Детская позиция сталкивается со взрослой жизнью

01 января 2014 г., 05:49

Автор: Н.И. Козлов, д-р психологии, профессор 
Ректор Университета практической психологии

Фильм «Испанский английский»

​​​​​​​Жить в детской позиции – удобно, когда рядом есть твоя семья, и твои близкие реагируют на твои эмоции, внимательны к твоим потребностям. Однако рано или поздно нам предстоит выход во взрослую жизнь, где на наши эмоции не будет реагировать никто... Мы повзрослели и выходим из мира близких во взрослую жизнь: в институт, в армию или на работу. И сталкиваемся с ситуацией, когда люди все чаще реагируют на нас не так, как раньше близкие!

Шеф делает мне замечание, он несправедлив. Я ему расстроилась. А эта сволочь типа не видит, что я ему расстроилась, а он меня продолжает отчитывать. Я ему обиделась, а эта сволочь лишает меня премии и еще выставляет перед другими. Я ему как в депрессию вдалась, а потом еще наелась пирожных, а потом еще разозлилась. И что самое интересное: я иду все по эскалации, все дальше и дальше, но эти сволочи не реагируют так, как раньше реагировали все нормальные, то есть близкие мне люди.

Фильм «Дьявол носит Прада»

Даже если молодой человек или девушка ушли из родительской семьи, у них некоторое время продолжаются разборки с родителями: с внутренними родителями, место которых заняла Жизнь. Когда взрослый человек плачет вроде бы никому – он плачет Жизни, а в его бессознательной сказке Жизнь – это его Родители.

Для младенца Родители – это и есть сама Жизнь, которая согревала и кормила, от которой зависело все. Характер родителей – для нас становится характером Жизни. Родители баловали, были любящими – ребенок такой же видит и Жизнь. Родители были суровы – ребенок видит суровой Жизнь. Родители, может быть, уже давно умерли, но для него, маленького мальчика или маленькой девочки, они все равно в душе живы. И его разборки с жизнью – его разборки с родителями. Родители говорили ему Надо!, а он протестовал. Теперь Жизнь говорит ему: «Надо!», а он отвечает: Не хочется!. И такой взрослый ребенок никогда не станет реалистом, пока не завершит свои разборки с родителями.

После выхода во взрослую жизнь все люди делятся четко на две категории: взрослые взрослые и взрослые дети.

Действительно взрослые – это люди, которые поняли, что детство кончилось. Они поняли, что другие люди нам не близкие и не родители, этим людям как правило безразличны наши чувства и эмоции, им бессмысленно расстраиваться, обижаться и отчаиваться. Такие люди берут управление собой в свои руки и возвращают себе управление собой – становятся взрослым человеком.

В отличие от них, взрослые дети отказываются верить в то, что детство кончилось. Они настаивают на том, что окружающие не могут быть равнодушными к их переживаниям, и готовы в этом идти до последнего.

«Если вы не видите, как я переживаю, как я расстраиваюсь – я себе буду здоровье гробить. Раз вы такие дряни я буду всю ночь сидеть за компьютером и играть в тупую – видите как я тупею, а я буду играть, а потом водки напьюсь, а потом морду набью, а потом еще какую-нибудь глупость сделаю». Лейтмотив – детская классика: «Раз вы такие, то вот я вам умру и буду лежать в гробике. И вы придете и будете плакать и жалеть, что вы это тогда говорили и делали, но будет поздно. Вот я вам как отомщу».

Эта разборка может длиться годами и десятилетиями. Человек будет сам себе портить настроение и жизнь для того, чтобы хоть кто-то на это обязательно обратил внимание и сделали по его, как это всегда было в детстве. Эти люди – постоянный контингент психологической науки и практики.

Однако у каждого из нас есть и еще одна возможность – мы можем искать себе друзей и любимых: тех, с кем можно продолжать играть в эмоции, как в детстве. Пусть жизнь жестка и на мои эмоции не реагирует, но среди людей можно найти тех, которые меня чувствуют и понимают: то есть с ними можно продолжать играть в эмоции, как в детстве. Я ему не безразлична: я ему обиделась, – а он так расстроился… Радость! Тело играет, душа поет, он – родной, потому что мне может быть роднее, чем эти до боли знакомые переживания. Эти люди и становятся нам близкими: нашими друзьями и любимыми. Наши друзья и любимые – это те, с кем мы можем вместе возвращаться в свое детство.

Комментарии (4):

Гульназ Дуварисовна, 13 ноября 2014 г., 13:18
Замечательная статья. Я узнала в ней себя в молодости, действительно, много общего с жизнью. И детей своих увидела, с их детской хитростью. Да, они плачут не тому, кто сейчас ближе и ножку может погладить, если упал, а именно мне - маме. Жаль, что поздно читаю эту статью.
Любовь, 05 мая 2015 г., 07:03
Мне тоже очень жаль, что не знала этого раньше, может и не проплакала тогда несколько лет своей жизни.
Гость, 19 февраля 2020 г., 14:08

А как перейти с детской позиции во взрослую?

1 ответ
Соколова Л.В., секретарь Н.И. Козлова, 20 февраля 2020 г., 14:13

Гость, бесплатных консультаций на портале Психологос в данный момент нет. Но есть условно-бесплатные: если вы вступите в Клуб DISTANT-NIK">https://www.distant-nik.ru/">DISTANT-NIK (1000 р. в месяц, отписаться можно в любой момент), то у вас появится возможность попросить для себя консультацию в его рамках. Сайт https://www.distant-nik.ru/

">https://www.distant-nik.ru/">https://www.distant-nik.ru/

Материалы по теме:

Картинка к "Детская позиция"
01 окт. 2022 г.
Детская позиция - когда-то осознанный, а когда-то просто привычный выбор восприятия и реагирования, характерного для детей.
0Подробнее →
Картинка к "Главный секрет всех детей"
27 нояб. 2014 г.
Эмоции – самое универсальное средство общения. Не важно, на каком языке вы говорите: язык эмоций понятен каждому. Но откуда берутся эмоции?
Картинка к "Игры с внутренним Родителем"
Картинка к "Взрослая позиция в управлении эмоциями"
05 янв. 2013 г.
Взрослая позиция в управлении эмоциями состоит в том, что мы понимаем свою ответственность за свои эмоции.
Картинка к "Зефирный тест"
30 нояб. 2016 г.
​​​​​​​15-минутный тест на самоконтроль или как несъеденная конфетка приводит к успеху. Тест маршмеллоу (или Зефирный тест). Детей 4-6 лет приводили в пустую комнату со столом и стулом. На стол клали лакомство (маршмеллоу). Ведущий объяснял ребенку, что если он сдержится и не съест лакомство до возвращения взрослого, то получит еще одно. Ведущий уходил, а ребенок оставался наедине с лакомством.