Воля. Научная теория
Воля — это умение (навык или привычка) действовать умно, спокойно и правильно, когда больно и лениво. Волевое сопротивление страху именуют мужеством.
Понятие воля связано с понятиями дисциплина и самодисциплина, воля — организующая составляющая дисциплины.
Воля — то, что организует жизнь человека и обепечивает достижение жизненых целей.
Воля изначально в большей степени базируеся на разумном понимании, как действовать нужно, как действовать правильно.
Воля (англ. volition, will) — способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, управлять своей психикой и поступками, преодолевая при этом внутренние препятствия (т. е. свои непосредственные желания и стремления).
Намерение запускает действие, воля поддерживает его в нужном направлении.
История вопроса
По Аристотелю, воля — основа человеческих действий и основа нравственности, ведь именно свободная воля делает человека ответственным за свою судьбу и благополучие. «Человек — сила действующая. Первоначало действия, как хорошего, так и плохого, — это намерение, воля. Мы свои действия изменяем добровольно, так что и первоначало, т.е. намерение и воля, меняются добровольно. Отсюда ясно, что от нас зависит быть хорошими или дурными». Добровольность для Аристотеля — это, во-первых, свобода выбора, а во-вторых, ориентация на разумные цели. Воплощением воли является мужество. Причем, если граждане проявляют мужество «по принуждению начальников», то их мужество не является подлинным, во всяком случае, их мужество ниже по степени, так как «они поступают так не от стыда, а от страха, избегая не позора, а страдания».
Л.С. Выготский и А.Р. Лурия рассматривали волю как овладение собственным поведением, которое становится возможным благодаря изобретению и употреблению знаков — искусственных «средств поведения». Развитие воли у ребенка начинается с приобретения способности управлять своими движениями, что совершается в окружении взрослых и под их руководством (С.Л. Рубинштейн).
Развитие воли
Развитие воли начинается в раннем детстве и проходит длинный путь:
- Возникновение действий, направленных на осуществление желания.
- Избирательных действий.
- Готовность поступить вопреки непосредственному эмоциональному побуждению.
- Понимание «правил» поведения и т.д.
К концу дошкольного и в период начала школьного возраста ребенок уже сознательно пытается ставить перед собой задачу и целенаправленно ее выполнять. Постепенно в результате обучения и воспитания на основе непроизвольных внимания, памяти, импульсивных действий и т. п. формируются высшие психические функции: произвольное внимание, память, целенаправленное мышление, произвольные действия.
Волевые качества
Сила воли обеспечивает успешность деятельности и позитивно характеризуют личность человека. Волевые качества личности (способность к совершению волевых действий):
- Cмелость — способность преодолевать страх?
- Мужество — смелость брать ответственность?
- Целеустремленность — способность не отвлекаться при движении к цели?
- Настойчивость — двигаться в выбранном направлении, несмотря на препятствия?
- Решительность — способность осуществлять выбор в трудной ситуации?
- Самостоятельность — способность эффективно действовать без поддержки других?
- Самообладание — способность поддерживать необходимое внутреннее состояние в трудной ситуации?
- Выдержка — способность преодолевать собственную импульсивность, способность ждать необходимое время?
- Инициативность — способность быть все время в активности, порождать намерения?
- Организованность — управлять множеством собственных намерений?
- Дисциплинированность — качественное управление внешним поведением?
и др.
Безвольная личность характеризуется нерешительностью, внушаемостью, слабоволием, упрямством.
Упрямство часто путают с истинным проявление воли.