Школа хороших манер
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Школа хороших манер — один из методов приучения детей и подростков к хорошим привычкам и манерам. Близкий к этому метод — Доска почета «Я могу это сделать!» и Воспитательная таблица.
Оптимальный возраст детей, которым может быть полезна Школа хороших манер — от 12 до 15 лет. Возможно использовать и в школах, и в интернатах, хотя изначально метод был придуман для семейного воспитания. Если ребенок один, на первых порах требуется серьезное внимание кого-то из родителей, чтобы отслеживать успехи и трудности, что сделано, а что нет. Если детей в семье двое или более, этот метод идет гораздо проще: в силу естественной ревности друг к другу они обычно сами отслеживают, чтобы брат или сестра про себя слишком много не наврали.
Детям утром объявляется: «У вас начинается Школа хороших манер. Ваша задача каждый день придумывать один простой пункт о своем поведении, в первую очередь выражающий дружественное отношение друг к другу или к родителям, а вечером по этому пункту вы ставите себе оценку. Пункты могут быть разными: поприветствовать утром всех «Доброе утро!» с улыбкой, помочь маме накрыть на стол, обращаться друг к другу вежливо (не Аська, а Ася)… Каждый день вы добавляете себе новый пункт, а по всем ставите оценки. Все пункты сами записываете на компьютер. Пока с утра не подведены итоги прошедшего дня и не придуман новый пункт, никаких развлечений — это первое дело дня».
- Если дети затрудняются в придумывании новых пунктов, родители иногда могут им помочь, составив свой, рекомендательный список, из которого дети могут что-то выбирать.
- Едва ли целесообразно включать в список дела из помощи по дому, которые и так раньше были на детях (например, сходить в магазин).
- Оценку ставить не за «Я делал», а «Я сделал», и оценивать объективно, с позиции стороннего наблюдателя. Не «Я сказала всем спокойной ночи», а «Меня услышали все, кому я пожелала спокойной ночи!»
Вы можете скачать вордовский файл, в котором дан один из реальных вариантов этого метода.