Эмпатия: сердечное понимание

01 октября 2022 г., 21:27

​Эмпатия - понимание чувств других людей и готовность оказать им эмоциональную поддержку. Эмпатия предполагает способность поставить себя на место другого человека, способность к сопереживанию, способность воспринимать внутренний мир другого точно с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков.

Как будто становишься этим другим, но вовлекаешься в его состояние не полностью, а оставаясь и собой также: именно это дает возможность в эмпатии сохранять разумность.

Тот или иной уровень эмпатии является профессионально необходимым качеством для всех специалистов, работа которых непосредственно связана с людьми (педагоги, психологи, психотерапевты, руководители, продавцы, менеджеры персонала и проч.).

Эмпатия​ связана с эмоциональностью не напрямую: есть люди с развитой эмпатией, но вовсе не эмоциональные. При этом, развитие эмпатии имеет обычным следствием развитие и эмоциональности. Эмпатия дает больше поводов для чувств и эмоций - отсюда и большая эмоциональность. К тому же, тонко чувствующий, эмпатичный человек чаще удостаивается звания "эмоциональный", хотя на самом деле он просто тонко чувствующий и отзывчивый, а не эмоциональный.

Если вы хотите лучше понимать чувства других людей, для развития эмпатии полезно практиковать следующие упражнения. Это все упражнения для "Страуса": "Запоминание лиц", "А что это он", "Как он смеется", "Я глазами других", "Сопереживание", "Перевоплощение", а также любые гадания и игры в "Ассоциации". Кроме этого, развитию эмпатии способствует общее развитие эмоциональности.

Обращение к чувствам - чаще женская стратегия. Стандартные варианты - это обращение к сопереживанию ("Посмотри, как из-за тебя плачет сестренка!" или "Пожалуйста, не серди маму").

Насколько это работает?

К большому удивлению взрослых, и особенно мам, на маленьких детей обращение "Посмотри, как из-за тебя плачет сестренка!" обычно не действует вовсе. Однако если на детей долго сердиться в подобных ситуациях, они рано или поздно понимают, что взрослые от них хотят, и начинают изображать раскаяние. Впрочем, дети любят копировать взрослых, и если мама расстраивается часто, за нею это начинают повторять и дети. Трудно назвать это подлинным сопереживанием, но дорога к этому прокладывается. Настоящая эмпатия возникает у детей не раньше семилетнего возраста, причем тут все очень индивидуально. Если дети к этому очень расположенные, а есть не расположенные к этому никак.

Аналогичная ситуация с приемом "Пожалуйста, не серди маму!". Когда ребенок не слушается, мама начинает расстраивать себя и показывать, как ей плохо от такого поведения ребенка. Модель эта очень распространена, и практикуется обычно среди женщин. Ее результаты? В маленьких детях, особенно в девочках, успешно формируется чувство вины, привязанность и послушание. Более взрослые дети, и особенно мальчики, на это ведутся хуже, у них возникает раздражение или пофигизм к чувствам мамы.

О других способах влияния на ребенка смотри Технологии управления ребенком

  • Автор Н.И. Козлов

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "Перевоплощение"
01 окт. 2022 г.
Перевоплощение - под этим словом понимают убедительное вхождение в какой-либо новый образ, преображение в кого-нибудь или во что-нибудь. Например, в образ разгневанной старухи или в образ игривого щенка. Близкие понятия: имитация, подражание. Имитация – это только внешнее подражание – походке, жестам, интонациям голоса и т.п.
0Подробнее →
Картинка к "Понимание в общении"
01 окт. 2022 г.
Понимание в общении - понимание того, что говорится, почему и зачем говорится, на фоне замечания того, как это говорится.
Картинка к "Понимать другого"
01 окт. 2022 г.
Умение понимать другого человека - дигитальная формулировка того же, что аудиал сформулирует как умение видеть ситуацию глазами другого, а кинестетик - как умение поставить себя на место другого человека. Данное умение относится ко второй позиции восприятия.
Картинка к "Сопереживание"
01 янв. 2001 г.
Сопереживание - свойство добрых и отзывчивых людей, но при этом не лучшая реакция на состояние другого человека. В сопереживании человек вливается в переживание другого человека, теряя контроль и управление, плывя в общем потоке чувств другого человека. Он соглашается с другими человеком, хочет то же, что и другой человек. Реагируя на состояние другого человека, уместнее практиковать вчувствование.