Обязательность и развитие обязательности
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovn
Обязательность — это привычка без проволочек и без напоминаний делать то, о чем была договоренность с другими или то, что наметил сам себе.
Развитие собственной обязательности — это приучение себя фиксировать свои обязательства, выполнять свои обязательства и платить за последствия своих действий. Чем платить, деньгами или временем — не важно, важно приучить себя платить всегда, даже если совсем не хочется. Для развития своей обязательности можно практиковать следующие задания самому себе (перечислены по возрастанию трудности):
1. Взять специальные задания по работе с обвинениями и оправданиями — приучить себя мыслить и разговаривать без обвинений и оправданий.
2. Записывать свои обязательства (от 3 до 10). Например, записать несколько дел на день, которые сделать необходимо, но не хочется — и повесить на видном месте.
2а. Записывать свои обязательства и назначать санкции за невыполнение. Взял обязательство не опаздывать, за каждое опоздание — плати. И не важно — хочешь платить, не хочешь платить — плати в любом случае. Проще давать обязательства внешние — то есть кому-то во внешнем мире: родителям, друзьям, начальнику. Будьте уверенными — вас проконтролируют.
3. Научить себя свои ошибки признавать сразу и в категоричной форме.
3а. Записывать свои ошибки (от 3 до 10), приведшие к невыполнению или частичному выполнению обязательств. Таким образом фиксировать свои ошибки за каждый день, через некоторое время — за каждый час. Важно — параллельно с этим непременно фиксировать свои удачи и достоинства — см. Дневник успехов
3б. Свои ошибки компенсировать дополнительными заданиями самому себе. Остановился во время пробежки, хотя дал себе задание пробежать без остановок — увеличиваешь дистанцию.
3в. Приучить себя платить за свои ошибки — деньгами или выполнением наказания.
4. В неприятной или трудной ситуации, в которой неясно, кто виноват, брать всю ответственность на себя. Техника безопасности: определите верхнюю сумму возможных финансовых или временных потерь. Если в вас въехал мерседес, не очевидно, что вам всегда следует оплачивать его полный ремонт. Учеба — учебой, а просто так, ни за что, на большие деньги или тем более в тюрьму попадать не нужно. Сохраняйте здравый смысл.
Если все это сделали и остались живы, берите следующие вершины — смотри Уровень личной ответственности
Развитие обязательности у детей и взрослых детей
Монстры могут все, они могут даже самостоятельно развивать у себя ответственность, но для большинства людей это оказывается слишком трудной задачей. Что делать им — и что делать с ними?
Первое. То, что не может сделать человек самостоятельно, в одиночку, он может сделать с помощью окружающих. Если вы занимаетесь на Дистанции, то есть если вас окружают успешно развивающиеся люди, в такой компании двигаться вперед легче. Я в принципе с большим скепсисом отношусь к попыткам людей развивать себя самим, людям нужно стимулирующее и поддерживающее их окружение. Если ребенок рос в семье, где обязательность была нормой жизни и где обязательность спрашивали с него — в такой среде из ребенка вырастет взрослый, умеющий быть обязательным. Итого: ищите или создавайте среду, которая будет помогать вам приучать себя к обязательности. То же относится и к вашим детям, которым вы хотите привить эти достойные качества: ищите или создавайте им окружение, где эти качества в чести.
О программе Дистанция — напомню еще раз, это действительно самый эффективный путь саморазвития.
Второе. Если вы хотите развить обязательность в детях, начинайте с развития послушания. Что такое обязательность? Внимание: формула обязательности проста. Это внутреннее действие, когда человек дал себе задание — и выполнил его. Это «сказано-сделано», происходящее во внутреннем плане. Но чтобы это «сказано-сделано» было сформировано и работало во внутреннем плане, вначале оно должно быть сформировано во внешнем плане, во взаимодействии «родитель-ребенок». Папа сказал — ребенок сделал. Если это происходит в семье естественным образом, скоро голос отца становится внутренним голосом ребенка, и ребенок начинает четко выполнять то, что себе говорит он сам. Сказано-сделано.