Оправдания
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovn
Оправдания — попытки уменьшить свою вину перед собеседником через объяснения причин своих действий или рассказ о трудных обстоятельствах.
Мама ставит на стол вкусный борщ, оправдывается: «Боюсь, он уже совсем остыл, будет не достаточно вкусный. И не такой красный, как нужно — знаете, сейчас на рынке постоянно обманывают!»
Выступающий перед аудиторией начинает свою речь со слов: «Вы знаете, я не вполне успел подготовиться...»
Главное, что нужно знать об оправданиях — это ошибочное поведение. Уважающие себя люди — не оправдываются. Люди, уважающие окружающих, также не занимают их время своими оправданиями.
Для Жертвы характерны оправдания, Автору оправдания не свойственны. Самая простая и запоминающаяся формула: «Королева не оправдывается». Уберите оправдания. Исключите оправдания — полностью. Совсем и все. Отучайте от оправданий себя, помогите окружающим отучить себя от оправданий. См.→
Оправдание — это объяснение без запроса
Причины оправданий
Как правило, причины оправданий, это — низкая самооценка, страхи, привычка к позиции Жертвы, обвинения, отсутствие конструктива и ошибочная попытка объяснить. См.→
Если от вас оправданий ждут
Бывает, что от вас ждут чувства вины и оправданий. Если это привычная в данной организации игра, то вы можете играть по принятым здесь правилам. Возможно, вам нужно будет изобразить переживание чувства вины, а вместо оправданий полностью признать свою вину. Смотри Как реагировать на замечания и критику
Там, где от вас вроде бы ждут и требуют оправданий, скорее всего вам готовится провокация, в которой вы все равно окажетесь виноватым. Оправдание редко разрешает напряженную ситуацию, чаще оно выступает как конфликтоген. По возможности, вместо виноватых оправданий стоит принести извинения и изложить свое видение (план) по исправлению происшедшего.
Если вашей вины в случившемся не было — все равно косвенно извинитесь («возможно, я тоже ошибаюсь, и, если это так — приношу свои извинения»), и предложите разобраться в ситуации. Чаще всего срабатывает именно этот вариант. Если же вас откровенно продолжают грузить обвинениями — просто сведите разговор на другую тему. Вы — не оправдываетесь и пусть это станет привычным для всех.