Потребитель

01 января 2006 г. в 18:04

Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии

Основатель Университета практической психологии

Телеграмм-канал t.me/kozlovni

 

 

Потребитель — тот, кто заботится о себе за свой счет.

Фильм «Время перемен»

Потребитель — один из способов человеческой жизни, наряду с позицией Творца, Романтика и Паразита. Потребитель — низший и одновременно самый типичный вариант Деятеля.

Потребитель живет, заботясь о себе, но о себе он заботится честно, за свой счет, не ущемляя права других. Если ему не хватает денег, он пойдет и себе заработает. На его место претендует другой? Он вступит с ним в борьбу, но борьба будет честной. Получил зарплату? — Потребитель устроит себе праздник и потратит деньги так, как хочется лично ему. А до вас ему дела нет. В ситуации опасности Потребитель спасает себя, заботясь о собственном выживании. Уровень порядочности тут определяется готовностью выживать самому за счет не просто других, а — Своих. В ситуации конкуренции за ограниченные ресурсы Потребитель — эгоист, защищающий свои интересы в честной борьбе. В ситуации благополучия и изобилия Потребитель устраивает себе и своим — Праздник. Имею право покайфовать и расслабиться — расслабимся! Но — на свои… Для Потребителя свои — те, кто приятен или полезен. С кем хорошо провести время или кто имеет деньги и связи. Мечта Потребителя — законная состоятельность. Я богат, здоров и с чистой совестью.

Фильм «Король Лев»

Конечно, потребители бывают очень разные: узко мыслящие и заботящиеся о тех, кто заботится о нем, бездумные (хакуна-матата) и думающие о своем будущем, прямолинейные и гибкие, включающими в «свое» только лично себя или заботящиеся о своих близких, как о своем продолжении.

У умного Потребителя могут быть «свои», о которых он заботится тоже. Один за всех, все за одного, и своих он не предает. Но все остальные — посторонние, которыми можно попользоваться когда удобно и получается, а в остальное время пусть не мешаются.

«Базовый тренинг: открытие новых возможностей». Занятие проводит проф. Н.И. Козлов

Суть не в том, что «задвинул» — это нормально. Дельный человек и отличается от бездельника тем, что может задвигать тех, кто сейчас в стороне от его дела, — суть в том, что среди всех людей реально живой, достойный интереса и заботы человек — только он сам.

Ему больно — это не правильно, потому что ему больно быть не должно. Больно другому — ну и что, мне-то какое дело? У него появились деньги — это хорошо, деньги появились у вас — это хорошо только в том случае, если что-то перепадет и ему. Его не интересует жизнь, точнее, интересует только в той степени, как она относится лично к нему. Его внутренний лозунг — крылатая фраза, которую оставил после себя в истории французский Король-Солнце, Людовик XIV: «После нас — хоть потоп!». Самое главное остается: такой человек заботится только о себе.

Как Потребитель относится к собственному развитию? Когда и сколько он заинтересован в развитии своей личности? — Когда лично ему выгодно и удобно — он развивать себя будет. Когда это не модно, или Потребитель устал, возраст уже не тот и диван привлекательнее — на всяком развитии Потребитель легко может забить и в развитии остановиться. Если ему более удобной окажется деградация личности, Потребитель покатится вниз. Тем не менее, если Потребителю с детства были вставлены жесткие рамки, например, хорошая религия, то он может держаться и даже развиваться благодаря этому.

Как личностная конструкция, Потребитель (особенно мужчина) легко разрушается, сваливается в алкоголизм и наркотики. Действительно, если нет внешних ориентиров и Потребитель ориентируется только на себя, то он легко может выбрать то, что лично ему просто удобно, не думая ни об окружающих, ни о собственных перспективах.

Файлы:
  • Автор Н.И. Козлов
  • Жизненные ценности
  • Этическая типология личности
  • +

Комментарии (18):

Гость, 20 марта 2014 г. в 01:58
Класс!
Гость, 24 августа 2014 г. в 17:46
Неплохо описано. Узнаю себя. В дополнение еще несколько моментов, и о себе - чтобы было понятнее. Много лет работаю в социальной сфере с умственно отсталыми детьми и их матерями. Работаю за зарплату, денег с больных не беру принципиально, поскольку верно отмечено в статье - чужого мне не надо. Первые годы, отработав смену и придя домой, валилась в кровать (в 5 часов вечера) и спала до 7-30, когда было пора вставать и идти на работу. Работа высасывала все силы, к концу смены я забывала лица детей, принятых в начале. А еще постоянно шли родители с детьми без записи и слезно молили принять их, потому что "мы приехали издалека". И я принимала, кого могла, и оставалась без перерыва и без обеда. А поток "слезников" рос, ведь пациенты (и коллеги) рассказывают друг другу о том, что есть кто-то, кто так примет, без записи и без денег. Я стала отказывать, потому что невозможно принимать без записи столько же, сколько у тебя идет по записи, и до десяти вечера сидеть тоже невозможно. Начались дикие сцены (как это так - кого-то приняли, а меня нет). Никого не интересовало и не интересует ни мой график, ни мой объем работы; всех интересует только одно - попасть на прием сегодня, чтобы не ехать в другой день. Потом мне был поставлен диагноз "рассеянный склероз", и я поняла, что каждая потраченная капля жизни приближает меня к полной неподвижности. То, что я должна отдать в рамках должностных обязанностей - я должна отдать и отдаю. Но ни одной капли крови сверх того никто не имеет права с меня требовать. Когда я останусь один на один со своей болезнью, никакой помощи ни от кого я не получу, никто не потратит на меня свое личное время, а если б и потратил - толку с того, обратного хода в болезни нет. Поэтому я приняла решение делать то, что должна, и ни грамма сверх того. Мое - это мое, мое оружие, мой запас на то время, когда я останусь одна. Потребитель - это воин,стоящий один на один перед миром. Его задача очень проста - выжить, пока это возможно. Более высоких целей нет, в этом Вы правы. Да, я ничем не лучше того, кто не выживет без моей помощи, но и ничем не хуже того, кто выживет за счет моей помощи, которая отнимет у меня последние силы. Понимание границ "мое-твое" говорит о наличии уважения к другому. Любви - нет, это верно. Действия, направляемые любовью к людям, отнимают реальную жизненную силу, а дают эфемерные чувства и переживания, не восполняющие потраченных сил. Это мой многолетний опыт. Я могла испытывать ранее и сочувствие, и любовь к приходящим ко мне людям. Но сейчас нет ничего, кроме профессионального долга: должен-сделал, не должен - не делаю. Вы не подумайте, что я тут жалуюсь. Описываю совершенно естественное положение вещей. Отношение родителей пациентов "получить" - нормально, кто ж им чего даст, если они не урвут сами. Никакого осуждения я по отношению к ним не имею и их хорошо понимаю. Мое отношение к ним - нормальное или нет, но вот такое, как я описала. Не знаю, откуда берут энергетику Творцы, но у меня каждый пациент уносит каплю крови, я это ощущаю почти физически. Особенно если количество пациентов по каким-то причинам оказывается больше некоторого количества, разумно посильного мне по моему состоянию. Перечитала текст. Много "я", "меня", "мое". Все верно. Хорошее предвидение и трезвость, ответственность за свою жизнь. Знаю, чем кончу. Хочу оттянуть. В жизни не побиралась и не хотела бы до этого дойти. Не гружу посторонних своими проблемами, разве только в их рабочее время и в рамках их должностных обязанностей. Полагаю, что остальные тоже должны сами думать о том, как организовать свою жизнь, а не садиться на чужую шею (в том числе мою). Моя помощь и мое время - ресурс, и, как любой ресурс, ограничен. Ресурсы, которыми пользуюсь я, тоже весьма ограничены. И я не вижу, почему я их должна кому-то дарить. Как кто-то сказал: Несчастные всегда найдутся. И я бы хотела наподольше оттянуть момент моего попадания в эту категорию. Кстати, ни наркотиков, ни алкоголизма. Еще в юности, выпив по случаю прилично, ощутила изменение мыслительных процессов - не понравилось, что не могу контролировать свое состояние, предпочитаю трезвость (и здравый смысл). Так что по жизни - ни капли.
3 ответа
Н.И. Козлов, 24 августа 2014 г. в 21:04
Мое вам искреннее уважение. На мой взгляд, вы изначально - Романтик, а когда себя измордовали, пришлось уберегать себя в Потребителе. Почти с этим смирились...
1 ответ
Гость, 26 августа 2014 г. в 18:14
А почему изначально Романтик, если все было за свой счет? Вроде к посторонним услугам автор людей не переадресовывал? Может, это несостоявшийся Творец? Если да - почему не состоялся? Есть ограничения в возможности состояться как Творец? Заранее благодарен за ответ.
Гость, 27 мая 2017 г. в 22:14

Нормальное желание выжить.

Гость, 08 сентября 2019 г. в 18:55

На мой взгляд вы творец с реалистичным подходом к распределению имеющихся ресурсов, которые к сожалению всегда и у всех ограничены.

Гость, 24 августа 2014 г. в 22:32
Спасибо за отзыв! Не согласна с Вами в оценке моего психотипа. Возможно, лет до 12-14 - да, но это был обычный возрастной максимализм. А вообще, как мне представляется (может, и неверно), главное во мне - трезвость и добросовестность. Это ни с каким романтизмом не сочетается. Болезнь - не следствие самозамордования (которого и не было; ну, работала я много - я не одна такая), а стечение обстоятельств. Если б ее не было, я была бы такой же. Позиция одинокого воина перед лицом мира, который рано или поздно окончательно проиграет свой бой, не связана с этими обстоятельствами, просто они дают прекрасное оправдание этой позиции. И такие обстоятельства могут неожиданно (или вполне предсказуемо) возникнуть у любого человека, и без ресурсов (возможно, отданных другим) ты остаешься совершенно беззащитным. Поэтому позиция Потребителя имеет свою мудрость, пусть она и смотрится невыгодно с этической точки зрения.
Н.И. Козлов, 26 августа 2014 г. в 22:54
"... я принимала, кого могла, и оставалась без перерыва и без обеда". Потребитель - умное существо, и так не поступает. А у Романтика - высокие ценности, и он готов жертвовать собой, не думая о будущем. Не думая о том, что он будет нужен еще многим людям много лет, и обязан заботиться о себе, чтобы позаботиться о людях. Он заботится о страждующих сегодня за счет тех, кто мог бы получить от него помощь завтра. Так безрассудно поступают только Романтики.
Гость, 26 августа 2014 г. в 23:39
А Творец способен отказать в помощи, чтобы пообедать? Как установить баланс "это я тебе дам, а это - нет"? Как рассчитать, насколько хватит? Тут уж у кого какой запас прочности. У одного - на год, у другого - на 10 лет, у третьего - на 50. Как это можно заранее предвидеть? Кто-нибудь бережется, отдыхает - бац, и нет его. Другой всю жизнь как конь - и тянет чуть ли не целый век. Не так? Извините за назойливость, раз уж вопрос поднят, хочется разобраться. Еще раз спасибо!
1 ответ
Н.И. Козлов, 27 августа 2014 г. в 07:24
Да, Творец способен отказать в помощи, чтобы пообедать. Он знает, что бывает с теми, кто не обедает и не отдыхает... Запас прочности у каждого свой, но правила отдыха еще никто не отменял. Ложимся вовремя, едим по порядку, каждый час - перерыв на 10 минут для отдыха. И так - ближайшую жизнь!
1 ответ
Гость, 27 августа 2014 г. в 08:19
Спасибо!
Елена, 24 февраля 2016 г. в 05:24
Странная позиция, и выводы соответственно тоже. Почему работа, которую вы сами выбрали, у вас вызвала такую реакцию? Это ваше рабочее время, служебные обязанности - все должно быть пропорционально. Если вы жертвуя своим личным временем и здоровьем оказывали в свое нерабочее время услуги по реабилитации больных и страждущих, которые без вашей помощи не выжили, или некому кроме вас спасать их,то это милосердие. Милостивые помилованы будут. Так вы молодчина, не ропщите, а благодарите Бога за все, Ангела Хранителя.
1 ответ
Гость, 03 июля 2018 г. в 19:20

Я тоже работаю с детьми со сложными дефектами, была трудоголиком, доработалась до выгорания и до панических атак. Дети забирают много энергии. Трудоголики не умеют отдыхать и заботиться о себе. Мы не знаем, что можно жить и работать по другому. Пока варишься в этой каше, не замечаешь, что батарейка твоя давно разрядилась. Замечаешь, когда упала и увезли на скорой. А потом еще спорим, доказываем: "Болезнь - не следствие самозамордования (которого и не было; ну, работала я много - я не одна такая), а стечение обстоятельств. " Хорошо, что я научилась жить по другому. Из Потребителя перехожу в Творца.

Гость, 21 октября 2016 г. в 20:56
Да, я - Потребитель! А ещё - Производитель качественных услуг (потому что если не произведу, не на что будет потреблять). А ещё - честный Налогоплательщик (потому что государству нужно на что-то существовать, а мне удобно существовать в государстве). И рядом со мной муж-Потребитель. Он любит меня, потому что ему со мной хорошо. Было бы плохо - зачем мучить человека? И я хочу жить в обществе Потребителей - честных пекарей, рабочих, врачей, художников и бизнесменов. А Творцы, согласно вашему описанию, творят Паразитов. Потребитель сам позаботится о себе и своих близких, ему ничья помощь не нужна. Романтик, кажется, тоже. Повздыхает под луной да и пойдёт зарабатывать на хлеб с маслом. И только Паразиту требуется тот, кто будет опекать окружающих и мир.
1 ответ
Гость, 19 октября 2018 г. в 10:04

Честный потребитель-пекарь будет класть в хлеб химикаты, и потом честно сбывать всё это вам. И при этом он честно будет следить за тем, чтобы его дети ели хлеб без химикатов. Творец-пекарь будет стремиться, чтобы качественный и здоровый хлеб ели все, кто покупает его продукт, и при этом он будет заботиться и о себе, и о своих, т.к. понимает, что его личное здоровье и ресурсность важны для общества. Честный потребитель-рабочий честно будет делать то, что велело ему руководство, даже если получившееся изделие - вредное, некачественное и небезопасное. Ему всё равно - ответственность на руководстве. Творец-рабочий будет стремиться сделать ту работу, которую он сам считает важно и полезной для общества. А потом пойдет и организует производство, где будут производиться наилучшие, его точки зрения, изделия. Потребитель-врач будет честно выполнять то, что прикажет главврач, даже если это неуместное назначение гормонов, проплаченных фармацевтической компанией. Творец-врач все свои усилия направит на то, чтобы максимально качественно помочь конкретному пациенту. Он будет искать работу, где можно это воплотить, и всячески привлекать людей в качестве клиентов и работников. При этом он осознает свою ценность и принимает взвешенные решения, чтобы и людям помочь, и себе обеспечить наилучшие условия. Вы всё еще хотите в общество потребителей? Или будем стремиться к творцам?

1 ответ
Гость, 17 февраля 2019 г. в 21:28

Потребитель конструкция нересурсная, нет подпитки из вне в том числе ресурсов и все, сдувается. А вот откуда ресурсы берет творец? Может это любовь к жизни!!!?

Гость, 26 сентября 2020 г. в 10:09

Если позволите, Людовик XIV не является автором этой фразы.

Гость, 15 декабря 2020 г. в 01:58

Спасибо! Очень ясно все описано, даже смутилась немного ) Узнала своего мужа.

Долго не могла разобраться в себе и понять, что именно меня раздражает в нем, поскольку действительно, какие могут быть притензии к человеку, который расчитывает только сам на себя, сам себя обеспечивает и собственно помогает ближним, когда его об этом просят.

Но помагая, как бы сразу ожидает взамен чего-то. «Ты мне - я тебе» Мне казалось, что дело в эмоциональной холодности и чрезмерной рациональности, хотелось, чтобы хоть иногда он делал для меня что-то от души. Теперь понимаю, что человека невозможно изменить или «воспитать» собственными примерами альтруизма )). Пыталась, надеялась, наивно полагая, что собственными примерами бескорыстного отношения к нему я могу изменить его отношение ко мне, но все тщетно. Психологический дискомфорт только усугубляется со временем при внешнем материальном благополучии.

Материалы по теме:

01 окт. 2022 г.
Анализ понятия Потребитель
Потребитель — один из способов человеческой жизни, наряду с позицией Творца, Романтика и Паразита.
01 янв. 2014 г.
Этическая типология личности: этикотипы
Этикотипах — различные по своей этике способах жизни.
01 янв. 2010 г.
Как разобраться в своих ценностях
Выстроить свои ценности в определенную и самому себе ясную иерархию — задача особая и не для всех простая. Однако все реально, и мы предложим вам для этого следующие шаги. Шаг первый: научитесь определять свои приоритеты
28 дек. 2016 г.
Павел Дуров о деньгах
Те, кто ищет в моей жизни замки, стоянки спортивных автомобилей и флотилию боингов, будут жестоко разочарованы. У меня нет самолетов, автомобилей и домов. Мой мир — это передвижение пешком и на метро, а также сон в съемной комнате размером 18-20 м2. Тем, кто хотел бы поменяться со мной местами, придется также полностью отказаться от алкоголя, мяса и дорогой одежды.