое воля и есть ли у неё сила?
Слышали, как люди говорят: «хочу начать по утрам бегать, хочу бросить курить, надо похудеть». Но не хватает силы воли. То есть воля есть, а сила её слабая. Можно ли силу воли в себе воспитать? Можно. Сила воли – внутренний источник энергии, позволяющий человеку достигать поставленных целей в условиях преодоления препятствий. Силу воли можно тренировать так же, как и мышцы, то есть регулярным повторением с постановкой более трудных задач. ;;
01 янв. 2006 г.
Культурно-историческая теория Л.С. Выготского
Культурно-историческая теория развития психики и развития личности.
01 окт. 2022 г.
Полевое и волевое поведение
Волевое поведение, как и любая целенаправленая деятельность, использует внутренний интеллектуальный план (ВИП), но не всякая целенаправленная деятельность является волевым поведением.
01 окт. 2022 г.
Волевой акт, волевое поведение
Силовой способ принятия личного решения, решения Я. Волевой акт — это момент волевого, а не полевого (импульсивного, ситуативного) поведения. И это силовое, а не мирное принятие личного решения.
14 апр. 2014 г.
Воля
У человека хватает сил сохранять направленность своей деятельности несмотря на трудности, помехи, отвлечения.
01 окт. 2022 г.
Воля. Научная теория
Воля — это умение (навык или привычка) действовать умно, спокойно и правильно, когда больно и лениво. Волевое сопротивление страху именуют мужеством.
01 окт. 2022 г.
Воля (У. Джеймс)
Мы желаем испытывать, иметь, делать всевозможные вещи, которых в данную минуту мы не испытываем, не имеем, не делаем. 
01 окт. 2022 г.
Выготский, Лев Семенович
Лев Семёнович Выго́тский — советский психолог, основатель культурно-исторической школы в психологии. Выготский родился 17 ноября (5 ноября по ст. стилю) 1896 года в белорусском городе Орша в семье служащего.