Педагогические эксперименты с детьми и деньгами
Автор: Антон Воробьев
Решив, что приучать детей к хозяйственной деятельности надо при помощи позитивного подкрепления, провел следующий эксперимент: организовал конкурс по деланью домашних дел. За каждые 5 минут работы по дому начисляется 1 балл. По итогам недели чемпион получает приз 500 рублей, второе место - 300, третье - 200. Для них это существенные суммы, превышающие стандартные карманные деньги. Вызвало позитивный отклик в начале эксперимента. Вот такой управленческий прием.
Ставил задачи - увеличить количество дел по дому, поднять мотивацию на выполнение и приучить детей к ответственности за свои сектора дел. Для последней задачи - выделил каждому зону его ответственности и контрольный срок. Если в контрольный срок дело не выполнено - штраф.
Ну и пошел получать обратную связь.
- Что измеряем, то и получаем - дети обрадовались, что домашние дела можно делать долго. Сделал все операции сам, где возможно ввел нормировку по времени.
- Время контроля имеет значение - первые точки контроля исполнения дел были выбраны неудачно и не совпадали с моим реальным графиком присутствия дома Передвинул большую часть на утро.
- А давайте договоримся - при первой же возможности дети решили войти в сговор и распределять призовые места по очереди. Реально система штрафов за персональные невыполненные дела помешала этому. Плюс поручения родителей.
- Давайте сделаем по минимуму - первые недели соревнование шло, но потом количество дел стало равномерно снижаться у всех детей. Решил тем, что поднял квалификационную планку, теперь если дел было меньше чем на 20 баллов, то участник дисквалифицировался.
- Добрым словом и пистолетом можно добиться большего - в какой то момент на поручения дети стали постоянно сваливать дела друг на друга. Ввел штраф за фразу "почему я?" - в течении недели фраза исключена полностью.
Ну и подвожу итоги конкурса.
Что удалось - дети стали больше делать по дому. Кислых морд при раздаче поручений стало существенно меньше.
В существенно меньшей мере удалось приучить детей к ответственности. Им трудно отслеживать состояние порученной области, регулярно бывают провалы по контролю( мусор с утра не вынесен, белье не снято). Постоянно просят пересмотреть условия вознаграждения( в пользу увеличения) вместо изменений в собственной эффективности.
На лето дети разъезжаются по лагерям... буду придумывать новые формы мотивации. Буду рад идеям по развитию ответственности и ориентации на результат, а не на отмазку.