Слышит ли вас ваш ребенок?

11 ноября 2016 г. в 10:04

Автор: Татьяна Сорокина

Выпускница Университета практической психологии

В этом году мой сын стал школьником. И сейчас Московский реестр качества образования в начале и конце учебного года проводит диагностику первоклассников в адаптационный период. Это некий тест, определяющий общий уровень интеллектуального развития и психоэмоциональное состояние детей.

На собрании наш учитель рассказала об одном из заданий этого теста. Оно меня заинтересовало.

Итак, надо было нарисовать обычного человечка. По этому рисунку психолог интерпретировал мировоззрение ребенка.

Вот что оказалось любопытным: в нашем классе только 2 человека нарисовали у человечка уши. В параллельном классе – лишь 4 ученика уделили внимание этому органу.

Как же это интерпретируется психологом? Дело в том, что ребенок, не нарисовавший уши, подсознательно не уделяет достаточно внимания этому органу восприятия.

Родители часто жалуются, что дети их не слушаются. И, следуя этому тесту, вполне логично можно предположить, что ребенок не может слушаться, если он элементарно не СЛЫШИТ своего родителя.

Чтобы слышать родителя, надо уметь сконцентрироваться на том, что говорит старший. К сожалению, именно с этим в большинстве семей проблема, в том числе и у меня.

​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​Дети расфокусированы. Они просто не в состоянии сконцентрироваться на том, что говорит мама, папа или учитель. И, конечно, это сильно усложняет задачу обучения и воспитания как учителю, так и родителям. Зато дети великолепно концентрируются на мультфильмах и компьютерных играх. Значит, все-таки, умение сосредотачиваться в них есть, просто оно используется не там, где требуется.

​​​​​​​После собрания я подумала, как же можно развить в ребенке эту функцию – слышать меня. И мне пришла на ум прекрасная идея! Упражнение из Дистанции «Повтор дословно».

Когда мы сыном садимся делать уроки, ему очень трудно сконцентрироваться. Или надо что-то срочно нарисовать, или рассказать, или показать мне. В общем, сделать какое-то движение, которое отвлекает его от выполнения домашнего задания. Теперь, каждый раз, когда я вижу, что сын пытается увильнуть от домашней работы, я твердо настойчиво говорю ему:

«Повтори, что я сейчас произнесла»

Также я произношу эту фразу, когда читаю ему перед сном книгу и вижу, что он вертит что-то в руках вместо того, чтобы внимательно слушать. Этим вопросом я возвращаю его к концентрации на том, что мы сейчас читаем. Прошу его пересказать последний абзац.

Действуя таким образом я вижу, что сын начинает концентрироваться на моих словах, может их повторить осознанно. А в дальнейшем эта способность очень пригодится ему в жизни, ведь умение повторить слова другого человека помогает избежать многих конфликтных ситуаций и недопонимания с окружающими людьми. См. статью "Упражнения на концентрацию внимания"

Файлы:

Комментарии (0):

Материалы по теме:

01 янв. 2016 г.
Дистанция — система пошагового развития личности
Почему «Дистанция»? Вы когда-нибудь пробегали на стадионе дистанцию? «На старт… Внимание… Марш!» — и вы полетели вперед.
01 янв. 2000 г.
Интеллектуальное развитие ребенка: теория Пиаже
Теория интеллектуального развития Жана Пиаже охватывает период с младенческого возраста до достижения взрослости.  
01 окт. 2022 г.
Как развивать внимание
Огромное число людей не умеют управлять своим вниманием, их внимание гуляет само по себе, они не могут сосредоточиться когда надо и отвлечься от ненужного. Внимание управляет ими, а не они - своим вниманием. Это не правильно, внимание должно работать на нас. А для этого нужно научиться своим вниманием - управлять.
01 окт. 2022 г.
Как сделать ребенка послушным
Вопрос: моя дочка меня не слушает. Кажется, она игнорирует все, что я бы ни сказала, даже если я кричу или угрожаю ей. Как заставить ее слушать меня?
25 авг. 2014 г.
Младшие школьники: задачи развития
Ребенок становится школьником, а это значит, что у него теперь и новые обязанности, и новые права. 
01 нояб. 2013 г.
Повтор дословно
Упражнение «повтор дословно» дает качественный контакт, взаимопонимание с людьми увеличивается. 
01 янв. 2010 г.
Ребенок-школьник. Воспитание пониманием
Человеку 7 лет. Это уже не малыш, который смотрит на родителей с обожанием и доверием, но это еще и не подросток, отчасти автономизировавшийся от родителей. С одной стороны, ему хочется, чтобы к нему относились как к взрослому. А с другой - он становится более чувствительным к проявлению безудержной родительской любви.
01 янв. 2010 г.
Учеба (младший школьник)
Ребенок может сидеть часами и не делать уроки, если не знает, как это делать хорошо и боится эти непонятные уроки делать. Зачем напрягаться и что-то трудное делать, когда можно просто не делать ничего? В этом случае нужно вначале сидеть с дочерью рядом и выстраивать ее каждое действие и каждое слово, показывать где у нее должна быть тетрадка, что она должна делать правой рукой, что - левой, какое действие сейчас и какое следующее.
01 окт. 2022 г.
Учение с увлечением. Советы школьникам
Как повысить интерес к учебе. Как сосредоточить внимание. Тренируем внимание. Тренируем память. Сколько времени надо продолжать опыт, чтобы выработалась привычка. Как научиться «хотеть». Волевое запоминание. Природа непроизвольной памяти. Память работает, если есть цель, действие и применение. Закономерности волевой памяти. Научиться думать! Как научиться направлять свою волю к цели. Когда вызывают к доске...Контрольная работаДля тех, кто читать не любит. Интеллектуальный фон класса. Как освободить время для общего развития.Отстающие. За дело берется коллектив! Поддержка людей, которые нам дороги. Сколько времени отводить на учебу (работу) Умственный труд. Уроки в школе.
01 янв. 2010 г.
Умение слушать
Умение слышать именно собеседника, а не свои разные соображения по поводу сказанного им, и умение слушать так, чтобы ваш собеседник хотел вам рассказывать, говорил открыто и с удовольствием. 
01 окт. 2022 г.
Упражнения на концентрацию внимания
На что обращать внимание, а на что нет, мы можем решить сами: конечно, при условии, что можем управлять своим вниманием. Управление своим вниманием - обычный навык, и его можно и нужно тренировать. Предупреждение: не следует тренировать концентрацию внимания непосредственно во время ответственных дел. Почему? Любое новое дело, тем более на фоне напряжения, мешает основному занятию. Разделите эти вещи: когда вы заняты делом, занимайтесь делом и не отвлекайтесь на концентрацию внимания. Если же вы тренируете концентрацию внимания (правильно!), то не занимайтесь в это время более ничем другим.