Портрет эффективного тренера
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Портрет эффективного тренера складывается из разных составляющих:
Жизненный опыт
Чтобы чему-то учить, нужно самому это что-то знать. Мало быть яркой личность, важно действительно быть профессионалом в своей области.
Личность тренера
В сегменте тренингов личностного роста люди чаще приходят не на тренинг, а на тренера. Успешный тренер приносит на тренинг не только свои профессиональные техники, навыки и опыт, но и всего самого себя — свою личность. Личность сильная притягивает, вдохновляет своим примером. См.→
Имидж тренера
Интерес к личности тренера может омрачиться непроработанным имиджем тренера. Имидж — широкое понятие, которое включает в себя и стиль (то, как тренер одевается, его внешний вид) и сам имидж (как тренер себя подает внутренне). Не обязательно быть суперстильным, но опрятным тренер быть обязан — это обязательное требование в работе с людьми. Аккуратная стрижка, ухоженность — всё это повышает доверие участников, а, следовательно — эффективность работы тренера. Имидж тренера может быть очень разным, адекватным как самой личности тренера, так и тематике тренинга и особенностям аудитории. В солидной бизнес-аутории тренер обязан (по крайней мере на первых порах) вести себя солидно, на личностных тренингах допускается более свободные варианты, и строгий пиджак скорее неуместен.
Психологическая подкованность
Изначально тренинг — это продукт психологический. Хорошо, когда тренинг продаж ведет первоклассный продавец, но вдвойне хорошо, когда у этого человека есть соответствующая психология.
Актерское мастерство
Профессиональный тренер должен быть не только ярким, но и уметь быстро вживаться в различные роли. Уметь быть разным также важно для тренера, как и умение чувствовать группу.
Деловая и бизнес-репутация
К тренеру, испытывающему острую финансовую нужду, вряд ли пойдут люди учиться зарабатывать и богатеть.
Тренер, который как руководитель некомпетентен, вряд ли станет образцом для тех, кто хочет улучшить свои навыки в руководстве. Участников в первую очередь интересуют успехи тренера, а уже потом программа тренинга.
Ключевые компетенции
Если тренер ведет группу и идет строго по плану, не позволяя себе отклониться от него ни на шаг, то возможно он хороший инструктор, неплохо владеющий методиками групповой работы. Тренер профессиональный тоже имеет план, но, в отличии от инструктора, он умеет настраиваться на группу и, если необходимо, отойти от плана. Вчувствование в группу отличает тренера эффективного. Профессиональный тренер ведет группу к результату, а не тупо следует плану.
Хороший тренер не только учит, но и сам способен учиться — становитьcя учеником. Эффективный тренер учит тому, чем владеет сам. Не только способен показать на словах, но и показать на деле.
Коммуникативные умения, открытость, доброжелательность, включенность — без этого тренер не тренер.
Тренер должен уметь изъясняться простыми словами. Навыки публичных выступлений — обязательны. Приятный тембр голоса — большой плюс. Доброжелательная уверенность как манера общения может быть важнее, чем багаж знаний.