Воспитание и дрессировка
Дрессировка — один из элементов воспитания. Дрессировка направлена на отработку умений до автоматизма, перевод их в навыки. Воспитание же — гораздо шире. Воспитание включает в себя дрессировку, но использует и многие другие формы влияния: объяснение, вовлечение, внушение, заражение…
Если бабушка настойчивостью и похвалой приучает маленького ребенка пользоваться горшком (либо, постарше, мыть руки перед едой), то есть нечто определенно позитивное, обычно это называют просто процессом воспитания, а не дрессировкой.
Общие черты в воспитании и дрессировке
При воспитании и дрессировке желаемое поведение подкрепляют наградой, нежелательное — наказанием. Плюс объясняют за что или что требуется, то есть дают картинки и направление.
За хорошее поведение детей хвалят и дают конфеты, за плохое бьют словами, интонациями, по-разному. (Важно, чтобы на уровне ощущений были отложены ОБА полюса, иначе эффекта воспитания не получится). При этом не только дают конфеты и бьют. Но и объясняют (вставляют внушения):
- что делал — «плохо» или «хорошо»;
- почему это было «плохо» или «хорошо»;
- и как, какими словами это называется у порядочных, воспитанных, хороших людей;
- а хорошие — это те, кого не бьют; плохие — кого бьют.
Сравнительная оценка дрессировки
Если сравнивать дрессировку и воспитание, можно отметить плюсы и минусы у обоих подходов. См.→
Место дрессировки в процессе воспитания
Дрессировка — естественная часть любого процесса приучения, а именно та часть, где воспитатель действует без обращения к разуму, воздействуя на механизмы, общие и у человека, и животных. Там, где можно обратиться к разуму человека, глупо использовать дрессировку. Но там, где разум у человека не работает или мешает, воспитателя выручает дрессировка. См.→
Подкрепление в воспитании детей
Подкрепление — обязательное условие любого научения и обучения. Главное правило: «Что подкрепляем — то и получаем». Когда родители подходят к ребенку, они подкрепляют то поведение, которое в это время делает ребенок. Если родители подходят к маленькому ребенку, когда он улыбается, берут его на руки, когда он тянется к ним, разговаривают с ним, когда он гулит с ними — они воспитывают спокойного, веселого, позитивного и любящего ребенка. Если родители сильно заняты и подходят к ребенку, только когда он закричал или описался, они воспитывают того, кто будет все чаще плакать и писаться. См.→