Прямое, непосредственное влияние в воспитании ребенка
Взрослый может воздействовать на ребенка прямо и непосредственно, и иногда это самый простой и вполне эффективный метод.
Ребенок что-то не знает - вы ему рассказали, не понимает - объяснили, не умеет - научили. Топчется на месте, не знает, какое принять решение - направили его в нужную сторону. Не знает, насколько что-то увлекательно - вы поиграли вместе с ним и приохотили. Начал делать дурное - остановили, приучился к ненужному, вредному или опасному - отучили. Делает как следует - его поддержали и постепенно к этому приучили. Все это - прямые воздействия, основные составляющие как управления ребенком, так и его воспитания.
Внушение и впечатление дает запечатление, показ и разъяснение дает понимание, личный пример дает образец перед глазами, вовлечение дает увлечение, приучение формирует привычку, положительное подкрепление повторений закрепляет результат. Нужное объяснить, чему-то обучить (к чему-то приучить) через игру, желание и интерес, полезному научить, к хорошему приучить, от плохого отучить - из этого и складывается наше непосредственное воспитательное воздействие на ребенка.
Нужное от ребенка получить и недопустимое прекратить - важные задачи, но это не технологии воспитания, а технологии управления ребенком, способ решения ситуативных задач. Если же одни и те же ситуативные задачи приходится решать часто, типово, это уже скорее будет относиться к воспитанию, поскольку поведение меняется уже системно.
Договариваться или приучать
С нормальными людьми и воспитанными детьми естественнее всего договариваться. Если договориться не удается, практически единственным средством эффективного влияния остается приучение, дрессировка. См.→
Личный пример родителей
Личный пример родителей дает ребенку образец перед глазами. См.→
Усиливать личное влияние
Много или мало влияют родители, родители заинтересованы, чтобы их влияние на детей было значимым, родители заинтересованы усиливать свое личное влияние. Чтобы слово родителя для ребенка звучало значимо, серьезно, чтобы ребенок к вам прислушивался, нужно заботится о двух вещах: Первое - обращаться к ребенку грамотно. Второе - в принципе укреплять свой родительский авторитет.
Не кричите
Хорошие родители на детей не кричат, как правило. Обо всем можно договориться спокойно. Скажите ему, что вы хотите. Если вам что-то не нравится, не молчите, накапливая злость и раздражение - спокойно и твердо скажите ребенку, то вы от него ждете, что ему нужно сделать. Не слушается - не кричите, а повторите. Не слушается - разберитесь, в чем дело. См.→