Прямота и непосредственность — стратегия Силовика и Душки

01 мая 2014 г. в 10:55

Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии

Основатель Университета практической психологии

Телеграмм-канал t.me/kozlovni

 

Прямое, непосредственное воздействие противопоставляется воздействию косвенному или опосредованному. Границы здесь бывают спорными, но в большинстве случаев понятны.

Если вы взяли из вазы яблоко рукой, это действие непосредственное. Если же вы хотите есть котлету, но просите у хозяйки вилку — вы воспитанный человек, знающий, что котлету непосредственно рукой не берут.

Непосредственное, прямое взаимодействие с людьми — самая знакомое, что может сделать каждый человек. Когда все просто и мудрить не нужно, можно действовать вполне прямо и открыто, не мудрствуя лукаво. Не знаю, как пройти — спросила. Заинтересовала — он расспрашивает. Попросил — и получил. Вот чек — заверните, пожалуйста. Имею право — потребовал, имею на что — купил, улыбнулась — получила улыбку в ответ.

Прямое, непосредственное влияние в воспитании ребенка — иногда самый простой и вполне эффективный метод. Ребенок что-то не знает — вы ему рассказали, не понимает — объяснили, не умеет — научили. Топчется на месте, не знает, какое принять решение — направили его в нужную сторону. Не знает, насколько что-то увлекательно — вы поиграли вместе с ним и приохотили. Начал делать дурное — остановили, приучился к ненужному, вредному или опасному — отучили. Делает как следует — его поддержали и постепенно к этому приучили. Все это — прямые воздействия, основные составляющие как управления ребенком, так и его воспитания.

На прямую можно влиять и на других, и на себя, в том числе на свое состояние. Иногда адресат воздействия находится в пассивной позиции: на человека воздействует речь другого человека или музыка, он принимает витамины или получает массаж — здесь человек только объект влияния, нередко с паразитическим ожиданием «Доктор, похудейте меня!». Если же человек практикует гимнастику, расслабляет сам себя с помощью аутотренинга — это более деятельная и более эффективная позиция, где человек является одновременно и объектом, и субъектом влияния.

В простой ситуации можно действовать вполне открыто, но жизнь иногда дает нам более трудные задачки. Иногда прямо — не потребуешь, заинтересовать особенно нечем или это расценивается как подкуп, а попытка организовать удобную нам ситуацию пресекается на корню. В этом случае более эффективными оказываются непрямые, косвенные влияния, использование третьей силы — стратегия Тактика.

К прямым и непосредственным воздействиям обычно склонны люди уверенные в себе и в своих силах, оценивающие ситуацию как простую, несложную — чаще это мужчины и по типу личности Силовики. Другой типаж, использующий эту стратегию — это Душки: люди мягкие, ценящие добрые отношения и любящие радовать людей. Однако прямые воздействия нередко используют и те, кому сложно или боязно придумать более сложную комбинацию: люди, которым лениво или трудно думать, люди менее сообразительные и менее гибкие.

Файлы:

Комментарии (0):

Материалы по теме:

07 апр. 2018 г.
Правильная интонация спасает жизнь
Я детский врач и иногда мне приходится делать прививки. Вы можете прививки не любить, но я знаю, что от них зависит иногда не только здоровье, но и жизнь ребенка. Так, один раз случилась такая ситуация…
01 янв. 2011 г.
Использование третьей силы. Стратегия Тактика
Непрямое, косвенное — воздействие опосредованное, через кого-то или через что-то, чем-то, но не прямо. 
01 окт. 2022 г.
Методы активного изменения собственного состояния
К методам активного изменения собственного состояния относится...
01 окт. 2022 г.
Прямое, непосредственное влияние в воспитании ребенка
Взрослый может воздействовать на ребенка прямо и непосредственно, и иногда это самый простой и вполне эффективный метод.
01 окт. 2022 г.
Путем проб и ошибок (Щетинин М.П.)
«Помнишь, настоящее взаимопонимание ты встретил только тогда, когда, взяв мастерок, встал рядом с рабочими, когда они поверили, что ты не командовать пришел, а вместе с ними дело делать. Ты обратил внимание на то, как по-разному отнеслись к идее школы-комплекса рабочие и учителя? Для первых она стала их собственной, а для вторых оказалась чужой, продиктованной «сверху».
01 янв. 2005 г.
Силовик
Тип личности, склонный к применению силы и жестких мер.
01 янв. 2004 г.
Влияние, воздействие
Влияют на окружающих, на мир и себя — все и всегда, хотя по разному и в разных формах. Влияние может быть рациональное и нет, открытое и скрытое, намеренное и случайное, правомерное и и выходящее за рамки цивилизованных отношений...