Зефирный тест
Автор: Елена Чуевская, психолог
15-минутный тест на самоконтроль или как несъеденная конфетка приводит к успеху. Тест маршмеллоу (или Зефирный тест).
Психологический эксперимент
В 1960-х профессор психологии Уолтер Мишел провел эксперимент с детьми из стэнфордского детского сада с целью выяснить, насколько они могут сдерживать свои желания.
Детей 4-6 лет приводили в пустую комнату со столом и стулом. На стол клали лакомство (маршмеллоу). Ведущий объяснял ребенку, что если он сдержится и не съест лакомство до возвращения взрослого, то получит еще одно. Ведущий уходил, а ребенок оставался наедине с лакомством.
Когда ведущий объяснял детям правила получения второй конфетки, практически все дети решали подождать. Затем исследователь покидал комнату на 20 минут.
В то время как несколько четырехлеток оказались в состоянии противостоять искушению целых 15 минут, большинство сдалось менее чем через одну минуту. Когда взрослые предлагали накрыть лакомство (по принципу «с глаз долой — из сердца вон»), чтобы было легче удержаться, дети, как правило, отказывались.
В течение примерно года в детях происходили разительные изменения в области самоконтроля. В возрасте пяти-шести лет большинство предпочитали не иметь перед собой вознаграждений и настойчиво подавляли мысли о них в соответствии со стратегией самоконтроля.
Продолжение эксперимента
Психологи продолжали интересоваться дальнейшим развитием и судьбой детей, проходивших маршмеллоу-тест.
Последующие исследования показали, что дети, которые могли сдержаться и не съесть сладость в возрасте 4 лет, опережали своих сверстников во многих областях, когда достигали 18 лет: успешная сдача SAT (стандартизованный тест для приема в высшие учебные заведения в США) и высокие показатели IQ тестов. При сравнении результатов SAТ детей с самым коротким временем отсрочки лакомства (нижняя треть) с результатами детей с наибольшим временем отсрочки (верхняя треть), различие составило 210 пунктов. См. ->
В 2006 году, закончив исследования, У. Мишел пришел к заключению, что у респондентов проваливших в детстве тест уровень стресса, зависимостей, эмоциональных и межличностных проблем был в среднем намного выше, чем у успешно его прошедших.
Молодые люди в возрасте 27–32 лет, которые дошкольниками демонстрировали наибольшую выдержку в ходе маршмеллоу-тестов, имели оптимальный индекс массы тела, эффективнее добивались своих целей и успешнее справлялись со стрессами. В среднем возрасте те, кто умел в детстве упорно ждать («длительная отсрочка»), и те, кто не мог этого делать («краткая отсрочка»), имели совершенно разные сканограммы головного мозга в тех областях (префронтальна кора), которые отвечают за склонность к пагубным привычкам и ожирению.
Самоконтроль играет важнейшую роль в долгосрочном предсказании успехов и качества жизни человека.
Механизмы, обеспечивающие самоконтроль, помогают управлять своими эмоциями, бороться с вредными привычками, легче переносить стрессы.
Похоже, что тем из нас, кому трудно было удержаться от конфетки в детстве, может быть сложно удержаться от сигареты во взрослой жизни.
Девочка, тянувшаяся к конфетке, уже выросла, теперь она чувствует тягу к любимому и ничего не может с этим поделать. Развод и расставание погружает ее в пучину негативных переживаний, из которой она самостоятельно выбраться не может, потому что не умеет, не привыкла сдерживать себя.
Самоконтроль нужен школьнику и студенту, сидящим над учебниками. Балерине, осваивающей сложные танцевальные «па» и придерживающейся строгой диеты. Желающим бросить курить и расстаться с лишними килограммами не обойтись без самоконтроля.
Успешная учеба, карьера, счастливая семья — все это требует множество раз преодолеть свое «Хочу» и реализовать свое «Надо».
Если хотите провести Маршмеллоу-тест со своими детьми
Условия эксперимента:
Возраст ребенка 4-7 лет.
Обстановка: комната без развлечений и отвлекающих факторов, на столе — любимое лакомство вашего ребенка.
Объясните ребенку, что он может съесть лакомство, но если он потерпит и не съест его до вашего прихода, то получит второе. Важно, чтобы ребенок понял это условие и верил, что получит обещанное второе лакомство.
Как оценивать результат?
Если ваш ребенок сумел удержаться и дождался «отложенного вознаграждения», то поздравьте его с хорошим самоконтролем для его возраста и себя с тем, что сумели привить это ценное качество.
А если не сумел? Если зефир надкушен?!
Сохраняйте спокойствие и оптимизм. Перед Вами стоит творческая задача не спеша и последовательно развивать у ребенка самоконтроль. Учить его не поддаться своему «Хочу», а весело и энергично делать то, что сделать «Надо».
Один из лучших способов научить другого, особенно ребенка - показывать на собственном примере.
Комментарии (8):
Ерунда. В прошлом году тест был опровергнут. Да и по жизни видно. Мой друг в школе был троечником, геймером, часами играл в компьютерные игры. Щас в тридцать лет программист в солидной компании, зарабатывает 120000 в месяц. Есть жена. Я школу закончил с серебрянной медалью, и моя жизнь намного хуже. И вообще, большинство знаменитых людей - троечники и гедонисты. Так что это чушь, что недавно и было доказано.
Ну не совсем верно то, что вы пишете. Во первых ваш друг стал програмистом не потому что он был троечником (вечная беда советских либо российских школ, всех грести под одну гребенку) если он троечник в истории, он может быть отличником в математике например, но у нас принято считать, что если в одном предмете дурак, значит во всех тоже отсталый, что не правильно, дети все разные и подход должен быть ко всем разный, а не как в инкубаторе. Но я не об этом, я о том, что ваш друг стал зарабатывать хорошие деньги и работать в солидной компании, просто потому, что у него была усидчивость, и ему было интересно возиться в компьютерах что потом и переросло в любимую работу. Нельзя ставить клише на людей, говоря, что раз он в школе был дурак, значит он должен спиться или стать проституткой во взрослой жизни. У меня например другая история для вас, я никогда не была отличницой в школе, но сейчас у меня любимая работа и прекрасная семья, а мои одноклассники, кто были отличниками либо хорошистами, часть из них сидит, а остальная часть работает в ашане на кассе. Так что все мы разные, и наше будущее зависит от нас, и наших родителей, которые нам дают уверенность в себе, и от того, на сколько сильно мы подверженны чужому мнению, (ведь именно они, соседи родственники, знакомые вечно пытаются навязать нам свои стереотипы и престыдить в добавок, например, что у нее нет в 30 лет детей, когда они в этом возрасте уже имели пятерых на лавке и шестерых под лавкой))) )
Стеклянный, оловянный, деревянный.... Серебряный. Посмотрите сопроводиловку к своей медали.
Теория не полностью описана в статье: Мишель (автор) хотел донести до читателей тот факт, что не смотря на твоё социальное положение, генетическую наследственность, социальную принадлежность можно саморегуляцию и самоконтроль регулировать путём обучения. То, что и подтверждает тот факт, который вы упомянули. Но факт того, что идёт четкая корреляция успеха пробанд с результатами теста очевидна и доказана.
Мой сын всегда демонстрировал самоконтроль на высшем уровне. Скажу больше, он бы спросил меня - "мама, если я потерплю еще чуть-чуть, то принесёшь мне еще 1 зефирку?" Но к сожалению, на сегодняшний день, учась в 9-ом классе он демонстрирует успеваемость ниже среднего. Как это можно интерпретировать?
Гость, свои вопросы вы сможете задать Николаю Ивановичу вживую, если присоединитесь к его мастерской "Теория">https://distant-nik.ru/clubs/pisatelskiy-kurs-n-i-kozlova">Теория и практика лучшей жизни". Клуб "Город">https://distant-nik.ru/">Город психологов".