Правила о правилах
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
В хорошей семье всегда есть правила, маленькие законы. Чтобы правила в вашей семье работали, они сами должны соответствовать некоторым правилам. А именно, правила такие:
Чем меньше правил, тем лучше
Правил не должно быть слишком много, по возможности они должны быть минимальными. Во-первых, слишком много правил делают жизнь тесной, во-вторых, чтобы правила выполнять, их нужно помнить. Когда правил становится слишком много, они вываливаются из головы и перестают выполняться. Вводить новые правила нужно только тогда, когда старые уже усвоены и перешли на уровень привычки.
Конкретно: создайте список самых важных правил (самых важных хотя бы на сегодняший день. Не вообще, а что важно сейчас) вашей семьи. Обсудите с близкими, может быть что-то вычеркнете, скорее всего что-то переформулируете. Оставьте только самое необходимое, с чем согласны все, что будет контролироваться и что будет выполняться. Этот список напечатайте и повесьте — не обязательно на самом видном месте, но чтобы всегда можно было подойти и уточнить: есть такое правило или такого правила нет.
Правила должны заботиться обо всех членах семьи
Правила в семье должны устанавливать родители, думая об интересах всех членов семьи. И о свободе и радости младших, и о задачах и спокойствии старших. О правах и мужчин, и женщин. Лучшее правило то, которое учитывает интересны всех сторон. Если правило направлено против кого-то или кому-то явно невыгодно, обычно оно работает слабо. Кроме того, родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка. Мы не должны ограничивать потребность ребенка в движении, общении или его исследовательские интересы только потому, что не выносим шума или боимся, чтобы он не сунул нос куда не следует. Лучше создать безопасные условия, чтобы он мог эти свои потребности осуществить. Исследовать лужи можно, но только в высоких сапогах... Даже бросать камни в цель можно, если позаботиться при этом, чтобы никто не пострадал.
Правило должно быть четким
«После школы — сразу домой»: а по дороге поболтать с приятелями можно? А немного с ними побегать? А часик в футбол? Правило «Говори правду» нередко противоречит правило «Не расстраивай маму», а требование «Нельзя драться» часто конфликтует с «Если тебя обижают, дай сдачи». Если на празднике, когда дети бегают и шумят, родители смотрят на детей с довольными лицами, то говорить в это же время «Не надо бегать!» и «Веди себя потише!» — значит давать противоречивые послания. Если вы говорите «Я три раза не повторяю», то это нужно выполнять. Да?
О простого — к сложному
Если правило слишком сложно и непосильно — оно выполняться не будет. Правило «Дети между собой не обзываются и не дерутся» до определенного возраста не реалистично: детям это противоестественно, и не нужно им такое правило и действительно слишком сложно такое правило. Кроме того, непосильно выполнять сразу много правил, поэтому возьмите за правило: «Не все сразу». Правила должны быть посильны для выполнения. Вводите новые правило постепенно, только тогда освоены прежние, и умейте ждать. Не нравится вам, что ребенок кривляется, не нравится вам, что в речи ребенка много мусора — не шумите раньше времени, все потихоньку. Улыбайтесь, поддерживайте. Все со временем, все не сразу делается. Любуйтесь своим ребенком, это будет лучше, чем предъявлять к нему претензии. Вводя новое правило, помогайте детям о нем помнить и, может быть, вначале запускайте его в виде игры. Если вводится запрет на «Нетки», начинайте за Нетки весело приседать вместе с детьми, и правило быстрее станет общим, своим и понятным.
Обозначайте жесткость правила
У правил может быть разная жесткость, и она должна быть обозначена: это жесткое правило, а это — мягкое, скорее рекомендация. Жесткое правило абсолютно обязательно к исполнению, это не обсуждается и должно быть выполнено при любых обстоятельствах.
Отличное правило — дети ложатся спать в 22.00. Железное правило! Игры, фильмы, Вконтакте и прочие развлечения на компьютерах — только с утра, до школы. Когда им нужно — дети встанут и в 5 утра. Замечательная привычка вставать рано!
Мягкие правила идут с интонацией «было бы желательно», «будем на это по возможности ориентироваться». Есть правила-подсказки (»Руки лучше мыть с мылом»), а есть правила железные: «Нельзя баловаться с огнем». Воровать нельзя никогда, и это не оправдывается ничем, а повышать голос в принципе нельзя, но в каких-то случаях простительно.
Когда дети маленькие жесткость правил удобно обозначать цветами. Интересная система предложена Ю.Б. Гиппенрейтер: зеленый цвет — зона свободы ребенка, желтый — у ребенка относительная свобода, оранжевый — разрешено в виде исключения, красный цвет — категорический запрет.
Правила должны быть едиными
Бывают в семье такие ситуации, когда мама говорит или разрешает одно, папа — другое, а бабушка предлагает свой вариант. Представьте себя на месте ребенка в такой ситуации. Попробуй разобраться, чьи правила и ограничения нужно соблюдать! К тому же можно воспользоваться случаем и добиваться своего, внося раскол в ряды взрослых. Задача взрослых — между собой все основные правила согласовать. Если невозможно, спокойно объясняем: «Когда ты у бабушки, там одни правила. А когда ты дома, у нас правила другие. Понятно?» Обычно это детям вполне понятно.
Формулируя правило, делайте это твердо
Или улыбайтесь и вас все устраивает, или говорите правило твердо: не уговаривая, а формулируя требование: «Компьютер выключаем, идем спать». Тон может быть серьезным, может быть дружественным, никогда заискиванием и нежелательно грубо-повелительным. Запрет, данный в сердитой или властной манере, воспринимается вдвойне тяжелее. На вопрос: «Почему нельзя?» — не стоит отвечать: «Потому что я так велю!», «Нельзя, и все!». Нужно коротко пояснить: «Уже поздно», «Это опасно», «Может разбиться» и т.д. Объяснение должно быть коротким и даваться один раз. Причем лучше давать его в безличной форме. Например: «Конфеты едят после обеда» вместо «Положи конфету сейчас же назад!». Или: «Спичками не играют, это опасно» вместо «Не смей трогать спички!». То, что вы говорите ребенку, должно говориться ясно, коротко и сильно (требовательно). Очень важно не только то, что вы говорите, но и как вы говорите. На что важно обратить внимание? Смотри Сила и твердость в голосе и жестах
Правила должны быть защищены санкциями
«Доброе слово и пистолет звучит убедительнее, чем просто доброе слово!» — это правда. Правила обосновываются разумностью, но должны быть защищены санкциями. Какими и как — вопрос отдельный.
Комментарии (3):
А какими санкциями защищать правило? У меня сын, 2 года. Не понимает слово нельзя. Точнее понимает, но почти не воспринимает. Санкции и пробовала почти все. Доходило до битья ремнем. Начинала с объяснений. Не действует ничего. Что посоветуете? Делает вопреки, специально. Истерики до хрипоты. Что мне делать????????
"Понимает..." в 2 года??? Вы серьезно? Объясняете что-то 2-х летнему ребенку, у которого еще не сформировалось "понимание"? Послушайте хотя бы какого-то психолога по ютубу, да хоть и не психолога - Сатью https://www.youtube.com/watch?v=lARHSPSY07Q Сейчас вы только портите себе нервы и психику сыну.
Гсть, на ваш вопрос односложно нельзя ответить. Попробуйте записаться на бесплатную консультацию в Университет практической психологии https://www.univer-pp.ru/bk1/. Также вы можете пойти на Дистанцию https://www.univer-pp.ru/distantsiya, а ведущего сможет вам посоветовать наш менеджер - Анастасия, контакты: +7 (925) 602-4430 ✉ [email protected] https://vk.com/id8524647