Теория поля
Теория поля была создана Куртом Левином, считавшим, что для понимания поведения необходимо принимать во внимание всю ситуацию целиком, т. е. гештальт-ситуацию.
Левин целиком отказался от аристотелева подхода к науке, включая какое бы то ни было подчеркивание прошлого или будущего, причины или следствия. Он считал психологию областью научного изучения, не имеющей ничего общего ни с биологией, ни с физикой, ни с какой бы то ни было другой естественной наукой. Понятия, объекты и события, изучаемые этими науками, могут быть в известной мере релевантны поведению, но это всего лишь психологическая релевантность. Даже если индивидуум, поведение которого изучается, вспоминает прошлое или проецирует себя в будущее, он делает это сию минуту, т. е. в настоящем. Следовательно, релевантны только те аспекты прошлого (или будущего), которые вплетены в ткань сиюминутной ситуации.
Теория поля сосредоточена на индивидуальных различиях. Левин исходил из того, что на восприятие человека окружающей среды влияет импульс, посылаемый самой средой, и что этот импульс, в свою очередь, изменяет последующую перцепцию. Среда (Е) окружает человека. Однако человек (Р) никогда не является ее частью, а среда никогда не является частью человека. Между тем существуют проницаемые психологические границы, благодаря которым изменения, происходящие в (Е) могут вызвать изменения в (Р), и наоборот.
В индивидууме есть две основные области — внутреннее ядро (аналогичное ядру атома) и область, окружающая его. Внутреннее ядро — в свою очередь — делится на ряд собственных областей, соответствующих различным целям, когнитивным структурам и т. п. Область, окружающая ядро, является моторно-перцептивной. Эта относительно недифференцированная область представляет собой тракт, по которому события из психологической среды (перцептивные) достигают ядра, а моторные события — среды.
Психологическая среда также подразделяется на множество областей, имеющих более или менее проницаемые границы. Эти области образуют «валентности» (притяжения или отталкивания своих средовых содержаний, например, целей или целевых объектов). Специфическая «валентность» каждой зоны формируется (развивается) во времени по мере того, как взрослеет и изменяется развивающийся человек, и по мере того, как изменяется среда.
Теория поля дает нам средства для описания, анализа и предсказания поведения, в основном, через определение компонентов векторного поля в конкретной ситуации и установление направления и интенсивности ожидаемого движения. Однако она также предсказывает изменения в человеке, которые могут произойти вследствие его вовлеченности в определенное поведение, а также вследствие изменений в окружающей среде, которая может приобрести новую или утратить былую значимость для последующего поведения.