Правила для подростка
Статья в процессе разработки
Подростки — непростой возраст, они возражают против навязывания чего-то извне и готовы бороться за свою свободу. С другой стороны, это время, когда родители обязаны готовить их к взрослой жизни, где необходима ответственность и самоконтроль.
Научите подростка соблюдать разумный формат
У вас хорошая семья? Тогда ваша задача, чтобы ваши дети предельно четко знали, что в общении недопустимо категорически, где тот плинтус, ниже которого в вашей семье опускаться нельзя. Даже разозлившись, никогда нельзя использовать нецензурные выражения. Разговаривая с родителями, нельзя проявлять неуважение: сидеть подчеркнуто развалившись, не отвечать на вопросы и показывать, что эти вопросы тебе докучают. Не согласен — четко и собранно, с уважением к родителям скажи, с чем согласен, с чем нет — и что предлагаешь. Если есть правило (ложимся спать в 22.00), то без разрешения старших оно изменено быть не может. «Поставить в известность» (то есть поставить перед фактом) нормально только в ситуации форс-мажора и когда обсудить экстренно сложившуюся ситуацию со старшими невозможно. Если старшие были доступны, хотя бы по телефону, то принимать самостоятельные решения в нарушение договоренностей — нарушение семейного закона. См.→
Обучение жизненным навыкам и воспитанности
Подростки могут сами определять, чем они считают правильным учить себя для предстоящей жизни, но ежедневная учеба воспитанности, манер и полезных социальных навыков быть должна. Этому могут помочь методы Школа хороших манер и Воспитательная таблица.
Ответственность в собственных целях
Подростки обязаны иметь свои собственные цели и достигать их (двигаться к их достижению) по плану. Цели и планы могут разрабатываться полностью самостоятельно, могут (и в принципе это более разумно) вместе с родителями. Но если они их приняли, теперь это не должно оставаться мечтами и благими намерениями, теперь это обязательства (перед самим собой), которые они обязаны выполнять.
Как взрослые люди. А родители могут и должны с них это спрашивать: выполняют или нет они свои собственные (не навязанные кем-то другим, а свои собственные!) цели и обязательства.
Материал для обсуждения
Фрагмент из статьи: «Вот вещи, которые моим дочерям Софии и Луизе никогда не разрешалось делать: ходить на вечеринки с ночевкой, заводить дружков, участвовать в школьных спектаклях, жаловаться на то, что им не дают участвовать в школьных спектаклях, смотреть телевизор или играть в компьютерные игры, самостоятельно выбирать себе факультативные занятия, получать оценки ниже «пятерки», не быть «учеником номер 1» в каком-либо предмете, кроме физкультуры и драмы...», см.→
Отзыв на это с Форума Синтона: Я с этим списком согласна на все сто: нефиг школьникам таскаться невесть где по ночам, да и ранние амуры, в общем -то, ни к чему. Школьная самодеятельность обычно на очень низком уровне, и тратить на нее время нет смысла, телек и компьютерные игры — путь к деградации. В школу ходят учиться, а не тусоваться и развлекаться, и плохо учиться в школе — не имеет оправданий (если ребенок здоров и обихожен). Бывают, конечно, и троечники— эйнштейны, но чаще это просто лодыри. Учиться на пятерки — нормально. Это не значит, что надо устраивать истерику из-за четверки, но итог должен быть на уровне. Факультативы лучше координировать родителям. Вот своего сына обязательно отдам на шахматы, пусть мозги тренирует. И в спортивную секцию, что-нибудь вроде легкой атлетики, пока мелкий. Хотелось бы и в музыкалку, фортепьяно или гитара, но посмотрим по способностям. нотной грамоте и подбору я и сама научить могу.
Возможный вариант разговора с подростком, чтобы он делал уроки, а не развлекался за компьютером: «Сережа хочет отдыхать за компьютером».