Методы эффективной самоорганизации

01 января 2006 г. в 04:43

Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии

Основатель Университета практической психологии

Телеграмм-канал t.me/kozlovni

Когда цели поставлены и понятен план действий, остается только — действовать. Иногда это легко, а иногда для этого нужно себя организовать. Самоорганизация — умение организовать себя: на работу, на выполнение договоренностей с собой и другими, на достижение своих целей.

Если цель живет в душе в форме желания, она, как живая, тянет нас к себе, притягивая и наше внимание, и наши силы. Счастливы те, кому хочется то, что нужно, однако все, что связано с желаниями — ненадежно. Желания — как ветер или погода, погоде свойственно меняться, ветер легко меняет свое направление, так и желание может гаснуть и исчезать. Без самоорганизации многие наши желания оказываются только желаниями, только мечтами.

Если цель живет в душе в форме намерения, она более прочна, но в ней может не быть тяги. Намерение формируется в первую очередь головой, но без развитой воли намерение пусто. Молодой человек намеревался во время отпуска бегать с утра и делать зарядку каждый день, но если его раз за разом затягивают ритмы ночной дискотеки, намерение остается ничем. Если нет воли, нужна самоорганизация.

Достигать большие и трудные цели помогает не только самоорганизация: кому-то помогает воля, волевые усилия, кого-то выручает самомотивация: кнут или пряник в отношении самого себя, побуждение и подталкивание себя к исполнению назначенных целей. Если вы приняли какое-то решение, то его нужно выполнять, и многим здесь помогает методика: знать, где о чем думать: пока вы думаете, сомневаться нужно. Когда решение принято, сомнениям места уже нет.

Чтобы организовать себя самостоятельно, нужна воля, навык преодоления себя, своей лени и своих страхов. Волю развивать можно и нужно, но если пока ее не хватает, можно помочь себе другими разумными средствами. Практичная самоорганизация — это такое выстраивание ситуации и такая организация жизни, когда все, что происходить должно, происходит легко и естественно, само собой.

Вот, например, стены у вас в квартире: строго говоря, именно они управляют направлением вашего движения, когда вы идете из прихожей на кухню или в спальню. Но при этом сказать, что они «заставляют» вас идти определенным маршрутом… — нет, стены не принуждают. Они просто стоят так, как они стоят, а вы идете тем маршрутом, который выстроили стены. Это и есть — организация жизни.

Несколько эффективных методов самоорганизации:

  • Интенсив как образ жизни. Если вы хотите сегодня убраться в комнате, не растягивайте это на весь день, а договоритесь с собой (а лучше еще с кем-то) четко: 15 минут на разборку шкафа (только!), 15 минут навести порядок на столе (ни минуты больше!!), 15 минут протереть пыль и пропылесосить пол (успеть железно!!!), а потом — абсолютная свобода и совершенная радость!
  • Сделать привычкой. Мы сотканы из привычек, а привычка — результат повторения. Привычка обычно формируется на 21 день, и то, что ранее требовало для себя усилий, становится уже легким и привычным. Вы решили обливаться холодной водой: даже если вы начали летом и вам понравилось, вначале нужны усилия, чтобы себя на это организовать. Через три недели это стало привычкой, стало естественным, а к сороковому дню привычка постепенно превращается в потребность: если сегодня не облились, вам уже как-то странно. Уже чего-то не хватает… Итого: если новое начинать и каждый раз бросать, помучив себя неделю, вы всю жизнь будете только мучиться. Если приучать себя к новому немного подольше, новое становится привычным и естественным. Ранее чужое — становится нашим.
  • Тайм-менеджмент: план и распорядок дел. Если вы утром составили себе образ будущего дня, составили список того, что сегодня вы планируете сделать, распределили все дела по порядку и привязали все обязательное к определенному времени, ваш день идет легко и четко. Как по плану. Важно — все записать! Что написано пером, не вырубишь топором.Любой план, пока он есть только в вашем воображении — это только мечты. Запишите свои планы, и они превратятся в цель! Также — отмечайте свои удачи и достижения, любым удобным способом выделяйте выполненное и достигнутое — это будет хорошим стимулом и наградой. В 1953 году ученые провели исследование среди группы выпускников Йельского университета. Студентов спрашивали, есть ли у них четкие планы на будущее. Только у 3% опрашиваемых планы на будущее существовали в виде записей целей, задач и планов действий. Через 20 лет, в 1973 году, именно эти 3% бывших выпускников стали более успешными и счастливыми, чем остальные. Более того, именно эти 3% людей добились большего финансового благополучия, чем оставшиеся 97% вместе взятые.
  • Один из лучших способов приучить себя к порядку — это начать приучать к порядку кого-то из близких или друзей. «Раз сказал — он не понял. Два сказал — не понял. Третий раз сказал — я уже сам все понял, а он все не понимает!»
  • Учить другого. И общее наблюдение: как правило, легче организовать себя, когда вокруг вас организованные люди. Поэтому, как правило, лучше организованы те, кто живут в семье и работают не дома в одиночку, а на работе. Естественно, тут имеется в виду хорошая семья и качественный коллектив, где люди делом занимаются, а не анекдоты травят. Дурное окружение отвлекает и разлагает, а разумное окружение собирает и организует. Подумайте, какие у вас здесь есть возможности.

​Не обещаем, что у вас сработают методы все и сразу: чудес не бывает. К сожалению, прелести самоорганизации доступны только тем, кто заранее к самоорганизации себя приучил, кто потратил силы и время заранее. Самоорганизация — это новые привычки жизни, а к новым хорошим привычкам себя нужно приучать. Зато, когда приучите, к вам придет легкость и естественность, и люди вам будут завидовать. А вы их — научите!

Видеокурс проф. Николая Ивановича КОЗЛОВА
«Тайм-менеджмент: ваше время в ваших руках»
В курсе 7 видеоуроков. Посмотреть >>

Видеокурс «Тайм-менеджмент: ваше время в ваших руках»

Комментарии (12):

Гость, 20 декабря 2013 г. в 07:50
Интересно, узнал что-то новое. Спасибо!
1 ответ
Гость, 06 мая 2014 г. в 15:48
Когда и как будешь применять?
1 ответ
Гость, 20 апреля 2017 г. в 14:52
А что, это еще применять надо?
Григорий, 13 июня 2014 г. в 15:58
Также нужно грамотно использовать имеющиеся ресурсы - делегировать поручения, фиксировать кто чем занимается и точно знать результаты. Мне в этом помогают бумажный ежедневник (блокнот) и программа для компьютера - лидертаск. Уже 1.5 года ничего не забываю.
1 ответ
Гость, 23 марта 2020 г. в 09:19

А Вы никогда не были в такой ситуации, когда ради высвобождения собственного времени и упорядочивания собственных дел, несколько человек пытаются что-то делегировать именно Вам? Тот, кому делегируют, часто ощущает жестокую, нет - жесточайшую эксплуатацию. Ведь чаще всего делегируют не в интересах того, кому дело перепоручают. ДЕЛЕГИРОВАНИЕ - это очень часто просто красивое слово для маскировки эксплуатации. Извините.

1 ответ
Гость, 17 февраля 2022 г. в 01:02

Делегируют подчиненным. На то они и подчиненные. А руководитель на то и руководитель, чтобы руководить. Другое дело, если на вас скидывают свою работу коллеги. Тут вообще право отказаться.

Гость, 02 сентября 2014 г. в 22:10
В любом случае прежде всего нужно захотеть, эффект Плацебо в действии. Самое важное - желание, чистое и сильное.
Екатерина, 18 сентября 2014 г. в 09:18
Спасибо огромное! Ваши статьи помогли мне правильно организовать свой рабочий день.
Гость, 15 октября 2014 г. в 12:34
"Естественно, тут имеется в виду хорошая семьи" в слове "семьи" ошибка - должно быть "семья"
1 ответ
Лилия Соколова, 15 октября 2014 г. в 13:53
Спасибо, поправили!
Юрий Чабанов - #МастерствоСамоорганизации, 04 июля 2015 г. в 19:35
Нужно работать над собой как можно больше и вырабатывать привычки самоорганизации.
1 ответ
Лысенко, 11 декабря 2020 г. в 17:04

Да, Юрий. Оригинально! Спасибо.

Материалы по теме:

27 сент. 2018 г.
Как прокрастинировать с пользой: 5 советов для тех, кто любит откладывать на завтра
Как гласит одна шутка «Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня. Отложи на послезавтра, и у тебя будет два свободных дня». В каждой шутке, как известно, есть доля мудрости!
11 сент. 2014 г.
Эта странная жизнь (Д. Гранин)
Книга для всех, кому интересны отношения «человек – время», кто хочет больше успевать, справляться с возрастающим объемом задач, а также для тех, кому интересна история. Даниил Гранин – классик отечественной литературы, писательская карьера которого началась в далеком 1949 году. Автор более 30 книг, свыше десятка из них экранизированы. Лауреат зарубежных и отечественных литературных премий, дважды лауреат Государственной премии, лауреат премии «Большая книга» 2012 года.
01 окт. 2022 г.
Как мотивировать себя?
Когда у нас энергии море, не хочется сидеть за столом, делать уроки. Когда энергия мало, трудно уже поднять себя с дивана.
01 окт. 2022 г.
Методика «Знать, где о чем думать»
Методика самоорганизации, подходящая для Душки и Тактика.
01 мая 2012 г.
Мой шаг в борьбе с прокрастинацией
Это не просто красивое слово, но дурная привычка и просто бич современного общества.
01 янв. 2013 г.
Организация жизни: как ввести свою жизнь в разумные рамки?
Если вы приучили себе вовремя ложиться и вовремя вставать, это уже не требует специальных усилий.
24 янв. 2018 г.
Превращаем скучные дела в интересные и полезные, или Как легко делать рутинную работу?
В нашей жизни есть скучные дела и не всегда глаза горят энтузиазмом взяться за них. Тем более, если это - дело обязательное и его надо выполнить во что бы то ни стало. А бывает, что таких дел много. Они постоянно требуют вашего внимания и сил, а ещё и накапливаются. В таком случае хорошо иметь что-то, что не только облегчит выполнения этого дела, но и сделает его радостным и полезным.
01 янв. 2002 г.
Самомотивация: источник внутренней энергии
У многих молодых людей и девушек энергия бьет через край, они как будто с моторчиком.