Сервис, ориентированный на клиента

17 мая 2014 г. в 07:21

Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии

Основатель Университета практической психологии

Телеграмм-канал t.me/kozlovni

 

Раньше это называлось «относиться к людям по-человечески». «По-человечески» мы относимся к тем, кого мы любим, в первую очередь к своим близким. Как отреагирует на просьбу посетителя специалист службы одного окна, если этим посетителем окажется его мама? С тёплой улыбкой, внимательно, доброжелательно, с готовностью помочь и терпимостью к ошибкам…

Понятно, что клиентам такое отношение понравится всегда, но для самого специалиста — реалистично ли так жить и работать? Ему это — надо? Понятно, что можно заставлять и контролировать, но над каждым сотрудником контролёра не поставишь.

Давайте разбираться. Для краткости назовём клиентоориентированного сотрудника «тёплый», а работающего формально и недоброжелательно — «холодный». Если приём посетителей ведут 7 сотрудников, из них 1 тёплый, а 6 холодных — тёплому так работать явно невыгодно. Во-первых, он создаёт невыгодный фон всем остальным, те будут на него коситься, а самое главное, все посетители скоро выстроятся в очередь именно к нему. Он будет работать за всех, то есть — недолго.

Однако, если в тёплом режиме будут работать все 7 сотрудников, ситуация окажется совсем другой. Все посетители распределены равномерно, обслуживание не прерывается недовольными разборками и конфликтами, хорошее настроение и у посетителей, и у самих сотрудников, тем более что тёплые сотрудники всегда готовы помочь друг другу. Такая система жизнеспособна, особенно если сотрудников научили, как сочетать дружбу и рабочую дисциплину. И подобная система сервиса — не теория, это уже проверено годами работы организаций, которые уже выстроили клиентоориентированный сервис.

Как сотрудник становится холодным? Посетители разные, есть склочные и вздорные, от них хочется защититься, и самый простой способ — закрыться и увеличить дистанцию. Стать холодным, отталкивать людей уже на уровне глаз и интонации. Тогда посетитель лишний раз не подойдёт и лишние вопросы задавать не будет. Есть проблема — такое стиль нейтрализует только «тихих» посетителей, а всех остальных напрягает и раздражает, в результате чего на пустом месте возникают конфликты. От них хочется защититься ещё более надёжной стеной… — и так возникает порочный круг.

Напротив того, тёплое общение располагает человека к ответной доброжелательности, взаимопонимание устанавливается быстрее и легче, да и в случае вздорного посетителя реакция окружающих будет на стороне тёплого сотрудника. Но есть одна трудность: тёплому общению нас нигде специально не учили, культура такого общения не распространена, у многих людей так даже дома, с теми же самыми близкими — не общаются. С мамой — постоянно ругаются. Да, это трудность, но эта же трудность открывает нам дополнительные возможности. Уже существующий опыт показывает, что качественное обучение клиентоориентированному сервису сотрудникам нравится — если занятия действительно меняют людей, люди быстро понимают, что такая учёба нужна им самим. У них меняются отношения в коллективе, уходят конфликты и раздражение, чаще проявляется взаимопомощь и взаимопонимание. А самое главное — сотрудники несут эту атмосферу домой. Когда мама начинает приходить с работы не усталая и злая, а тёплая и спокойная, становится хорошо дома. А ведь это — нужно всем. И тогда занятия, тренинги, где происходит обучение клиентоориентированному сервису, идут уже не как формальность и обязаловка, а встречают настоящий интерес. Люди берут упражнения как домашние задания и отрабатывают их дома. Упражнения «Убираем Нетки», «Плюс-помощь-плюс», «Ошибочка», «Комплименты», «Солнышко» и «Если бы я любил» оказываются понятными и необходимыми. Их уже делают в семье вместе, вовлекают в это обучение детей, это становится естественной частью нормальной человеческой жизни.

И последний момент — позиция руководства. Клиентоориентированный сервис будет плохо приживаться, если сам руководитель не будет его носителем, сам не станет «тёплым», сам не станет видеть в сотрудниках — живых людей. Проблема та же — сотрудники не ангелы, среди них много и лентяев и просто недисциплинированных людей, и относиться к ним тепло, по-доброму — кажется оправданным не всегда, а иногда просто противопоказано. Тогда руководитель занимает позицию холодного администратора, его девизом становится «Боятся — значит уважают», вследствие чего руководитель и сотрудники оказываются по разные стороны баррикад. Руководитель не верит своим сотрудникам, сотрудники не верят руководству. Сотрудничества — нет. Это неизбежно? Также нет. Грамотный руководитель умеет быть тёплым и требовательным одновременно, его девиз: «Железная рука в бархатной перчатке». Вокруг него собирается команда единомышленников, ему верят сотрудники, а он может им доверять. Начинается нормальная работа.

Более того, настоящее внедрение клиентоориентированного сервиса должно начинаться именно с руководителя, с его работы и его стиля отношения к сотрудникам. У холодного руководителя не будут тёплые сотрудники, руководитель создаёт атмосферу в коллективе своим собственным примером. С другой стороны, а какой руководитель не захочет освоить науку клиентоориентированного сервиса, если после интересных занятий у него самого улучшатся отношения и с сотрудниками, и отношения в семье, наладятся отношения с детьми, станет нормальным сон, улучшится здоровье? Тем более, если эти занятия проходят в рабочее время и за казённый счёт?

Собственно, можно сформулировать простой и чёткий критерий эффективности занятий по клиентоориентированному сервису: если эти занятия встречают понимание и отклик самих участников, если знания и умения сотрудники начинают сами, с желанием и добровольно, транслировать вокруг себя и внедрять в свою жизнь — значит, эти занятия проводят правильные специалисты. Если же занятия вроде бы с правильным содержанием, но их результат — только записи в тетрадях, а в свою жизнь сотрудники ничего не несут — значит, такие занятия не нужны.

У преподавателей Университета практической психологии есть необходимый опыт и квалификация, чтобы занятия по клиентоориентированному сервису были по-настоящему качественными. Мы готовы начинать работать, и в первую очередь — с руководителями. Если руководители скажут: «Да, эти занятия нужны нам самим, мы лично заинтересованы в таком обучении» — значит, мы вместе, общими усилиями построим в организации сервис, ориентированный на клиента.

Файлы:
  • Работа руководителя
  • Деловые отношения
  • Корпоративная культура
  • Автор Н.И. Козлов

Комментарии (3):

Агеев Антон Геннадьевич, 18 мая 2014 г. в 11:48
Здравствуйте, Николай Иванович! Мне думается, клиентоориентированный руководитель - это большая редкость. Цель обычного руководителя - только прибыль! Прибыль приносят клиенты, а общаются с ними сотрудники. Так вот, если прибыли недостаточно, то руководитель "объясняет на пальцах популярно" своим сотрудникам, какие они "олухи, лентяи" и пр. После таких разговоров сотрудник не будет клиентоориентированным никогда!
Н.И. Козлов, 18 мая 2014 г. в 12:23
Да, Антон Геннадьевич, такой тип руководителя пока распространен более всего. Но за последнее десятилетие все больше руководителей перестраивают свои стиль работы, поскольку клиент идет в первую очередь в ту фирму, где его встречают с улыбкой и уважением. А чтобы сотрудники работали именно так, этот стандарт должен им транслировать в первую очередь их непосредственный руководитель.
Агеев Антон Геннадьевич, 19 мая 2014 г. в 12:00
Что делать?))) Порой на сотрудника вешают столько обязанностей (правил, инструкций и т. д ), что тому становится не до улыбок. А самое главное, нас никто не учил слушать... Говорить, то есть задавать вопросы, отвечать на вопросы, комментировать, критиковать и пр. - этому нас учат с рождения! Так вот руководитель, прежде всего, должен слушать своих сотрудников, это и есть клиентоориентированность.

Материалы по теме:

01 янв. 2003 г.
Что такое настоящая команда
Команда — круг своих людей, имеющих общую цель.
23 апр. 2019 г.
Что делать с недовольным клиентом
Мне кажется, мы с вами криво расставляем акценты, тратим безумное количество сил, энергии, денег на то, чтобы привлечь нового клиента.
01 окт. 2022 г.
Корпоративная культура
Корпоративная культура - культура отношений сотрудников к делу и друг к другу. Корпоративная культура — это воздух компании, то, без чего компания не жива. Если нет корпоративной культуры, то есть некая дикость, гнилая культура.
01 окт. 2022 г.
Работа руководителя
Традиционно считается, что работа руководителя состоит из следующих основных блоков...
01 окт. 2022 г.
Стили руководства
Стиль руководства - особенности руководства, связанные с предпочтением того или иного вида влияния и личностными особенностями как руководителя, так и сотрудника (или коллектива).