Топологическая психология
Курт Левин надеялся найти общий способ точного описания и объяснения психологических состояний и событий, основанный на использовании математических понятий. Топология как раздел математики имеет дело с пространственными отношениями и не учитывает ни формы, ни направления, ни масштаба, ни даже величины; основными понятиями топологии являются область, граница, включение, смежность, непересечение, и т. п. Это делает топологию привлекательной с точки зрения составления диаграмм конкретной динамики как индивидуума (по терминологии Левина — «субъекта»), так и ситуации в том виде, как она воспринимается индивидуумом (по терминологии Левина — «жизненного пространства»).
Существенная проблема, однако, заключается в том (и сам Левин отмечал это), что такие фундаментальные психологические факты, как потребности, напряжения или цели нередко имеют количественную природу и «направление», а сами эти понятия несовместимы с топологией. Именно поэтому Левин пришел к мысли дополнить свою систему понятием «вектора», решив, что это даст ему возможность воспользоваться и теми преимуществами, которые дает топология, и теми, которые дает физическое понятие «сила», имеющее как величину, так и направление. Он назвал эту комбинацию, допускающую использование вектора в топологическом описании, годологическим пространством, но не завершил «векторной» части своей системы.
Ситуация в том виде, в каком она предстает перед индивидуумом, обычно изображалась Левином в виде овала; все, что находится за его пределами, не является частью жизненного пространства индивидуума. Индивидуум — это область, как правило, изображаемая внутри овала — жизненного пространства — небольшим кружком, обозначенным буквой Р (от англ. person). Жизненное пространство подразделяется на различные области с более или менее проницаемыми границами; эти области, соответствующие разным отличительны признакам окружающей среды, воспринимаемым Р, связаны между собой определенным образом. Жизненное пространство может также включать в себя и «преграды», или непроницаемые границы, которые символизируют психологические барьеры1, которые, по мнению Р, преодолеть невозможно. Психологические события — это движение, или «локомоция», внутри жизненного пространства.
Позднее Левин усложнил эту схему, введя в нее еще и область внутри Р, предположив среди прочего, что у ребенка она значительно менее дифференцирована, чем у взрослого. Он также предположил, что разные уровни реальности, включая воображаемую, могут быть представлены несколькими слоями наложенных друг на друга жизненных пространств.
Эта модель вызвала к жизни огромное количество эмпирических исследований таких проблем, как психологическое насыщение, забывание, замещение, память, личность и мотивация, а также превратилась в способ выражения влиятельной динамической теории личности Левина, теории поля, теории групповой динамики и других теорий социальной психологии.
1 Психологический барьер — психическое состояние, проявляющееся в неадекватной пассивности субъекта, что препятствует выполнению им тех или иных действий. Эмоциональный механизм психологического барьера состоит в усилении отрицательных переживаний и установок - стыда, чувства вины, страха, тревоги, низкой самооценки, ассоциированных с задачей (например, "страх сцены"). В социальном поведении индивида психологические барьеры представлены коммуникативными барьерами (барьерами в общении), проявляющимися в отсутствии эмпатий, в отсутствии гибкости межличностных социальных установок и т. д., а также барьерами смысловыми.