Влечение, движения по зову сердца

01 января 2006 г. в 17:26

Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии

Основатель Университета практической психологии

Телеграмм-канал t.me/kozlovni

 

 

Фильм «The Human Mind 2»

Влечение (англ. drive) — непосредственное эмоционально-телесное переживание потребности (нужды) в чем-либо; побуждение, еще не опосредствованное сознательным целеполаганием. Влечение — тяга, непосредственное побуждение делать то или иное. Это тяга изнутри, идущая как движение всего тела, и, в отличие от мимолетного импульса, — тяга длящаяся. Подобные влечения у взрослых людей часто называются: «по зову сердца».

Влечение — непроизвольно, оно рождается из тела так же естественно, как вздрагивание при громком ударе. К числу непроизвольных движений, которые может производить какое-либо живое существо, принадлежат и так называемые движения влечения — непроизвольные повороты головы, повороты всего корпуса и порывистые жесты в сторону предмета влечения.

Влечение непроизвольно, но всегда хоть в какой-то степени осознанно: ровно потому, что неосознанное влечение срабатывает как автоматизм и чаще называется уже по другому, а именно просто рефлексом. Обычно удовлетворение влечения сопровождается чувством удовольствия, а неудовлетворение — чувством неудовольства, однако влечение по типу зависимости сопровождается негативом, пока удовлетворения нет, и не вознаграждается ничем, когда удовлетворение влечения наступает.

Влечение само по себе непроизвольно, но уже животные могут останавливать свои влечения, когда они неуместны. Воспитанная собака не войдет в комнату, не залезет на стол и не позволит себе лаять, хотя невоспитанная собака в каких-то случаях это сделает. Тем более любой воспитанный человек, даже ребенок с возраста более трех лет, умеет своим влечениям противопоставить понимание «можно», «нужно» или «нельзя». Это понимание останавливает и наше тело, и наши глаза, и наши руки. Сдержанный и волевой человек умеет полностью контролировать свои влечения и не разрешает им проявляться никаким образом, если они неуместны.

Существует расхожее мнение, что сдерживать свои эмоциональные импульсы вредно для здоровья, но это не совсем так. Если человек никогда не воспитывал в себе сдержанность, если эмоциональные импульсы и влечения привыкли свободно проявляться или прорываться в его движениях и поступках, тем более если человек убежден в своем праве действовать импульсивно и по зову сердца, если тем более человек свое влечение разжигал — то, действительно, внутри человека возникает внутриличностный конфликт и эмоциональная буря, плохо сказывающаяся на его самочувствии и здоровье. Если же человек воспитал в себе спокойствие и сдержанность, никакого подавления эмоций не возникает, он просто принимает нужные решения и действует так, как счел правильным.

  • Поведение
  • Автор Н.И. Козлов
  • Влечение

Комментарии (0):

Материалы по теме:

01 окт. 2022 г.
Эмоции, влечения и потребности. Православный подход
Эмоции, влечения и потребности связаны с формированием личности и с развитием ее интересов. Они возникают вследствие взаимодействия человека со всем тем, что его окружает в реальной жизни, и занимают существенно важную сферу в структуре личности. Хотя в общей структуре жизнедеятельности доминирующее положение и руководящая роль принадлежат сознанию, человек воспринимается подлинно как личность лишь тогда, когда его внутренний мир полон чувств, переживаний и желаний. Без них человек был бы подобен думающей машине, которая, обладая памятью и логическим разумом, не способна ни чувствовать, ни желать, ни осуществлять какую-либо творческую деятельность.
01 окт. 2022 г.
Импульс
Импульс - мгновенное возникшее движение или влечение.
01 янв. 2013 г.
Рекомендация не сдерживать негативные эмоции и разряжать агрессивные импульсы
«Если вы разозлились и вас переполняет агрессия, не подавляйте ее в себе, найдите способ ее разрядить. Выбросите её в словах, выплесните её в действиях, и вам станет легче. Если же вы будете подавлять свои эмоции, это плохо отразится на вашем здоровье». 
01 окт. 2022 г.
Словарь волевой сферы
Для уточнения смысла этих понятий мы расположили их рядом.
30 нояб. 2016 г.
Зефирный тест
15-минутный тест на самоконтроль или как несъеденная конфетка приводит к успеху. Детей 4-6 лет приводили в пустую комнату со столом и стулом. На стол клали лакомство. Ведущий объяснял ребенку, что если он сдержится и не съест лакомство до возвращения взрослого, то получит еще одно. Ведущий уходил, а ребенок оставался наедине с лакомством.