Зефирный тест

30 ноября 2016 г., 09:18

Автор: Елена Чуевская, психолог

Университет практической психологии

15-минутный тест на самоконтроль или как несъеденная конфетка приводит к успеху. Тест маршмеллоу (или Зефирный тест).

Психологический эксперимент

В 1960-х профессор психологии Уолтер Мишел провел эксперимент с детьми из стэнфордского детского сада с целью выяснить, насколько они могут сдерживать свои желания.

Детей 4-6 лет приводили в пустую комнату со столом и стулом. На стол клали лакомство (маршмеллоу). Ведущий объяснял ребенку, что если он сдержится и не съест лакомство до возвращения взрослого, то получит еще одно. Ведущий уходил, а ребенок оставался наедине с лакомством.

Когда ведущий объяснял детям правила получения второй конфетки, практически все дети решали подождать. Затем исследователь покидал комнату на 20 минут.

В то время как несколько четырехлеток оказались в состоянии противостоять искушению целых 15 минут, большинство сдалось менее чем через одну минуту. Когда взрослые предлагали накрыть лакомство (по принципу «с глаз долой — из сердца вон»), чтобы было легче удержаться, дети, как правило, отказывались.

В течение примерно года в детях происходили разительные изменения в области самоконтроля. В возрасте пяти-шести лет большинство предпочитали не иметь перед собой вознаграждений и настойчиво подавляли мысли о них в соответствии со стратегией самоконтроля.

Фильм «Зефирный тест»

Продолжение эксперимента

Психологи продолжали интересоваться дальнейшим развитием и судьбой детей, проходивших маршмеллоу-тест.

Последующие исследования показали, что дети, которые могли сдержаться и не съесть сладость в возрасте 4 лет, опережали своих сверстников во многих областях, когда достигали 18 лет: успешная сдача SAT (стандартизованный тест для приема в высшие учебные заведения в США) и высокие показатели IQ тестов. При сравнении результатов SAТ детей с самым коротким временем отсрочки лакомства (нижняя треть) с результатами детей с наибольшим временем отсрочки (верхняя треть), различие составило 210 пунктов. См. ->

В 2006 году, закончив исследования, У. Мишел пришел к заключению, что у респондентов проваливших в детстве тест уровень стресса, зависимостей, эмоциональных и межличностных проблем был в среднем намного выше, чем у успешно его прошедших.

Молодые люди в возрасте 27–32 лет, которые дошкольниками демонстрировали наибольшую выдержку в ходе маршмеллоу-тестов, имели оптимальный индекс массы тела, эффективнее добивались своих целей и успешнее справлялись со стрессами. В среднем возрасте те, кто умел в детстве упорно ждать («длительная отсрочка»), и те, кто не мог этого делать («краткая отсрочка»), имели совершенно разные сканограммы головного мозга в тех областях (префронтальна кора), которые отвечают за склонность к пагубным привычкам и ожирению.

Самоконтроль играет важнейшую роль в долгосрочном предсказании успехов и качества жизни человека.

Механизмы, обеспечивающие самоконтроль, помогают управлять своими эмоциями, бороться с вредными привычками, легче переносить стрессы.

Похоже, что тем из нас, кому трудно было удержаться от конфетки в детстве, может быть сложно удержаться от сигареты во взрослой жизни.

Девочка, тянувшаяся к конфетке, уже выросла, теперь она чувствует тягу к любимому и ничего не может с этим поделать. Развод и расставание погружает ее в пучину негативных переживаний, из которой она самостоятельно выбраться не может, потому что не умеет, не привыкла сдерживать себя.

Самоконтроль нужен школьнику и студенту, сидящим над учебниками. Балерине, осваивающей сложные танцевальные «па» и придерживающейся строгой диеты. Желающим бросить курить и расстаться с лишними килограммами не обойтись без самоконтроля.

Успешная учеба, карьера, счастливая семья — все это требует множество раз преодолеть свое «Хочу» и реализовать свое «Надо».

Если хотите провести Маршмеллоу-тест со своими детьми

Условия эксперимента:

Возраст ребенка 4-7 лет.

Обстановка: комната без развлечений и отвлекающих факторов, на столе — любимое лакомство вашего ребенка.

Объясните ребенку, что он может съесть лакомство, но если он потерпит и не съест его до вашего прихода, то получит второе. Важно, чтобы ребенок понял это условие и верил, что получит обещанное второе лакомство.

Как оценивать результат?

Если ваш ребенок сумел удержаться и дождался «отложенного вознаграждения», то поздравьте его с хорошим самоконтролем для его возраста и себя с тем, что сумели привить это ценное качество.

А если не сумел? Если зефир надкушен?!

Сохраняйте спокойствие и оптимизм. Перед Вами стоит творческая задача не спеша и последовательно развивать у ребенка самоконтроль. Учить его не поддаться своему «Хочу», а весело и энергично делать то, что сделать «Надо».

Один из лучших способов научить другого, особенно ребенка - показывать на собственном примере.

Комментарии (8):

Гость, 09 декабря 2016 г., 19:29
Можно ли из этого сделать вывод, что длительный "самоконтроль" и "воздержание" в итоге вместо простого удовлетворения потребности "в рамках разумного" (съел одну зефирину) приедет к злоупотреблению (съел в два раза больше, в чём, может быть, потребности и не было) ?
1 ответ
Н.И. Козлов, 10 декабря 2016 г., 22:40
Такой вывод не верен. Длительный самоконтроль может привести как к злоупотреблениям, так и к выработке устойчивой привычки к самоконтролю, всё зависит только от того, что вы думаете и во что вы верите во время этого длительного самоконтроля.
Гость, 22 января 2019 г., 01:19

Ерунда. В прошлом году тест был опровергнут. Да и по жизни видно. Мой друг в школе был троечником, геймером, часами играл в компьютерные игры. Щас в тридцать лет программист в солидной компании, зарабатывает 120000 в месяц. Есть жена. Я школу закончил с серебрянной медалью, и моя жизнь намного хуже. И вообще, большинство знаменитых людей - троечники и гедонисты. Так что это чушь, что недавно и было доказано.

3 ответа
Гость, 05 марта 2019 г., 00:11

Ну не совсем верно то, что вы пишете. Во первых ваш друг стал програмистом не потому что он был троечником (вечная беда советских либо российских школ, всех грести под одну гребенку) если он троечник в истории, он может быть отличником в математике например, но у нас принято считать, что если в одном предмете дурак, значит во всех тоже отсталый, что не правильно, дети все разные и подход должен быть ко всем разный, а не как в инкубаторе. Но я не об этом, я о том, что ваш друг стал зарабатывать хорошие деньги и работать в солидной компании, просто потому, что у него была усидчивость, и ему было интересно возиться в компьютерах что потом и переросло в любимую работу. Нельзя ставить клише на людей, говоря, что раз он в школе был дурак, значит он должен спиться или стать проституткой во взрослой жизни. У меня например другая история для вас, я никогда не была отличницой в школе, но сейчас у меня любимая работа и прекрасная семья, а мои одноклассники, кто были отличниками либо хорошистами, часть из них сидит, а остальная часть работает в ашане на кассе. Так что все мы разные, и наше будущее зависит от нас, и наших родителей, которые нам дают уверенность в себе, и от того, на сколько сильно мы подверженны чужому мнению, (ведь именно они, соседи родственники, знакомые вечно пытаются навязать нам свои стереотипы и престыдить в добавок, например, что у нее нет в 30 лет детей, когда они в этом возрасте уже имели пятерых на лавке и шестерых под лавкой))) )

Гость, 16 октября 2019 г., 18:23

Стеклянный, оловянный, деревянный.... Серебряный. Посмотрите сопроводиловку к своей медали.

Гость, 17 августа 2021 г., 20:28

Теория не полностью описана в статье: Мишель (автор) хотел донести до читателей тот факт, что не смотря на твоё социальное положение, генетическую наследственность, социальную принадлежность можно саморегуляцию и самоконтроль регулировать путём обучения. То, что и подтверждает тот факт, который вы упомянули. Но факт того, что идёт четкая корреляция успеха пробанд с результатами теста очевидна и доказана.

Гость, 14 октября 2019 г., 21:30

Мой сын всегда демонстрировал самоконтроль на высшем уровне. Скажу больше, он бы спросил меня - "мама, если я потерплю еще чуть-чуть, то принесёшь мне еще 1 зефирку?" Но к сожалению, на сегодняшний день, учась в 9-ом классе он демонстрирует успеваемость ниже среднего. Как это можно интерпретировать?

1 ответ
Соколова Л.В., секретарь Н.И. Козлова, 15 октября 2019 г., 14:12

Гость, свои вопросы вы сможете задать Николаю Ивановичу вживую, если присоединитесь к его мастерской "Теория">https://distant-nik.ru/clubs/pisatelskiy-kurs-n-i-kozlova">Теория и практика лучшей жизни". Клуб "Город">https://distant-nik.ru/">Город психологов".

Материалы по теме:

Картинка к "Человек-ребенок"
01 янв. 2010 г.
Человек-ребенок — человек, взрослый по паспорту, и одновременно ребенок по личностному развитию.
40Подробнее →
Картинка к "Чему и как учить дошкольника"
01 окт. 2022 г.
Для того, чтобы ваш ребенок хорошо усваивал школьный материал, его надо много чему научить, особенно в дошкольном возрасте. Родителям необходимо понять, что учить ребенка надо так, чтобы стимулировать не только умственное, но и психическое развитие. О том, чему и как учить дошкольника, написано немало, и все же мы довольно часто сталкиваемся с удручающим фактом: родители плохо представляют себе, что же именно они должны делать.
Картинка к "Детская позиция сталкивается со взрослой жизнью"
01 янв. 2014 г.
Жить в детской позиции – удобно, когда рядом есть твоя семья, и твои близкие реагируют на твои эмоции, внимательны к твоим потребностям.
Картинка к "Формирование воли"
31 дек. 2009 г.
Воля - это звучащий в нас требовательный, сильный голос отца. Мама может просить, увещевать, уговаривать - отец говорит то, что нужно сделать. Если у вас в детстве или юности был такой голос (иногда это может быть голос тренера или сержанта), если этот голос стал вашим законом и стал организовывать вашу жизнь и поведение, вы знаете, что такое воля. Если этим голосом вы сами стали говорить с собой и другими - вы стали волевым человеком. В любом случае, формирование воли происходит не сразу, проходя через несколько этапов. Первый этап - противостояние ненужному внешнему. Воля рождается со становления характер, что в житейском понимании равно способности человека настаивать на своей позиции, отстаивать свою точку зрения, свои интересы.
Картинка к "Когнитивно-аффективная теория Уолтера Мишела"
01 окт. 2022 г.
Когнитивно-аффективная теория Мишела предполагает, что поведение человека меняется от ситуации к ситуации, но определенным, предсказуемым способом.
Картинка к "Когнитивное развитие ребенка (ВВП)"
01 окт. 2022 г.
Отчасти в результате наблюдений за собственными детьми Пиаже проявил интерес к взаимоотношениям между естественно созревающими способностями ребенка и его взаимодействиями со средой. Пиаже видел в ребенке активного участника этого процесса, а не пассивного «реципиента» биологического развития и навязываемых извне стимулов. В частности, по мнению Пиаже, ребенка нужно рассматривать как исследователя-ученого, проводящего эксперименты над миром, чтобы посмотреть, что получится («А что можно почувствовать, если пососать ухо плюшевого мишки?»; «А что будет, если я подвину свою тарелку за край стола?»).
Картинка к "Особое мышление дошкольника"
01 окт. 2022 г.
«Почему дует ветер?», «Откуда берутся реки?», «Что в радиоприемнике?»... Десятки и сотни вопросов обрушивает на головы взрослых 4-5-летний малыш. Как правило, в спешке, в суете мы просто отмахиваемся от них, иногда, занятые своими мыслями, что-то отвечаем, иногда они заставляют нас задуматься. В самом деле, как объяснить ребенку, откуда появляются дети, почему трава зеленая? Пройдут годы, прежде чем ребенок будет готов к восприятию научной картины мира, узнает и поймет те «внутренние механизмы», которые лежат в основе озадачивающих его явлений. Но малыш не может и не хочет ждать: ответить ему надо сейчас, не откладывая.
Картинка к "Педагогические эксперименты с детьми и деньгами"
01 янв. 2013 г.
Решив, что приучать детей к хозяйственной деятельности надо при помощи позитивного подкрепления, провел следующий эксперимент: организовал конкурс по деланью домашних дел. За каждые 5 минут работы по дому начисляется 1 балл. По итогам недели чемпион получает приз 500 рублей, второе место - 300, третье - 200. Для них это существенные суммы, превышающие стандартные карманные деньги.
Картинка к "Полевое и волевое поведение"
01 окт. 2022 г.
Волевое поведение, как и любая целенаправленая деятельность, использует внутренний интеллектуальный план (ВИП), но не всякая целенаправленная деятельность является волевым поведением.
Картинка к "Самоконтроль"
01 янв. 2004 г.
Если человек во время самоконтроля себя только напрягает и ругает, у него неправильный самоконтроль.
Картинка к "Уолтер Мишел"
01 окт. 2022 г.
Уолтер Мишел - автор когнитивно-аффективной теории социального научения. Уолтер Мишел родился в Вене 22 февраля 1930 года. Он и его старший брат Теодор, впоследствии занимавшийся философией науки, росли в богатой буржуазной семье, их дом стоял невдалеке от дома Фрейда. Спокойствие детства было разрушено в 1938 году нацистским вторжением. В том же году семья Мишела покинула Австрию и переселилась в Соединенные Штаты. Поездив некоторое время по стране, они в 1940 году обосновались в Бруклине, где Уолтер окончил начальную и среднюю школу. Прежде чем ему удалось получить стипендию для обучения в колледже, его отец неожиданно тяжело заболел, и Уолтеру пришлось добывать деньги различными случайными заработками.
Картинка к "Виды воли, проявление воли"
01 окт. 2022 г.
Волевой акт - это правильные действия тогда, когда неправильно действовать проще или привычнее. Другими словами, волевой акт (волевое усилие) – это противостояние инстинктивного поведения, диктуемого генами или привычками и осознанного поведения, выбираемого самим человеком.
Картинка к "Влечение, движения по зову сердца"
01 янв. 2006 г.
Влечение – непосредственное эмоционально-телесное переживание потребности (нужды) в чем-либо.