Слышит ли вас ваш ребенок?
Автор: Татьяна Сорокина
Выпускница Университета практической психологии
В этом году мой сын стал школьником. И сейчас Московский реестр качества образования в начале и конце учебного года проводит диагностику первоклассников в адаптационный период. Это некий тест, определяющий общий уровень интеллектуального развития и психоэмоциональное состояние детей.
На собрании наш учитель рассказала об одном из заданий этого теста. Оно меня заинтересовало.
Итак, надо было нарисовать обычного человечка. По этому рисунку психолог интерпретировал мировоззрение ребенка.
Вот что оказалось любопытным: в нашем классе только 2 человека нарисовали у человечка уши. В параллельном классе – лишь 4 ученика уделили внимание этому органу.
Как же это интерпретируется психологом? Дело в том, что ребенок, не нарисовавший уши, подсознательно не уделяет достаточно внимания этому органу восприятия.
Родители часто жалуются, что дети их не слушаются. И, следуя этому тесту, вполне логично можно предположить, что ребенок не может слушаться, если он элементарно не СЛЫШИТ своего родителя.
Чтобы слышать родителя, надо уметь сконцентрироваться на том, что говорит старший. К сожалению, именно с этим в большинстве семей проблема, в том числе и у меня.
Дети расфокусированы. Они просто не в состоянии сконцентрироваться на том, что говорит мама, папа или учитель. И, конечно, это сильно усложняет задачу обучения и воспитания как учителю, так и родителям. Зато дети великолепно концентрируются на мультфильмах и компьютерных играх. Значит, все-таки, умение сосредотачиваться в них есть, просто оно используется не там, где требуется.
После собрания я подумала, как же можно развить в ребенке эту функцию – слышать меня. И мне пришла на ум прекрасная идея! Упражнение из Дистанции «Повтор дословно».
Когда мы сыном садимся делать уроки, ему очень трудно сконцентрироваться. Или надо что-то срочно нарисовать, или рассказать, или показать мне. В общем, сделать какое-то движение, которое отвлекает его от выполнения домашнего задания. Теперь, каждый раз, когда я вижу, что сын пытается увильнуть от домашней работы, я твердо настойчиво говорю ему:
«Повтори, что я сейчас произнесла»
Также я произношу эту фразу, когда читаю ему перед сном книгу и вижу, что он вертит что-то в руках вместо того, чтобы внимательно слушать. Этим вопросом я возвращаю его к концентрации на том, что мы сейчас читаем. Прошу его пересказать последний абзац.
Действуя таким образом я вижу, что сын начинает концентрироваться на моих словах, может их повторить осознанно. А в дальнейшем эта способность очень пригодится ему в жизни, ведь умение повторить слова другого человека помогает избежать многих конфликтных ситуаций и недопонимания с окружающими людьми. См. статью "Упражнения на концентрацию внимания"