Российский менталитет

01 января 2005 г. в 06:46

Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии

Основатель Университета практической психологии

Телеграмм-канал t.me/kozlovni

 

 

Российский менталитет — это преобладающие у россиян схемы, стереотипы и шаблоны мышления. Россияне — не обязательно русские. Отдельный человек может гордиться тем, что он «казак», «башкир» или «еврей» в пределах России, но за ее пределами всех россиян (бывших и настоящих) по традиции называют (независимо от происхождения) русскими. Для этого есть основания: как правило, все они имеют сходство в своей ментальности и стереотипах поведения. Россиянам есть чем гордиться, у нас огромная и сильная страна, у нас талантливые люди и глубокая литература, при этом мы сами знаем и свои слабые стороны. Если мы хотим становиться лучше — мы обязаны их знать. Если у нас народ спивается целыми деревнями и нравственное состояние современного российского общества оценивается как моральная деградация, любовь к России будет в том, чтобы, видя все это, ставить конкретные задачи повышения российской культуры.

Фильм «Мелюзга»

Сегодня нравственность России в глубоком упадке, но это характеристика не российского менталитета вообще, а того конкретного состояния, куда Россия упала в 90-е годы XX века.

А.В. Юревич пишет: «Несмотря на позитивные сдвиги последних лет, российское общество по-прежнему «травмировано хаосом»». «Без всякого преувеличения можно сказать, что сейчас наша страна переживает один из самых трудных в нравственном отношении периодов в своей истории».

Из этой ямы давно пора вылезать, и именно для этого давайте посмотрим на себя со стороны, а именно со стороны строго научных исследований. Что отмечают исследователи культуры как специфические черты российского менталитета?

Соборность, примат общего над личным: «мы все свои», у нас все общее и «а что люди скажут». Соборность оборачивается отсутствием понятия приватности (privacy) и возможностью любой соседской бабушке вмешаться и высказать вам все, что она думает по поводу вашей одежды, манер и воспитания ваших детей. Из той же оперы понятия «общественность», «коллектив», отсутствующие на Западе. «Мнение коллектива», «не отделяться от коллектива», «а что люди скажут?» — соборность в чистом виде. С другой стороны, вам скажут, если у вас торчит ярлычок, развязался шнурок, забрызганы брюки или порван пакет с продуктами. А также — помигают фарами на дороге, чтобы предупредить о ГИБДД и спасти от штрафа. Здесь же — неприятие «стукачей».

А.С. Кончаловский

Для русских людей личные и дружеские отношения важнее законов и правил: другу мы готовы простить то, что никогда не простим постороннему.

Русский человек живет верой в добро, которое когда-то спустится с небес (или просто сверху) на многострадальную русскую землю: «Добро обязательно победит зло, но потом, когда-нибудь». При этом его личная позиция — безответственная: «Нам принесет правду кто-то, но не я лично. Я сам ничего сделать не могу и делать не буду». Главным врагом русского человека на протяжении уже нескольких столетий считается государство в образе служило-карательного сословия. «Источник добра в русской ментальности — община, сегодня — это близкие и друзья (Gemeinschaft), а зло проецируется на государство в образе чиновничества (ранее — барина, городового и т. п.); способ действий — «всё образуется», а торжество добра мы мыслим несомненным, но… в будущем («не мы, так наши дети…»)», — пишут социологи.

Стремление жить по правде — похоже, уникальная особенность русских людей. За пределами российской культуры чаще говорится о законопослушности, правилах приличия или следовании религиозным заповедям. В восточном менталитете о Правде не говорится, в Китае важно жить по заветам, оставленным Конфуцием. А русские люди хотят жить по Правде, которая должна пониматься сердцем. Правда выше законов и договоренностей, она выше обычной разумности, тем более что в выборе между разумом и чувством русские выбирают чувство: искренность и душевность.

В российском менталитете целесообразность практически синоним корыстного, эгоистичного поведения и не в чести, как что-то «американское». Среднему российскому обывателю трудно представить, что можно разумно и осознанно действовать не только ради себя, но и ради кого-то, поэтому действия бескорыстные отождествляются с действиями «от сердца», на основе чувств, без головы.

Характерный пример: в статье «Сыну двенадцать: воспитание ответственности» умный папа писал, как он воспитывает в своем сыне привычку думать «зачем» он делает то или иное. Комментарий к этой статье: «Так и вижу взрослого молодого человека с вопросом, а зачем мне заботиться о своих родителях, проявлять к ним уважение, с какой целью? Теперь я самостоятельный и родители мне больше не нужны».

Мы ответили на этот комментарий так: «Хм. А вы полагаете, что родителей можно любить только если ни за что, «без головы»? Если родители детей действительно воспитывали, у детей есть ценности, а не только потребности, и дети умеют уже заботиться о достойных людях. То есть о родителях — в первую очередь, и именно потому, что родители сами им в этом подавали пример».

Российское — не любовь к дисциплине и методичности, жизнь по душе и настроению, смена настроения от миролюбия, всепрощения и смирения к беспощадному бунту на полное уничтожение — и обратно. Русский менталитет живет скорее по женской модели: чувство, мягкость, всепрощение, реагируя плачем и яростью на последствия такой жизненной стратегии.

Российский негативизм кто-то из исследователей квалифицирует как особенность менталитета, кто-то осторожнее как недостаток воспитанности, но не отметить его невозможно. К сожалению, воспитание воспитанности после революции 1917 года было не в чести, и последствия этого заметны до сих пор. За рубежом, если человек на улице случайно задел другого человека, шаблонная реакция практически любого: «Sorry», извинение и улыбка. Они так воспитаны. Печально, что в России такие шаблоны — более негативные, тут можно услышать и «Ну ты, куда смотришь?», и нечто более резкое. Россияне хорошо понимают, что такое тоска, при том что это слово непереводимо на другие европейские языки. На улицах у нас не принято улыбаться, смотреть в лица окружающим, неприлично знакомиться и просто заговаривать.

Улыбка в русском общении не является обязательным атрибутом вежливости. На Западе чем больше улыбается человек, тем он больше проявляет вежливости. В традиционно русском общении приоритет — требованию искренности. Улыбка у русских демонстрирует личное расположение к другому человеку, которое, естественно, не распространяется на всех. Поэтому если человек улыбается не от души, это вызывает неприятие. «Дежурная улыбка» имеет негативную коннотацию. Исследователи называют это «феноменом бытовой неулыбчивости». «Улыбка обслуживающего персонала при исполнении служебных обязанностей в России отсутствовала всегда — приказчики, продавцы, официанты, слуги были вежливы, предупредительны, но не улыбались». «В русском языке есть уникальная поговорка, отсутствующая в других языках «Смех без причины — признак дурачины». Логику этой поговорки не могут понять люди с западным мышлением».

Можно только обратиться за помощью — тут скорее всего помогут. Нормально попрошайничать — и сигаретку, и деньги. Человек с постоянно хорошим настроением вызывает подозрение — то ли больной, то ли неискренний. Тот, кто обычно приветливо улыбается другим — если не иностранец, то, конечно, подхалим. Конечно, неискренний. Говорит «Да», соглашается — лицемер. Потому что искренний российский человек обязательно не согласится и возразит. И вообще самая настоящая искренность — это когда матом! Вот тогда — человеку веришь!

Русские люди ценят честность. Честность ценится как уважение к выполнению договоренностей, но еще более русским человеком ценится другая сторона честности, а именно готовность в спорной ситуации покаястья, признать свою вину — и одновременно так же прямо, нелицеприятно обвинить другого. Негативизм русского менталитета проявляется также в склонности критиковать и видеть плохое как в других, так и в себе. Большинство россиян чаще видят в себе недостатки, а не достоинства. Заниматься самоедством — естественно и привычно, а тот, кто говорит о своих достоинствах — он бахвалится, это глупо и некрасиво.

В коучинговой практике: быстро назвать свои 50 недостатков — с этим заданием большинство справляются без труда. А быстро и убедительно перечислить 50 своих достоинств, рассказать за что человек себя любит и уважает — как-то гораздо труднее. Людям говорить об этом неловко, думать об этом непривычно.

Любовь к спорам. «В русском общении (источник Книга «Русские: особенности национального общения». Авторы Ю.Е. Прохоров, И.А. Стернин) традиционно большое место занимают споры. Русский человек любит спорить по самым различным вопросам, как частным, так и общим. Любовь к спорам по глобальным, философским вопросам — яркая черта русского коммуникативного поведения». «Русского человека часто интересует спор не как средство нахождения истины, а как умственное упражнение, как форма эмоционального, искреннего общения друг с другом. Именно поэтому в русской коммуникативной культуре спорящие столь часто теряют нить спора, легко отходят от первоначальной темы». При этом совершенно нехарактерно стремление к компромиссу или к тому, чтобы дать собеседнику сохранить лицо. Бескомпромиссность, конфликтность проявляется очень ярко: нашему человеку некомфортно, если он не доспорил, не смог доказать свою правоту. «Как сформулировал это качество английский учитель: «Русский всегда спорит на победу». И наоборот, характеристика «бесконфликтный», скорее, носит неодобрительный оттенок, как «бесхребетный», «непринципиальный».

Принцип «не высовывайся». В русском менталитете пренебрежительное отношение к политике и демократии как форме политического устройства, при котором источником и контролером деятельности власти выступает народ. Характерна убежденность в том, что реально люди нигде ничего не решают и демократия — это ложь и лицемерие. В то же время терпимость и привычка ко лжи и лицемерию своей власти по причине убежденности, что иначе нельзя.

Леня Голубков, реклама МММ

Иван-Дурак, лежащий на печи — любимый герой русских народных сказок.
Иван-Дурак, лежащий на печи — любимый герой русских народных сказок.

Привычка к воровству, мздоимству и обману. Убежденность в том, что воруют везде и все, а честным путем заработать большие деньги невозможно. Принцип — «не украдешь — не проживешь». Александр I: «В России такое воровство, что я боюсь идти к дантисту — сяду в кресло, и украдут челюсть…» Даль: «Русский человек не боится креста, а боится песта». При этом для россиян характерно протестное отношение к наказаниям: наказывать за мелкие нарушения — нехорошо, как-то мелочно, нужно — «прощать!», а когда на этом фоне люди привыкают законы не уважать и от мелких нарушений переходят к крупным — тут российский человек будет долго вздыхать, пока не разозлится и не устроит погром. Характерная черта российского менталитета — любовь к халяве. Фильмы нужно скачивать через торрент, платить за лицензионные программы — западло, мечтою является радость Лени Голубкова в МММ-пирамиде. Наши сказки рисуют героев, которые лежат на печи и в итоге получают царство и сексапильную королеву. Иван-Дурак силен не трудолюбием, а сообразительностью, когда за него все сделают Щуки, Сивки-Бурки, Коньки-Горбунки и прочие волки, рыбы и жар-птицы.

Интересное исследование «Чему учит сказка.docx» (о российской ментальности), автор Н.В. Латова, аспирантка ИС РАН.

Забота о здоровье ценностью не является, спорт — странно, болеть — нормально, но категорически не допускается бросать убогих, в том числе считается нравственно недопустимым уходить от тех, кто не заботился о своем здоровье и в результате стал по факту беспомощным инвалидом. Женщины ищут богатых и успешных, а любят убогих и больных. «Как же он без меня?» — отсюда созависимость как норма жизни.

Место гуманизма у нас занимает жалость. Если гуманизм приветствует заботу о человеке, ставя на пьедестал свободного, развитого, сильного человека, то жалость направляет заботу на несчастных и больных. По статистике Mail.ru и ВЦИОМ, помощь взрослым по популярности стоит на пятом месте после помощи детям, старикам, животным и помощи экологическим проблемам. Людям больше жалко собак, чем людей, а из людей из чувства жалости важнее поддержать нежизнеспособных детей, а не взрослых, которые еще могли бы жить и работать. Россияне, если уж хотят давать деньги, то исключительно на одного больного, ну, то есть, на одного ребенка, и желательно больного, самого больного, желательно неизлечимого смертельно. А если ребенок не умрет, то давать деньги на реабилитацию ребенка после болезни никто уже не хочет. Чувство жалости уже не работает, а понимания благотворительности в российском менталитете сегодня нет. Сейчас мы находимся на​ 123-м месте в мире из 135-ти изученных стран в рейтинге благотворительности, и ни одна из стран бывшего Советского Союза не находится ниже нас в этом рейтинге. 76% населения нашей страны не жертвовали никому никогда и даже не задумывались об этом. Социальная ответственность компании, то есть занимается конкретная компания благотворительностью или нет, для россиян не важна, а к тем, кто все-таки занимаются благотворительностью, окружающие смотрят с недоверием: 40% убеждены, что благотворительность делается ради рекламы, осуждают тех, кто рассказывает о своей благотворительной деятельности и настаивают, что благотворительность должны происходить только тайно. С другой стороны, последние годы сборы на благотворительность серьезно растут (до 50% в год), но преимущественно за счет среднего бизнеса.

Тотальный негативизм россиян, их взаимное недоверие и привычка «жить чувством» — похоже, одни из самых проблемных черт российского менталитета. А вот то, что в современной России (в отличие от последних веяний в западных обществах) отрицательно относятся к геям и лесбиянкам, едва ли нужно оценивать как отсталость россиян, возможно, как раз в этом наша сила и наш потенциал духовного здоровья.

В комментариях к статье кто-то соглашается с подобным портретом, кто-то обвиняет автора в русофобии. Нет, автор любит Россию и верит в нее, уже которое десятилетие занимаясь просветительской и образовательной деятельностью для своей страны, в том числе собственными усилиями создав полностью некоммерческий портал Психологос — самый популярный психологический портал России. На Психологосе врагов нет и не нужно здесь их искать, наша задача в другом: а именно, думать, как нам поднимать нашу страну. Как нам позицию Жертвы менять на позицию Автора, чтобы, не ссылаясь на обстоятельства, каждому брать ответственность за свою жизнь; как учить себя порядку и дисциплине, уважению к собственности и просто чужому мнению, как прекратить пить и начать заботиться о своем здоровье, как внутреннюю тоску менять на внутреннее Солнышко и искреннюю улыбку... Справимся, друзья?

Литература

  1. Русские: коммуникативное поведение. Ю.Е. Прохоров, И.А.Стернин. Москва, Издательство «Флинта», Издательство «Наука», 2006
  2. Нравственное состояние современного российского общества. Член-корр. РАН А.В. Юревич. Скачать статью полностью.
  3. Юревич А.В., Ушаков Д.В. Нравственность в современной России [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2009. N 1(3). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
  • Российский менталитет
  • Автор Н.И. Козлов
  • Психология
  • Социальная психология
  • Этнопсихология

Комментарии (144):

Гость, 22 октября 2013 г. в 18:24
Да, всё так и есть.
Гость, 15 ноября 2013 г. в 20:57
Еще любовь к грязи и нечистоплотность, хамство, агрессия, зашкаливающая зависть и т.д. и т.п.
11 ответов
Гость, 13 марта 2014 г. в 22:10
Всё верно!
Гость, 30 мая 2014 г. в 14:21
"большинство россиян чаще видят в себе недостатки, а не достоинства." ©
1 ответ
Гость, 21 апреля 2017 г. в 02:14
У меня абсоолютно противоположное мнение сложилось. Или вы имете ввиду болезненую самокритику?
Гость, 09 июля 2014 г. в 14:20
Насчет нечистоплотности не согласен: русский человек в отличие от европейца всегда имел баню в своем дворе, которая является показателем стремления русского человека к гигиене.
2 ответа
Гость, 11 октября 2014 г. в 11:46
Стремление к гигиене еще не гигиена. Баню нужно не только иметь, но еще и пользоваться ею... И где вы видели в Европе хоть одно жилье без удобств, в отличии от России?
1 ответ
Гость, 03 мая 2016 г. в 02:36
Версаль был построен без туалетов. И только с Петром Первым были завезены сортиры и бани в Европу. До относительно недавнего времени Европа чесалась от блох и имела золотые блохоловки, вырождалась от чумы, содержимое ночных горшков выливались прямо из окон зачастую на головы прохожих, почему и пришлось изобрести широкополые шляпы! Гигиена в Европу завозилась из России и мусульманского востока. В России издревна мылись и парились в банях, а у мусульман просто немыслимо не совершать регулярное и обязательное омовение (абдест)!
2 ответа
Гость, 21 апреля 2017 г. в 02:04
Понятие что исторически куда и что завозилось - создает порой не верную картину реалий. Если учесть что русские, процентов 80 жили в бараках до 70х, а в 90 были проблемы с горячей водой (в тех же хрущевках), то клопы в средневековой Европе как-то выглядят не актуально.
1 ответ
Гость, 24 января 2020 г. в 19:14

Не отрицай истории. А то выйдет, как на Украине.

Гость, 21 апреля 2017 г. в 16:55
Вообще-то бани и к арабам и русским пришли от древней Греции и Рима, а через Россию и турок в Европу... Забавно!
Гость, 05 мая 2016 г. в 21:46
Это точно. Это подтверждено историческими документами.
Гость, 11 октября 2014 г. в 11:43
Это обычные спутники духовной и физической нищеты.
Артур, 19 октября 2014 г. в 20:40
Соглашусь, любовь к грязи и нечистоплотность - тотальное явление. Будут тысячу раз распинаться и читать морали всем, а сами посуду не помоют. Всем мыться почаще и зубы чистить два раза в день!
Гость, 11 декабря 2014 г. в 02:11
Так и есть!
алла, 22 августа 2015 г. в 16:43
О, вот это абсолютно точно.
Гость, 03 января 2016 г. в 22:12
Мне искренне жаль всех тех, кто поддерживает данный комментарий. Значит, ваше окружение именно такое. А вот я крайне редко встречаю грязных, завистливых, агрессивных хамов. Может, мы живем в разных Россиях? :)
Гость, 29 августа 2017 г. в 10:30

Все точно.

Гость, 24 августа 2021 г. в 05:16

Со статьёй согласен - всё так и есть! К грязи и нечистоплотности, это не везде и так кто-то сделал, например, Норильск, - хамство, агрессия, зашкаливающая ненависть и зависть - это нормально, как в детстве игрушки воровать, да, но вспомните, где живут люди - крайний север, погодные условия, Норникель всё убил живое, преимущественно регион гулаг, отдалённость региона, всё это тоже играет роль, да и сейчас многие говорят, что город изменился за последние 10 лет, но и плюс азербайджанская диаспора. Республика Дагестан, тоже Россия? Да, там грязно в Махачкале, но проблема не в людях, а куда бросить мусор, если все урны переполнены уже в час дня? Правильно, рядом поставить и ведь идёшь с утра - убираются улицы начисто, но вот только не вывозится во время - внимание вопрос, кто виноват? А я вам отвечу - 49 национальностей, которые тащат каждый для себя, и национализм, который всех-всех над всеми ставит ниже - они своего правителя пленили, хотя тот просто понял, что воевать бесполезно, да и нечем уже (из книги имам Шамиль), считается что если ты аварец, то ты самый тупой, а люди умные они, аварцы, всех больше с нами воевали. В Дагестан приехал русский, так они говорят, а значит умный человек, потому, что салам (взятка) кидают везде. Севастополь (Крым) при Украине и при России - две разные республики, там грязно не было, там всё разваливалось, а сейчас? Там также чисто, только начали заниматься инфраструктурой. В общем скажу, так много где бывал, сам с Архангельской области г. Северодвинска (если, что с родины Ломоносова) у нас чисто в городе! В общем, всё относительно в этой жизни, и вспомните себя молодыми, хрен что докажешь))) но есть много молодёжи, которая чего-то делает, старается! В общем-то это и есть, то что мы сами произвели на свет!!! Всё моё мнение не больше!

Гость, 30 мая 2022 г. в 00:05

Про любовь к грязи и нечистоплотность - это что-то новое. Вы, наверное, с какими-то маргиналами общаетесь, раз так думаете. Русские - одна из самых чистоплотных наций в мире. Как-то читала, что даже немцы во время войны удивлялись чистоплотности людей в сёлах и деревнях, несмотря на то, что люди тогда жили небогато. А про хамство и агрессивность, это верно. Особенно среди молодёжи.

Гость, 25 ноября 2013 г. в 00:15
Автор правильно подметил. Российский, а также украинский образ мышления формировался в условиях православной христианской веры. Отсюда и соборность и "жить по правде" и др. А те, кто знает в чем отличие православия от католицизма и протестантизма (наиболее присущих до 20 века именно западной культуре), поймут почему так. Воровство, обман, взяточничество - пороки , присущие всему человечеству. А возникли они в большем количестве в нашем народе по мере нашего обезбоживания, безверия, отхождения от истинного христианства.
3 ответа
Гость, 07 мая 2014 г. в 00:40
Да нет, скорее христианство всему этому и поспособствовало. Позиция Жертвы во всей красе.
1 ответ
Гость, 15 августа 2016 г. в 15:00
+++
Гость, 21 апреля 2017 г. в 02:06
Как показывают недавние события, украинский менталитет все таки отличается в лучшую сторону от русского. Потом Украине ближе католичество во многих областях. А там Европа... другое отношение к личности.
1 ответ
Гость, 10 мая 2018 г. в 22:52

Я согласен, у них другое отношение к личности. Вот только оно уважительное, когда это выгодно. Вернёмся к Украине, у них, по сути, в стране 2 разных менталитета, западная и восточная части жили при разных режимах, воспитывались долгое время различными культурами, и где у них что-то лучшее чем у нас не совсем понятно. У каждого народа есть нравственные качества, которые стоит улучшать, везде есть свои грешники и праведники.

Гость, 21 апреля 2017 г. в 16:56
От бюрократии, как создали приказы, так и пошла коррупция.
Гость, 25 ноября 2013 г. в 17:23
Статья написана в сравнительной форме и проникнута пессимизмом, недовольством, негативизмом к своей же культуре. Даже положительные черты представлены как отрицательные. Что является еще одной характерной особенностью русского менталитета: где-то там хорошо, где нас нет. Любите свой народ, свою культуру! Довольно превозносить чужую, породившую за последние столетия гораздо больше зла (Наполеон, марксизм, Гитлер и др.)
3 ответа
Гость, 30 августа 2014 г. в 16:42
Согласен на все 100%. Подчёркнуты одни минусы, но это не правильно, надо понимать так же и положительные присущие качества, которых зачастую лишены другие ментальности!
1 ответ
Гость, 11 октября 2014 г. в 11:49
Напишите какие, чтоб знать.
Гость, 11 октября 2014 г. в 11:48
А ленинизм?
Владимир, 28 февраля 2016 г. в 17:49
Я сейчас зайдусь от колик в животе (от смеха) - ну это же надо любить алкашей соседей! Вечно пьяные, грязные. Вся Россия пъяная, кругом столько ненормальных... кого из них любить?!
Гость, 06 декабря 2013 г. в 14:34
Как ни странно, но принцип "хорошо там, где нас нет" здесь действительно работает. Я съездила в Европу, я ощутила разницу и не побоюсь сказать: по возвращении домой было ощущение, будто из города вернулась в джунгли. Большие джунгли, заполненные папуасами, нежелающими развиваться - ни морально, ни духовно, никак. Я понимаю, что всякий кулик своё болото хвалит, но предел есть всему!
4 ответа
Гость, 19 мая 2014 г. в 01:43
Всё познаётся в сравнении. Если бы всем было с чем сравнивать, мир стал бы намного лучше. Вы хорошо написали.
Гость, 11 октября 2014 г. в 11:51
Нас приучили, что у нас все лучшее, даже то что плохо. И это вместо того, чтобы перенять хорошее. Ан нет, гордыня... Самый страшный грех!
Гость, 09 ноября 2014 г. в 14:54
Не путайте тёплое с мягким, - это как в анекдоте про туристический тур и пмж. Остались бы Вы в Европе на годик и попробовали устроиться на работу, снять жильё и т.д., вот тогда бы по-другому Россию восприняли бы.
1 ответ
Гость, 24 ноября 2015 г. в 07:52
Живу пять лет в Австрии. Начала воспринимать пост-советское пространство по-другому: как раз начала думать о том, что в России бы не выжила. Из-за менталитета, соборности, пессимизма и тп по списку
Гость, 01 декабря 2020 г. в 12:46

Странно: вернулась из Франции домой в Питер, как из джунглей в цивилизацию. Правда прожила я там 3 года, а не как турист, поэтому и хапнула гору впечатлений.

Гость, 22 декабря 2013 г. в 17:58
Тут пишут о склонности русских со всем спорить, но я с этим не согласен.
2 ответа
Гость, 09 января 2014 г. в 16:30
Готов поспорить, да? :D
1 ответ
Гость, 14 августа 2014 г. в 22:05
В точку подметил. Но спорь не спорь, я согласен, так сказать, жизненно понял.
Анна, 27 июля 2015 г. в 11:18
Да прям! Спорим до посинения. Где еще мог родится Достоевский с его бесконечным обмусоливанием смыслов? И ведь понимаем его, даже дураки русские и те понимают!
Гость, 06 февраля 2014 г. в 13:51
А вообще, возможно ли поменять менталитет целого народа? Хотя бы чуть-чуть...)))
1 ответ
Гость, 20 апреля 2014 г. в 21:54
Наш менталитет складывался очень много лет и переходил из поколения в поколение. Я думаю, он может измениться, но едва ли быстро!
Гость, 18 февраля 2014 г. в 18:22
Какое поверхностное знание своего народа! Как будто скомпилированы негативные высказывания иностранцев о русском народе. Кроме того, полно взаимоисключающих утверждений: 1. Принцип «не высовывайся» и - "нашему человеку некомфортно, если он не доспорил, не смог доказать свою правоту". 2. Живет верой в добро и - привычка к воровству, мздоимству и обману.
2 ответа
Вера, 06 ноября 2014 г. в 21:49
Совершенно с Вами согласна. Какая-то квинтэссенция русофобства, что в статье, что в комментариях.
1 ответ
Виктор, 07 июля 2015 г. в 17:28
Это неправда, русофобы бы обвинили в гомофобии, а тут это главное достижение русской нации.
Максим, 24 января 2016 г. в 07:32
А особенно мне нравится отечественная привычка искать во всем, что не нравится, происки иностранных агентов)
Гость, 23 марта 2014 г. в 00:53
Сам Господь Бог, создавший человека, консервативен в области отношений мужчины и женщины и причем тут западные общества, которые, по крайней мере, в этом отношении деградируют.
Гость, 27 марта 2014 г. в 07:02
На мой взгляд, это примитивный подход к гражданам России.
Гость, 15 апреля 2014 г. в 13:24
Не согласна полностью. Вы не имеете понятия о русской душе!
2 ответа
Гость, 20 апреля 2014 г. в 21:56
Вы не хотите это принимать, потому что это - правда. Я думаю, все-таки стоит к этой горькой правде прислушаться.
1 ответ
Гость, 11 сентября 2015 г. в 19:51
Да, стоит!
Гость, 11 сентября 2015 г. в 19:51
"Не согласна полностью. "- негативизм. "Вы не имеете понятия о русской душе!"- любовь к спору...
1 ответ
Гость, 27 января 2020 г. в 04:50

Т.е., по твоему, человеку нужно всегда соглашаться, с отличающейся от его собственной точкой зрения, лишь бы такой как ты, не обвинил его в негативизме и любви к спорам? Но тогда можно сделать вывод, что ты действуешь по принципу "не высовывайся"...

Гость, 19 апреля 2014 г. в 19:49
Мне кажется, это какая-то русофобия.
Гость, 23 апреля 2014 г. в 11:17
Спасибо! Прочла с удовольствием. :)
Гость, 10 мая 2014 г. в 13:23
А вот то, что в современной России (в отличие от последних веяний в западных обществах) отрицательно относятся к геям и лесбиянкам, едва ли нужно оценивать как отсталость россиян, возможно, как раз в этом наша сила и наш потенциал духовного здоровья. Это единственный стратегический резерв. Отсюда начнется возрождение.
1 ответ
Гость, 23 декабря 2014 г. в 19:26
Отсюда начинается вся наша русская нетерпимость, неприветливость, закрытость. Возрождение с ненависти не начинается никогда.
Гость, 30 мая 2014 г. в 14:48
По многим аспектам, мне кажется, что автор перегибает. Но если в таком контексте: "Если мы хотим становиться лучше - мы обязаны их знать.", то все вполне резонно.
Гость, 20 июня 2014 г. в 17:31
Как же радуют такие комментаторы. Почитайте цикл статей "антисексофоб" и поймите же наконец, что ни одна религия (кроме православия, которая по-большому счету является лишь "переделанным" христианством) не осуждает отношения двух взрослых людей, независимо от их пола. И вообще: вам как покажи "тряпку", так вы сразу "грех!!!" А вы знаете, что в той же Библии очень много всего написано того, что вы совершаете каждый день, а оно грех! Следите за собой, да других не судите (и не судимы будете!).
1 ответ
hébus, 11 октября 2015 г. в 04:09
Отношения между двумя взрослыми людьми, может, и не осуждают, но сексуальные отношения между взрослыми людьми одного пола осуждают точно.
Liquid92, 03 июля 2014 г. в 20:49
Я бы ещё добавил безграмотность и неспособность мыслить самостоятельно!
Гость, 08 августа 2014 г. в 21:07
Да, все очень серьезно. Наш менталитет, помимо всего прочего, заставляет в критический момент смотреть в лицо смерти и быть уверенным в своей правоте. Хотя мы не камикадзе... всех нагнем)))))
Гость, 25 августа 2014 г. в 15:27
Да, правда в чистом виде. Не нравится? Давайте меняться. Я начну с себя и своей семьи.
Гость, 04 сентября 2014 г. в 12:11
Классно написано, коротко и по сути, а самое главное в ТОЧКУ.
Гость, 04 сентября 2014 г. в 22:03
И как же начнется возрождение из-за негативного отношения к геям и лесбиянкам? Страна воспротивится засилию гомосексуалистов и воспрянет ото сна? Ха. Ха. Ха. Возрождение через ненависть к группе населения, к своей части, которая, вполне возможно, даже не виновата в том, что она такая. О, да. И если это - действительно единственный стратегический резерв... более чем грустно, в общем. За саму статью - спасибо. Может, разве что, все не так пессимистично, ну или у меня просто розовые очки.
Гость, 06 сентября 2014 г. в 02:44
"А вот то, что в современной России (в отличие от последних веяний в западных обществах) отрицательно относятся к геям и лесбиянкам, едва ли нужно оценивать как отсталость россиян, возможно, как раз в этом наша сила и наш потенциал духовного здоровья." Веллер писал об отмене табу, спаде энергетики, энтропии... Вы имеете ввиду то же самое или есть что-то еще?
Гость, 30 сентября 2014 г. в 16:49
Я сама не русская (заранее предупреждаю о безграмотности), хоть и думаю на этом языке. Переехав жить в Россию, была в шоке. На меня многие кричали: в магазине, в транспорте. Одна бабушка прилично толкнула, потому что я ей дорогу не уступила (видимо Правда у неё такая). Чувствовала себя потерянной, не хотела лишний раз на улицу выходить, кругом туман из табака и маты, ругань. В огромном универмаге покусанные яблоки, открытое мороженое, много брака и никто не следит за этим! Сама я из Молдовы. Жила среди нищеты, по соседству с цыганами, но улыбок и смеха слышала чаще чем тут. Удивил "русский английский" и фраза " Пусть иностранцы учат русский"! Как китайцев обижали, глядя в глаза говоря "Развелось вас, ещё нам не хватало..." - они же это поняли и сказали с улыбкой "нехорошо". За что вас любить? За широкую душу, которая только в 4-х стенах ширится??? Вы любите "своих", но прохожих ненавидите и лица страдальческие, будто у русских какие-то особенные проблемы, что им так тяжко! А и ещё вы считаете, что Россия самая лучшая, не экономически, так душой, вот только на словах всё это!!!
2 ответа
Гость, 11 октября 2014 г. в 11:58
Здравый человек признает проблемы, непринимающий их как раз и показывает истинную проблему.
Леся, 27 июля 2015 г. в 11:21
А я когда ЧУЖИМ бабам говорю: А вы кто, что учите меня жить? - они в шоке. Мы, говорят, люди. А какое право все имеют искать соринки у ближних, свои бревна не видя? Массовое лазание в чужие дела - этого в Германии, Англии невозможно.
Гость, 12 октября 2014 г. в 09:05
Я испанец, я был во многих страны Европы, а также в России. И я не вернусь в Россию. Мне не нравится встречать пьяных мужчин, женщин видеть если только у вас есть деньги, плохо обращаться с животными, люди на улице не заботятся все, много краж. Вот россияне и говорят, что они никогда не вернутся в Россию. Мне нравилась Россия, пока я сюда не приехал. Извините, если кого обидел, но это то, что я увидел в России.
Гость, 22 октября 2014 г. в 12:43
Спасибо за статью!
Лебедева Марина, 28 октября 2014 г. в 09:07
Согласна. В большинстве своем именно так. Поэтому, у нас быть рассудительным, вежливым и мягким это слабость. Таких учителей (опять же в большинстве) ученики не уважают и на уроках "доводят" (наверное до нужного, приемлемого, понятного состояния). На работе таким начальником работники манипулируют и т.д. Видимо большую часть населения составляют эпилептоиды. Они же как звери в стае воспринимают лидера, когда он сильнейший, и "моргала" выколет и по "мусальничку" надает. Превосходство разума над силой показать - задача довольно сложная - не каждому под силу. Поэтому чаще умные "скатываются", чем грубияны облагораживаются. Вы взялись за очень трудное, но благородное дело. Успехов!
1 ответ
Гость, 29 января 2015 г. в 02:55
А вот я работаю учителем во Франции и могу Вам сказать, что мягких учителей здесь тоже доводят, как и у нас в России. Никакого отношения к русскому менталитету это не имеет. Это просто детская, особенно подростковая, психология.
Гость, 29 октября 2014 г. в 21:22
Нужно много ещё времени и информаци о других образах жизни, чтобы не то что научиться доброму, а хотя бы осмыслить своё поведение. Я боюсь, что этого не будет, скорее всего наше государство развалится от этого бардака.
Гость, 05 ноября 2014 г. в 16:33
Я считаю, что это очень правильная статья. Во всяком случае я поняла, что не одинока.
Гость, 09 ноября 2014 г. в 15:03
Статья интересная, НО "дьявол кроется в мелочах" - большинство НАШИХ плюсов представлены как минусы. Мне нравится жить в России, тот кто говорит что здесь плохо, либо бездельник и лентяй, либо дурак. Таким "умникам" везде плохо где нужно что-то делать САМОМУ. Менять менталитет? Да этого и добиваются уже сколько десятков лет наши "заклятые западные друзья". В России менталитет не статичен и меняется, впитывая то, что близко Русскому человеку, отторгая при этом западную грязь и дикость.
Александр, 18 ноября 2014 г. в 13:58
Спасибо за такую замечательную статью! Вот вопрос: как можно помочь нашей стране в излечении её проблем? Начать с себя и своих близких? Но очень сложно, когда нет человека который мог бы помочь советом, что правильно, а что лучше делать сейчас и над чем начать работать сначала. Взгляд на мир, как мне кажется, большинства граждан детский. Определиться с целями жизни, даже создание семьи и цель создания семьи для большинства не понятны, т.е. люди делают что-то потому что это надо, но осознанности в действиях нет, как нет и ответственности. И начинать развития здорового общества надо с детей, так? А детей воспитывают в садах и школе, а многие родители с одним ребенком делают из него пожизненного ребенка. Может действительно начать объединяться в просветительские общества? Есть в этом какой-то смысл, как Вы думаете?
Н.И. Козлов, 18 ноября 2014 г. в 16:56
Александр, Синтон работает, свою просветительскую задачу выполняет. Еще в большей степени на эту задачу работает Университет практической психологии, где мы готовим психологов и педагогов, которые способны выстраивать по уму как свою жизнь, так и жизнь людей вокруг. Если захотите присоединиться - https://www.univer-pp.ru/?utm_medium=article&utm_source=site_psychologos&utm_campaign=education
1 ответ
Гость, 29 ноября 2014 г. в 16:05
А еще в менталитете нашего народа все время ныть и жаловаться, на всех и все, и огромное табу признаться, что виноват в этом только ты. Быть профессионалом своего дела, но при этом получать маленькую зарплату, боясь попросить о повышении. Да и сам такой.
2 ответа
Гость, 11 декабря 2014 г. в 02:14
И я тоже.
Гость, 29 января 2015 г. в 02:59
Во Франции ноют еще больше. Всем недовольны, всем возмущаются. Когда заграницей поживешь, то оказывается, что некоторые русские "недостатки" у других народов еще больше выражены.
1 ответ
Hébus, 11 октября 2015 г. в 04:16
Все верно. Могу подтвердить.
Гость, 11 декабря 2014 г. в 02:14
Не согласен насчет геев и лесбиянок. Почему нетерпимость к тем, кто отличается, расценивается как потенциал духовного здоровья? Любовь в таких парах порой сильнее, чем в гетеро, я уважаю их взгляды. А то, что они потомство не оставят - неважно. Главная функция человека не репродуктивная, человек не животное.
1 ответ
Гость, 19 декабря 2014 г. в 18:42
Уважаемые, в чём же заключается Российская культура?
Гость, 23 декабря 2014 г. в 19:24
"А вот то, что в современной России (в отличие от последних веяний в западных обществах) отрицательно относятся к геям и лесбиянкам, едва ли нужно оценивать как отсталость россиян, возможно, как раз в этом наша сила и наш потенциал духовного здоровья" Духовное здоровье начинается тогда, когда нет ненависти и нетерпимости ко всем представителям общества, вне зависимо от окраса и пристрастий. И вы, автор, противоречите сами себе.
1 ответ
Гость, 09 июня 2015 г. в 08:19
Вот они активизировались! Живите, любите, как хотите и кого хотите. Главное, что бы подрастающее поколение не видело этого мракобесия!
Гость, 24 декабря 2014 г. в 08:50
Русский человек безответственен и инфантилен по природе своей, думаю, эти качества сформировались у него под влиянием православия, ненуклеарной семьи и тоталитарного режима, все это учит нас терпеть и подчиняться, а православная вера еще и работает по принципу "покайся и Бог отпустит твои грехи". Демократия у нас молодая - ей всего-то чуть больше двадцати лет, никогда у русских не спрашивали, чего они хотят, вот мы и не приучились думать - а чего, собственно? =)
Гость, 29 декабря 2014 г. в 04:57
Я был в России три раза, а точнее в Питере, к слову - культурная столица России. Первый раз в 15 лет со школьной экскурсией в конце 90-ых, нам хамили везде - в обменных пунктах, в гостинице, ресторанах, музеях и магазинах. Два следующих раза уже в конце 2000-ых ездил по делам, опять было хамство, большинство прохожих смотрели как на идиота, когда я им улыбался. Что на окраинах, что в центре города у метро попрошайничают дети наркоманы, которые к вам чуть ли не в карман лезут. Повсеместное воровство и взяточничество, и при этом люди ни то что не стесняются об этом говорить, а наоборот, даже хвалятся своими "подвигами". Честно, просто противно находиться в этом окружении. С другой стороны, мне встречались и хорошии люди в России, но все-таки негатива было больше.
Скрипка Иван, 03 января 2015 г. в 21:39
Я живу в России и я русский, и у меня в городе улыбаться людям это нормально, помогать людям это тоже считается нормальным, да и грязи нет. На чём основана статья - для меня загадка.
3 ответа
Н.И. Козлов, 03 января 2015 г. в 21:42
Как же приятно читать такие комментарии! Иван, дай бог, чтобы такие сообщения сюда приходили все чаще и чаще! Статью тогда - быстро перепишем!
Гость, 15 августа 2022 г. в 05:48

На социологических наблюдениях.

Гость, 31 декабря 2023 г. в 06:19
У меня также, по моему люди любят, когда им улыбаются. Кому нравится, что с несчастной миной рядом ходят. Настроения заразительны, ты улыбаешься и тебе в ответ тоже.
Гость, 11 января 2015 г. в 20:35
Со статьей не согласен. Посмотрите статистику по потреблению алкоголя - всё как в Европе. У нас примерно 10 процентов алкоголиков и, к примеру, в Германии и Австрии примерно столько же. Только у них алкоголики "тихие" и как граждане "Золотого миллиарда", грабящего весь мир, получают матпомощь и другие поблажки от государства. Русские живут в холодильнике и все же достигли сопоставимых успехов в развитии техники и т.д. Закон 80 к 20 действует во всём мире, но русские двадцать процентов, несмотря на вековые враждебные действия западных соседей, постоянные войны и общественные катаклизмы сохранили свою государственность и свой менталитет. Поместите в такие условия тех же французов и мама не горюй!!!
Гость, 15 января 2015 г. в 18:45
Браво! Абсолютно реальное браво. Это я насчет предупреждения о безграмотности. Все бы у нас были такими безграмотными. Ни одной орфографической ошибки, в отличие от многих и многих русских, которые на просторах интернета считают ниже своего достоинства отредактировать собственный пост хотя бы на правильное написание слова "извините" и возвратных глаголов. (Это те, что заканчиваются на -тся и -ться, для тех русских, кто экзамен сдал и больше грамотно не пишет). В статье очень многое правильно. Однако плюсы тоже хотелось бы увидеть. И некоторая однобокость присутствует. Пресловутых Иванов отличает не столько лежание на печи (этим вообще всеобъемлюще прославился только Емеля), сколько умение делать то, что не дается людям обычным. Например не заснуть и не струсить как старшие умные братья, а добыть-таки конька-горбунка и его более красивых, но менее полезных братьев.
Гость, 25 января 2015 г. в 19:11
Я русская, жила в разных городах, последние 8 лет в Москве. Все мои друзья и знакомые улыбаются, помогают окружающим. Почти у всех кошки и собаки, которых подобрали на улице. Люди путешествуют по миру, и видят, если умеют критически мыслить, что там не лучше, чем у нас. По-другому, но не лучше, те, кто умеет зарабатывать, работать не боится, тот в России живет и радуется. И не надо тут ерунду говорить, что всё так плохо. Вы по Нью-Йорку ходили, где обычные люди живут, ужас, грязь! А о Франции вообще молчу, бомжей море! Я люблю мир, но Россию больше, так как это моя Родина! Кто против - езжайте, кто вам мешает!? Сорри, за ошибки, с телефона пишу, проблемно возвращаться к написанному...
3 ответа
Гость, 29 января 2015 г. в 03:02
Браво! Полностью с Вами согласна.
Галина, 04 марта 2015 г. в 22:12
Вы написали правильные и умные слова. Я, может быть, так бы не смогла написать, но с Вами я полностью согласна. Чем уж так Россия многим насолила???
Гость, 15 августа 2022 г. в 06:30

Уметь зарабатывать, хм.. Настоящее определение, как никогда сильно расставляет правильные акценты на особенности мышления русского человека. Зарабатывать – это не специальный навык. Мочь иметь профессиональное образование и сноровку, которая позволяет человеку заниматься социально значимым предприятием. А избитая фраза «уметь зарабатывать» отсылает нас на безразличие в выборе способа извлечения материальной выгоды в контексте разрушительного противопоставления содержания трудовой деятельности нормам общественной морали, религиозным канонам, требованиям законодательства. В России человек, которого лишили заработной платы по мотивам личной неприязни руководителя к подчиненному, под предлогом ненадлежащего исполнения служебных обязанностей и пр. не вызывает к себе никакого сочувствия. Работодателю, который злоупотребил своим положением неосновательно, обогатился, вследствие невыплаты причитающейся заработной платы – честь и хвала. Как, простите, это соотносится с тривиальными суждениями обывателей: «сам во всем виноват» Каждый человек – сам хозяин своей судьбы и тому подобное. Русские не уважают ни себя, ни других. Нас натаскивают на принятие того, что предоставление рабочего места само по себе предполагает необходимость отблагодарить барина своим дозволением унижать честь и достоинства, ибо на меня работаешь, с моей руки кормишься и мне принадлежишь, как вещь... тварь бесправная и безропотная, а власть имущий вправе решать быть мне или не быть, в противном случае, без его подаяния, ноги протянешь.. Слово «славянин» происходит от латинского «slave» что означает «раб». Можно в две смены на заводе горбатиться и помирать от голода. Кто против – езжайте, кто вам мешает!? Все те, кто могут покинуть это убожество – давно рванули за кордон. Оставшиеся малоимущие, которые самолеты только в голубом экране видели, и эксплуататоры трудящихся, которые заинтересованы в инерционности мышления народонаселения, пожимают плоды тотального произвола и пассивности к сопротивлению.

Русская, живущая за границей, но сердцем с Россией, 20 февраля 2015 г. в 01:32
Очень радостно было читать последние комментарии. Спасибо Вам русские люди за любовь к России, гордость за неё,за веру в русских людей! Но в этих комментариях есть не принятие другого мнения. Ведь эта научная статья Н.И.Козлова и его мнение. На мой взгляд, очень важным и верным является последний абзац статьи. Н.И.Козлов, спасибо за вашу деятельность, за ваш портал, за ПРИЗЫВ к людям поднимать нашу страну, и начинать надо с СЕБЯ, изменять себя, работать над собой, тогда что-то изменится и вокруг. Хочу возразить авторам комментарий по поводу "Нетерпимости русских к геям и лесбиянкам". Здесь все перевернуть с ног на голову! Мне, да и др. здравомыслящий русским людям, все равно как живут геи и лесбиянки. Пусть живут себе как угодно, с кем и сколько угодно! Но пусть не навязывают мне и другим свой образ жизни и поведения! Здесь НЕ НЕПРИЯТИЕ образа жизни геев, а защита своих моральных устоев от нападений этих "бедных, несчастных других"! Наши моральные принципы в этой области (традиционная семья и др.), я считаю - гордость русского народа!
Игорь, 15 марта 2015 г. в 16:24
Замечательно верная статья. Отличная работа парней на улицах СПБ и Майами, здесь никаких слов не надо. И я полностью согласен с А.С. Кончаловским, что для перехода к иному, более позитивному, дружелюбному и доверительному способу жизни, к благосостоянию, не обойтись без мощной работы всех Государственных институтов. Единственная проблема - если у власти будут те же люди с той же "феодальной" системой ценностей, то ждать помощи от Государства можно очень долго. Но меняться самому можно начинать прямо сейчас, независимо от окружения.
Ольга, 20 марта 2015 г. в 12:17
Со статьей согласна! Могу добавить от себя следующее... Здорово было бы, если при приеме на работу на госслужбу (в частности в налоговые органы) тестировали будущих работников на предмет культуры общения с населением и представителями бизнеса. Работаю предпринимателем почти пятнадцать лет, за это время побывала сотни раз в налоговой, насмотрелась. Мне, как говорится, везет, в бух. и налоговом законодательстве разбираюсь, т.к работала раньше главбухом и на своем предприятии веду бухучет сама. Да и просто в обиду себя не дам. А вот большинство предпринимателей слабо разбирается в отчетности. Этим и пользуются многие (не все, конечно) налоговики. Просто вымещают зло и плохое настроение на тех, кто к ним обратился.
Галина, 12 мая 2015 г. в 12:44
Читала хорошую статью автора, что работать над собой нужно через позитив. Согласна, начала делать так - результаты вообще впечатляющие. С другой стороны, эта статья ей противоречит. Почему? В данном случае негатив должен сработать положительно? У меня статья только отняла время и настроение. Видео о том, помогут ли человеку у нас на улице и в США, сфабрикованное. В другой статье на этом же сайте об этом уже писали http://www.psychologos.ru/articles/view/sravnenie_rossiyskogo_i_zapadnogo_mentaliteta В интернете видео-опроверженй со схожими эксперементами много, можно найти. Да и в целом, достаточно просто вдумчиво и внимательно посмотреть ролик, чтобы это понять. Поэтому достоверность остальной информации в статье тоже вызывает сомнения. Кажется, здесь просто намеренно собрали весь негатив.
Н.И. Козлов, 12 мая 2015 г. в 15:03
Галина, ролик убрали, спасибо за напоминание. Что касается работы через позитив - да, верно, это самая эффективная стратегия. Важно только, чтобы 1) было определено направление работы и 2) чтобы была работа над собой, а не самоуспокоенность, Все ли россияне сейчас видят свое проблемные особенности? Все ли они начали работать над собой? Нет, а это необходимо. В этом и состоит необходимость и задача этой статьи: определить направление работы над собой и подтолкнуть к этой работе.
2 ответа
Гостья, 03 ноября 2015 г. в 01:39
Уважаемый Николай Иванович! Конечно, не все россияне работают над собой и видят свои проблемные особенности! Но скорее всего, именно эти "не все" не читают Ваших статей, не знают о Психологос, и не узнают! А ваши благодарные читатели конечно же другие, иначе смысл им здесь находиться!
Гостья, 03 ноября 2015 г. в 11:57
Уважаемый Николай Иванович! Конечно, не все россияне работают над собой и видят свои проблемные особенности! Но скорее всего, именно эти "не все" не читают Ваших статей, не знают о Психологос, и не узнают! А ваши благодарные читатели конечно же другие, иначе смысл им здесь находиться!
Галина, 18 мая 2015 г. в 00:50
В статье описаны только отрицательные особенности. Я не психолог, но судя по моему опыту, если работать над собой, отталкиваясь только от негатива, то запала хватит ненадолго. Потом тянет погрузится в уныние. К тому же всюду (от знакомых, в интернете) я чаще слышу негатив про россиян. Получается, куда ни пойди и к какому источнику не обратись - все рисуют мрачные картины. Даже здесь. Если добавить в эту статью и позитива, желание у людей меняться и работать над собой поубавиться? Если и поругать и похвалить, то эффект будет меньше? Пытаюсь понять, почему здесь описаны только проблемные особенности.
Анна, 27 июля 2015 г. в 11:17
Вот всё точно. И противно. Рада, что мой менталитет только на 50 процентов русский. И кое-что добавлю: россияне считают подлым сдавать стариков в дома престарелых. (К слову о тех, кто сам себя не берег - а расплачиваются те, кто заботится потом.) Лично я потратила годы жизни на уход за бабушкой в полутрупном состоянии, потому что мать считала стыдным обеспечить уход со стороны. И проблема вот в чем: дети мучатся с губящими здоровье родителями, юные тратят юность на уход за пожилыми, потом сами стареют и так же становятся мукой для близких. Разве не правы европейцы с домами престарелых??? Там платят за уход, и ухаживающие НЕ ВЕСЬ ДЕНЬ И ВСЮ НОЧЬ на службе, они вольны уйти, отдохнуть или выбрать другую работу... Жестоко? Почему? Это спасает юность и зрелость близких. Конечно. если старик добр, покладист хотя бы - можно и дома сладить, но все знают, кем те, кто не берег СЕБЯ всю жизнь станут в старости - будут они беречь других, если им себя-то не было жаль?
2 ответа
Гость, 18 сентября 2015 г. в 18:07
Это вы погодите, тут только отрицательные черты расписаны. А еще вы не знакомы с отрицательными чертами менталитета западного. И не стоит за ваш индивидуальный случай нападать теперь на всех русских и на их бабушек. Если у вас так, не значит, что все такие.
Гость, 31 декабря 2023 г. в 06:57
Там платят за уход, а если денег не хватит на то, чтобы обеспечить хороший уход? Родители заслуживают нормальный уход по крайней мере, я не могу отдать их куда то. Буду ухаживать сама. Они за нами ухаживали, когда мы беспомощными были.
Леся, 27 июля 2015 г. в 11:25
Утешу всех: собралась уехать в Чехию. Ох, и нахлебалась ИХ, чешского, менталитета... Мало, что всё тож, что в этой статье, так еще БАБЫ в семьях живут за свой счёт (прям вот мужу на его деньги - одно купила, а себе на завтрак - на свои - другое), пьют массово, марихуана с 14 лет в школе, розово-голубые - в почете, и все в том же роде. В общем, узнала, что есть страны похуже Руси.
Леся, 27 июля 2015 г. в 11:27
Ну уж нет, в статье всё верно: наши Иваны едут на случае, на судьбе, на везении, на чем угодно, кроме самих себя. Золушки и те - не наши. Наши Золушки мести, печь и наряжаться одновременно не согласны. У русских-украинцев как? Мать пашет, дочь пляшет. А потом в браке - вся несчастная: белье стирать надо...
Гость, 11 сентября 2015 г. в 19:48
Принцип "нашему человеку некомфортно, если он не доспорил, не смог доказать свою правоту" сочетается с принципом «не высовывайся», т.к. в статье про "нашему человеку некомфортно, если он не доспорил, не смог доказать свою правоту" говорится о споре ради спора, а не ради того, чтобы что-то изменить, что вполне соответствует отсутствию готовности брать на себя ответственность в принципе «не высовывайся».
гость, 14 октября 2015 г. в 09:12
Я вот, хоть и русская, но родилась и выросла не в России, и вас хорошо понимаю. В России какой-то особенный менталитет, которого не встретишь в республиках СНГ. Огромное количество мата "просто так", абсолютная пассивность и перевернутые с ног на голову понятия о добре и зле, а еще лицемерие. В том-то и дело, что кичатся своей "духовностью" и "православностью", а где плоды всего этого? Это, наверное, очень успокаивает - думать, что вот мы, русские, чувством живем в отличие от законников-иностранцев. Только вот почему-то, когда речь идет о чувствах, вы думаете в первую очередь только о себе, а вовсе не о чувствах ближнего. Когда вы лаетесь в поликлиниках, банках и в очередях - вы правда исходите из "духовных" побуждений, включаете христианское милосердие? В чем она, христианская терпимость?
Гость, 03 ноября 2015 г. в 01:32
Я не буду оценивать статью. Ведь у всех разный опыт общения, и каждый человек обращает внимание на разные вещи. Например! я лежала в больнице и читала отзывы о ней. Так вот, 9 из 10 оставили отрицательные отзывы, говорили о хамстве медперсонала, невкусной пище и т.п. А 10 человек ни о чем таком наверное не думал, он написал благодарности врачам за то, что спасли жизнь его сыну, которого привезла сюда скорая в. тяжёлом состоянии. Я к тому, что каждый видит и слышит то, что хочет.
Гостья, 05 ноября 2015 г. в 22:22
Дважды ответила на комментарий Н.И., его ответный коммент Галине, а размещено почему-то под комментом Леси. И получается, что я не в тему пишу. Это ошибка.
Н.И. Козлов, 05 ноября 2015 г. в 23:21
Гостья, я ваш комментарий прочитал, спасибо вам за него. Вы пишите в тему, и система все делает без ошибок: посмотрите, как располагаются комментарии! Вы ответили позже Леси, но Леся отвечала уже не мне, а Галине, поэтому где же система должна была разместить ваш комментарий? Да, после Галины, ниже ее комментария.
1 ответ
Гостья, 07 ноября 2015 г. в 00:24
Спасибо, Николай Иванович, я была не внимательна, извините)
Гость, 03 января 2016 г. в 22:08
Неужели Вы действительно думаете, что люди в России строили баню, только для того, чтобы ее иметь, но не пользоваться? Жилье без удобств (видимо, Вы про туалет) я в Европе не видела, но я и не была во всех европейских деревнях. Так же, как европейские туристы вряд ли видят своими глазами в России дома с удобствами на улице, но мы-то с Вами знаем, что они есть. А вот что я лично видела, путешествуя по Европе на машине: в Германии на автобане заехали на стоянку с туалетом. Туалет - в 10 метрах, но какой-то бюргер, видимо, не смог дойти, и прямо около машины повернулся к лесу передом, к машине задом и давай делать свои дела. По-вашему, это пример чистоплотности?
1 ответ
ЗаМКАДник Иван, 24 мая 2016 г. в 13:25
В своё время довелось служить в Германии - подобное наблюдал временами не только в деревнях.
Гость, 03 января 2016 г. в 22:47
Согласна с Вашим комментарием! Отдельно хочу сказать про улыбки и помощь. Да, у нас, может, не принято широко улыбаться незнакомым людям, но разве это показатель невоспитанности? В европейских странах не принято кланяться, как в Японии, но ведь японцы не обвиняют Европу в невоспитанности? Просто - разные культуры, и ни одна из них не лучше другой. А как известно, в чужой монастырь некрасиво лезть со своим уставом, поэтому если россиянин поехал в Европу - будь добр, улыбайся. И наоборот, перед поездкой в Россию европейцу не помешает изучить обычаи страны, и не ждать от всех прохожих радостных улыбок. А по поводу помощи друг другу хочу рассказать мои впечатления от 3-месячной стажировки в Германии в 2000 г. Я приехала с огромной сумкой с вещами сразу в институт. Познакомилась с коллективом, в конце рабочего дня мы все отправились на выход. Картина маслом: я (худая девушка весом 45 кг) тащу на плече огромную сумку с вещами, рядом со мной идут 5 немцев мужского пола, моих коллег по институту, и никто из них не предложил донести сумку. Зато через несколько дней один из них случайно открыл и придержал мне дверь, я прошла, улыбнулась, сказала "Danke", и после этого этот 35-летний дядька весь расцвел, и все оставшееся время чуть ли не бежал вперед, чтобы открыть мне дверь. Но я-то понимаю, что у них просто другой менталитет, и не обвиняю их в дикости, как они нас!
Артемис, 04 января 2016 г. в 13:06
Ни одна религия, кроме православия? Что сделают в мусульманских странах (не имею введу ИГИЛ и проч.), если признают вину женщин в измене или мужчин за нетрадициональные половые связи? А католичество на западе,что признало нормальным душевное и духовное состояние "радужных"- большинство 70% процентов епископата осуждает само состояние и открыто об этом заявляют. Но никто не берётся судить самих людей, бедных и больных головой гомиков и проч.
Анна, 30 января 2016 г. в 22:38
В статье нет понимания русского человека. Видимо я тоже живу в другой России, где на слово "Извините" отвечают улыбкой. Где предки мылись в банях, в то время, как европейская аристократия мочилась в подолы платьев (да-да, поищите информацию). И так далее, и так далее.
Петр , 07 февраля 2016 г. в 20:56
Дай бог нам просветления.
Татьяна, 19 февраля 2016 г. в 10:48
В точку. Давайте уже жить так, чтобы на нас смотрели с уважением. Начнем менять Россию с себя.
Гость, 24 мая 2016 г. в 11:56
"Наши сказки рисуют героев, которые лежат на печи и в итоге получают царство и сексапильную королеву. Иван-Дурак силен не трудолюбием, а сообразительностью, когда за него все сделают Щуки, Сивки-Бурки, Коньки-Горбунки и прочие волки, рыбы и жар-птицы." А как не наши герои - "Кот в сапогах", "Огниво"?
ЗаМКАДник Иван, 24 мая 2016 г. в 13:22
Достаточно верно, но не всё бесспорно. Герои сказок "Огниво" или "Кот в сапогах" - с гуманизмом или трудолюбием как-то непросто. Выводы о народах делать будем?
Гость, 15 августа 2016 г. в 14:53
Российский менталитет - неудачный и тупой. Всё делать под копирку, ни от кого не отличаясь, иначе ты изгой. Отсутствие логики и здравого смысла завели эту большую и красивую страну в яму, в глубокую яму. Образом мышления я ближе к Западу, хотя какие-то черты характера свойственные русскому человеку мне близки, но это малая часть. Тем более добродушие и крепкая дружба "до гроба" больше не свойственны русским людям. Раньше хотя бы на улицах помогали, если чего случалось. Сейчас кто будет умирать все мимо пройдут. Осталось только самое плохое - лень, тупость, упрямство, теперь ещё и равнодушие. Прогнил русский народ до основания, это печально.
Гость, 09 октября 2016 г. в 09:21
Большое спасибо за статью! Как многое я поняла в себе, благодаря статье. А я часто задавалась вопросом - откуда это у меня? Буду дальше работать над собой и думаю, что результат у меня будет отличный. Еще раз спасибо!
Гость, 26 февраля 2017 г. в 19:38
Русский - значит НАСТОЯЩИЙ (искренний)!
Гость, 21 апреля 2017 г. в 02:00
Совсем недавно стала выделять русских от общей массы русского народа. И поняла, что порой отдельная личность русского человека не так уж и плоха: есть слабости, есть достоинства, его понять можно и он может понять. Но достаточно "русскому" услышать критику в адрес своего народа, культуры, страны и ее политического направления, в нем тут же просыпается нечто тупое, темное и ненавидящее все и всех! И не зависимо от уровня образования или материального достатка ненависть становится просто неизмеримой - даже у тех русских эмигрантов, которые прожили за рубежом и пустили свои корни, родили детей иностранцев, которые и по русски то не говорят. Я живу за рубежом уже 16 лет и знаю реалии зарубежной жизни, отдавая себе отчет в том, что нет нигде идеальных стран и народов. Но то безумное высокомерие которое я встречаю у русских, меня потрясает! Ни факты совремной жизни, ни сравнение реалий, не помогает признать им отсталость по многим жизненым вопросам современности.
Гость, 21 апреля 2017 г. в 02:13
Кстати, по поводу Христантсва и его ветви Православия. Я живу в США уже 16 лет и наблюдаю разницу религиозного менталитета. К примеру в Православии у Бога мы - рабы. А вот на Западе - дети. Поэтому на Западе есть такое понятие как отношения с Богом, у нас же это считается глупостью, и поэтому человек может обращаться к господу Богу только в самых сложных ситуациях. А в обиходе - все вемя шикают - не следует беспокоить Бога о мелочах. Поэтому заметила, что "наши" не верят в "хорошего" Бога. А больше верят в Беса.. которого как раз нужно больше бояться чем Творца, поэтому у русских так много разного рода традиционных суеверий.
1 ответ
Гость, 17 сентября 2020 г. в 23:54

Интересное наблюдение.

Гость, 21 апреля 2017 г. в 16:53
Полностью согласен со статьей, но с определенным но... Я так понял, что у меня из русского только любовь к спорам, тут да люблю, но и то с маленьким нюансом - в споре хочу придти к соглашению. Но с русскими спорить не реально, они никогда не стремятся договориться и это превращается в спор без остановки... В остальном я люблю частное пространство и живу по принципу: я никому не должен и мне ни кто не должен. В другом контексте чувствую неловкость... Эмоции приходится скрывать, так как не так поймут, но на западе чувствую себе более комфортно в плане общения... Что касается пожертвований, то тут еще причина бедности. Автор сам правильно подметил, чем человек становится богаче, тем он более склонен давать деньги на благотворительность, так что это скорее не от менталитета, а от бедности в целом. Я для себя тоже поставил планку, и когда на нее вышел, стал отстегивать 10% без ущерба своему положению. Но в целом думаю надо эмигрировать, сложно в России.
Гость, 03 мая 2017 г. в 03:58
Помогать надо себе, пока ты не убогий и не инвалид, которому, как тут верно сказано, сразу же и картошечки в ротик положат. Страна, поддерживающая деградацию - не выживет.
Гость, 04 октября 2017 г. в 12:35

Полностью согласна с автором, и могу добавить от себя, что мы часто прикрываемся нашей историей, в те времена мы действительно великий народ. Но сейчас мы апатичны, ленивы, действительно ждём, когда нам подадут на блюдечке. А это не правильно, всё привыкли делать из-под пинка и в последний момент. Нужно развивать силу воли в себе и помнить, что начинать всегда сложнее, чем продолжать. Не зря говорится: "Человек сам кузнец своего счастья". Никто не виноват в твоих проблемах больше, чем ты сам.

Гость, 02 декабря 2017 г. в 11:17

Россияне - разные. Есть крестьяне, есть горожане, и культуры их разные. В крестьянском мире любви к халяве не было, бабушки и родители прививали меня к честному труду. Учили преодолевать трудности. Воровство не было присуще советским людям, оно родилось как ответ на пустые магазины. Думаю, оно будет сходить на нет, поскольку сейчас все без воровства доступно, тем более везде видеокамеры стоят. Что касается мздоимства или нетрудовых доходов, то это во многом из-за неуверенности за завтрашний день. С этим у нас общая беда. Ибо если нет ощущения стабильности, если каждый из нас легко может стать нищим и оказаться на улице, заболеть и не получить медицинской помощи, попасть в тюрьму и суд тебя не защитит, то становится актуальным лозунг: ешь и пей сегодня. Да?

1 ответ
Гость, 19 февраля 2018 г. в 16:18

В Советском Союзе с 60-х годов, а то и раньше, с работы несли все и все, что можно было вынести. От рабочего до директора. Чем выше должность, тем больше пользовались. До пустых магазинов было еще очень далеко.

Гость, 14 июля 2019 г. в 13:46

А еще русский человек бедный на скидки. Обрызет все, в поисках скидки и выгодной покупки. И долго будет радоваться и все рассказывать, как сэкономил. А если купит вещь, а на следующий день узнает, что эту же вещь можно было купить дешевле, побежит или сдавать обратно в магазин, или будет весь день на себя злиться и ругать себя, что переплатил.

1 ответ
Гость, 17 сентября 2020 г. в 23:45

Не только русский. Это называется прагматизм.

Гость, 17 сентября 2020 г. в 23:51

Не люблю любые рассуждения на тему "вокруг все плохие, делают не так как надо, а надо вот как ...". Или "здесь не цениться забота о здоровье и т.д." - что за диктатура мировоззрения? Каджый/ая сам/а решает что ему/ей ценить. По мне, так это завуалированная попытка вознести себя над окружением. Вдобавок, на мой взгляд, любое качество в первую очередь, зависит от человека - не у всех "тотальный негативизм/любовь к спорам" к примеру. А если эти качества и присущи к кому-то, то такие люди встречаются и тут и "там". Так же как и к каждому/ой можно найти подход при желании - все мы люди.

Гость, 29 декабря 2021 г. в 14:07

Хорошая заметка.

Гость, 05 января 2023 г. в 15:58
Всё так и есть, особенно в провинции
1 ответ
Марина, 31 мая 2023 г. в 12:36
Я дочь русских родителей, но совершенно не подхожу под описание русского менталитета, чувствую себя белой вороной, не понятно, откуда у меня такое и как с этим жить. Не понятно, кто я по нации тогда? Нет ни одной совершенно идеальной нации. У всех свои скелеты в шкафу. Но не зря Бог дал свои уставы человеку для всех наций.

Материалы по теме:

Картинка к "Влияние национальных культур на становление и развитие менеджмента в разных странах. Исследования Герта Хофстеде"
29 мая 2019 г.
Как развивать бизнес в России? Возможно ли применение менеджмента, успешно внедренного в США, в постсоветских республиках?
1Подробнее →
Картинка к "Нравственное состояние современного российского общества"
01 янв. 2012 г.
На основе выводов философов, экономистов, психологов, юристов, социологов и др. определен моральный уровень российского общества начала XXI в. - "моральная деградация"; используются разработанные количественные показатели - индекс нравственного состояния общества (ИНСО), на основе которого прослеживается динамика эволюции российского общества в годы реформ; отмечаются причины и последствия падения нравов; намечаются пути духовного возрождения как ключевого фактора и предпосылок оздоровления экономики и в целом духовного возрождения нации.
Картинка к "Особенности российского менталитета в культурно-исторических проявлениях"
01 янв. 2012 г.
В философско-антропологических учениях человек рассматривается, как правило, отвлеченно от какого-либо типа национальной культуры. Между тем природа человека допускает уникальные особенности, выделяющие его как представителя той или иной нацио­нальной культуры. Общие для всех людей качества проявляют себя по-разному, когда одно из них приобретает ни просто верховное, державное значение, но и в таком своем значении выглядит специфично, отражая сущность природы человека, принадлежащего к известному культурному образованию.
Картинка к "Особенности российской культуры"
01 янв. 2010 г.
Об особенностях российской культуры можно говорить только конкретно, сравнивая ее с культурами известных соседей ближнего и дальнего зарубежья.
Картинка к "Сравнение российского и западного менталитета"
01 окт. 2022 г.
Западные социсследования показывают, что по менталитету россияне похожи на северо-европейцев. Однако в годы путинского правления у большинства из них произошёл откат в «традиционализм». Значительны пока и отличия в культуре россиян и европейцев. Главным врагом русского человека на протяжении уже нескольких столетий считается государство в образе служило-карательного сословия.