Я люблю свою семью
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Этот листок форматом A4, озаглавленный «Я люблю свою семью», может висеть и в комнате вашего ребенка, и на общей территории, например в вашей столовой: главное, чтобы он был виден и доступен для обсуждения. Это — воспитательная таблица, листок взросления вашего ребенка (а, возможно, и моменты вашей работы над собой), здесь происходит фиксация ваших успехов; здесь вы, уважаемые родители, в простой и понятной форме пишете то, что вы от ребенка хотите, тем самым ставя перед ним новые задачи. В этот лист вы пишете не разовые пожелания, типа «убери за собой» или «сходи в магазин за хлебом», вы пишете здесь те умения и навыки, которые должен освоить ваш ребенок.
Умение и навык писать ваш ребенок освоил в школе — отлично! А освоил ли он навык просыпаться вовремя, делать с утра зарядку, улыбаться близким, говорить им «Доброе утро!», «Спасибо!», «Пожалуйста!»?
Не важно, как вы их назовете — полезными привычками, воспитанностью или чертами взросления, но все эти навыки ваш ребенок должен рано или поздно освоить, и эти навыки вы будете записывать в эту таблицу, когда решите, что время пришло. Если вы в листок это свое поручение ребенку записали, это становится его делом, которое он должен с вашей помощью осваивать.
Сам по себе список актуальных учебных поручений для ребенка — огромное дело: это гораздо понятнее и четче, чем постоянные родительские упреки «Ты снова проспал!», «Хоть бы зарядку сделал, что ли?», «Что ты такой хмурый» или «Когда ты научишься элементарной благодарности?». Вместо всех этих упреков вы ставите перед ребенком конкретную задачу: вы можете ее обсудить, подсказать, что конкретно вы ожидаете, договориться, какая помощь от вас ребенку нужна. А когда задача записана, она не забудется, и вы будете регулярно обсуждать с вашим ребенком его успехи в этом поручении.
Мы не обсуждаем здесь, как дети относятся к вашим поручениям, выполняют ли ваши дети то, что им говорят. Если у вас нормальные отношения с детьми, это проблемой не будет. Они ходят в школу (да?), так или иначе делают уроки, могут сбегать в магазин, когда вы их об этом попросите... К этому вы их приучили, значит, можно перед ними ставить и следующие задачи.
Однако воспитание — это не только привитие ребёнку жизненно важных навыков, это и выработка правильного к ним отношения. Одно дело, когда девочка приучена мыть посуду, но каждый раз делает это «из-под палки» и с понуканиями; другое дело, когда она помнит об этом сама и делает это легко, с удовольствием. Так вот, воспитательная таблица все эти градации учитывает, и когда у вашего ребенка отношение к делу меняется на более правильное, вы с удовольствием на листочке ставите соответствующий этому «плюс». Таким образом ведется учет, какие навыки осваивают дети и насколько они их освоили.
Кстати, посмотрите похожие методы освоения полезных навыков вашими детьми: Я могу это сделать и Школа хороших манер.
Если вы поняли идею таблицы, вы сделаете ее такой, чтобы она была понятной и удобной вам. Возможно, вам подойдет такой её вид:
Навыки могут самого разного плана: простые (помыть посуду) и достаточно сложные (красивое и техничное плавание), очень конкретные (научиться чистить картошку) и очень широкие (умею любить родителей). Список навыков вы можете регулярно пополнять тем, что стало актуально.
Внимание: нагрузки давайте посильные, своими заданиями детей не перегружайте. Дадите одну задачу — ребенок с нею справится, нагрузите его десятком задач — результат будет не просто нулевой, а отрицательный. Вариант разумной нагрузки может быть таким: к двум задачам ребенок присматривается, две задачи в активной работе, а два задания ваш ребенок держит в фоне для закрепления привычки.
Если вы написали ребенку задание, это еще не значит, что ребенок его взял. В такой таблице есть колонка «Беру?», где ребенок может написать как «Да», так и «Нет» или поставить знак вопроса, если пока задание ему не понятно или он в размышлениях. Значит, есть тема для разговора.
Как вы будете оценивать прохождение этапов освоения навыков, вы также можете решить сами. Самая понятная система — оценка от -1 до +3. Интуитивно понятно, что -1 = плохо. 0 = нет оценки. 1= кое-что. 2 = хорошо. 3 = отлично!
Для какого возраста подходит этот метод? С 10 лет и выше, тем более что задания здесь могут получать и родители. По крайней мере подростковый возраст — наиболее оптимален. Здесь критичнее не возраст, а отношения между родителями и детьми.
Пусть висит этот листок A4, чтобы вы вместе с детьми всегда могли легко увидеть, что уже освоено, что еще нет. Это будет удобно и вам, и детям: они наконец-то могут понять, что вы хотите от них, а вам проще доносить до детей, что вы от них добиваетесь. Вместо напряженных разговоров быстрее придет взаимопонимание!
Уважемые родители, дорогие коллеги! Просьба: кто сделает такую воспитательную таблицу и запустит этот эксперимент, поделитесь опытом. Что получилось у вас?