Формирование Я у детей
В онтогенезе, в истории индивидуального развития, индивидуальное Я формируется также постепенно. При этом есть разные точки зрения:
- Ребенок с рождения имеет какое-то свое Я, которое постепенно укрепляется и оформляется.
- Некоторые дети с рождения имеют свое Я, некоторые - нет.
- Ребенок с рождения своего Я не имеет, оно создается (усваивается) с возрастом так же, как выучиваются слова, привычки и эмоции.
Негативное, особенное и позитивное Я
Вначале формируется негативное Я и особенное Я. Позже формируется позитивное Я - то, чем он может сделать вклад в жизнь людей.
Негативное Я: обнаруживаются личностные особенности, трудные или против ожиданий окружающих. Выделяющие его из фона. Если ребенок полностью вписывается в ожидания окружающих, его не замечают. У него нет Я. А если он капризничает, требует, настаивает, отстаивает свои позиции - про него говорят, что у него появляется Я.
Особенное Я: чем один отличается от других. Я маленькая среди больших.
Границы Я и не-Я
Пространственные границы
Новорожденный ребенок не осознает себя и своей отдельности от мамы и от окружающего мира. Он многие месяцы является частью маминого организма. И после рождения его миром еще долго будут ее грудь, руки, голос. Со временем ребенок начинает понимать, что мать - отдельное от него существо, которое может приходить или уходить, радоваться ему или сердиться. Постепенно внимание ребенка начинают привлекать другие люди и окружающие предметы. Например, дедушка взял на руки и щекочет бородой. Прыгает и громко поет сестра. Кошка мяукает. Свои ручки, мелькающие перед глазами, новорожденный малыш считает отдельным предметом, как и погремушки. Со временем он понимает, что ручки, на которые он раньше с любопытством смотрел, его собственные.
Временные границы
Осознав пространственные границы своего Я, ребенок далее осознает, что его Я конечно и во времени (то есть осознает собственную смертность). Приходит понимание, что есть не только места где меня нет, но и есть времена, где меня не было и не будет.
Оценки, мнения, самоконтроль
Следующий этап самоосознания связан с выходом в большой мир - к сверстникам. Ребенок узнает о себе много нового, задаваясь вопросом "Какой я по сравнению с другими?". На этом же этапе ребенок делает открытие "В моем Я желания и чувства существуют отдельно от намерений и решений". Например, в школе хочется встать из-за парты, а нельзя; нет желания решить задачу, а приходится. То есть ребенок соприкасается с первыми настоящими обязанностями, которые требуют самоконтроля.
Чем Я является, а чем не является
Развиваясь и взрослея, человек в течении жизни делает неожиданные выводы:
- Моя мама - это не Я.
- Окружающий мир - это не Я.
- Мое тело - это тоже не Я.
- Оценки и мнения уважаемых и авторитентных людей - не Я.
- Мои способности, качества - и они не Я.
- Чувства, желания, страхи - тоже не Я.
- Мои мысли, убеждения и оценки - не Я.
- Мои социальные роли, успехи и неудачи - не Я.
- Мой опыт, все мною сделанное и пережитое - как ни странно - не Я.