Мой шаг в борьбе с прокрастинацией

01 мая 2012 г. в 10:47

Автор: Елена Роулингс-Смит

Преподаватель Университета практической психологии

Один мой знакомый, выпускник МГУ и РЭШ, супермозг и отличный человек, на вопрос: «Чем занимаешься?» всегда отвечает: «Прокрастинирую». Благодаря ему я узнала этот термин, благодаря ему я осознала, что это – не просто красивое слово, но дурная привычка и просто бич (мой лично и современного общества в целом). Но я, как студентка УПП, хочу, чтобы в моей жизни этот феномен отсутствовал.

Прокрастинация (англ. Procrastination (задержка, откладывание), от лат. procrastinatus: pro- (вместо, впереди) и crastinus (завтрашний)) — понятие в психологии, обозначающее склонность к постоянному «откладыванию на потом» мыслей и дел. То есть, откладывание, отлынивание, замещение другими делами, забывание задач и так далее.

Например, нужно написать тезисы к редколлегии, а я сижу и читаю новости или вдруг начинаю уборку, когда дедлайн по заданию уже близок. Или с радостью принимаю приглашение в гости, когда накопилась уже куча нерешенных задач. Или соглашаюсь взять дополнительную смену на работе, хотя планировала провести этот день за компьютером. Или (гениально!) умудряюсь проспать, и потом, сломя голову, имея «объективные причины» бежать по другим делам, откладывая на завтра то, что планировала сделать сегодня. Время уходит на что-то другое, уходит на пустяки. Причем, в разы больше времени, чем бы я потратила на запланированную работу. Вроде бы, понимаю, что работа интересная, даже хочется её поскорее начать… И хочется, и еще раз хочется. Так несрочные дела и проекты могут откладываться месяцами.

Кто-то откладывает, потому что (как он говорит) в последний момент на адреналине голова лучше соображает, кто-то просто боится ответственности, поэтому откладывает начало нового дела. Некоторые, особо одаренные, испытывают удовольствие, когда им делают замечания за не вовремя сделанные отчеты. Причин у этой дурной привычки - множество, но вместо долгого изучения причин продуктивнее просто начать приучать к разумной самоорганизации.

Умные люди говорят, что от этой дурной привычки избавиться можно. Например, такими способами:

  1. Волевым решением начинать с малого. С абзаца. Со странички. С пяти минут. Потом можно сделать перерыв и снова сделать маленький шаг. 99% людей таким образом удается втянуться в работу.
  2. Уменьшить значимость: не планировать создать что-то глобальное и гениальное. Начать делать «на троечку», а потом как пойдет.
  3. Планировать: составить список дел. Даже если ты выполнишь не весь список, но выполнишь хоть какую-то часть, а это уже лучше, чем прокрастинировать целый день.
  4. Ранжировать дела по важности и срочности. Ученые советуют начинать с важных и срочных. Я советую начинать с тех, которые ты с большей вероятностью отложишь или уже откладывал. Ибо важные и срочные ты сделаешь в любом случае, когда петух клюнет.
  5. Ловить себя на прокрастинации и наказывать. Делом. Тем делом, от которого отлыниваешь.
  6. Помнить о своём Максимуме жизни, Максимуме недели, Максимуме дня. Придать этому большую ценность и не откладывать.
  7. Включить Позицию Автора – и начать делать то, что отложил. Вспомнить, что ты – Творец, и начинать творить.
  8. В конце концов, можно использовать старую добрую монетку с двумя орлами. Задаешь себе вопрос: «Ну, что? Начинаю делать прямо сейчас?» Подбрасываешь монетку. И сама Судьба говорит, что пора!

 

 

Сложно представить, что будет с миром, если все люди перестанут заниматься прокрастинацией. ВВП увеличится, кризисы закончатся, технологии шагнут далеко вперед, студенты УПП будут проходить 12 кругов Дистанции за месяц. Мир, каким мы его видим, больше не будет существовать. Очень интересная и амбициозная задачка! Надо за неё взяться и начать с себя! Я, как видишь, уже начала.

  • Самоорганизация
  • Автор Елена Роулингс-Смит

Комментарии (6):

Гость, 26 ноября 2012 г. в 13:26
Прекрасная статья! Хорошие советы: только прочитал, а уже не терпится приступить к их выполнению. Дел у нас, действительно много, а отвлекающих факторов - еще больше. Так что статья - актуальная. Спасибо, Лена!
Гость, 17 июня 2016 г. в 01:34
Имхо, предпоследнее предложение звучит весьма прокрастинационно: "Надо за неё взяться и начать с себя!". А всё из-за привычного слова "надо". Оно чаще всего в мыслях аккуратно откладывает дело на потом, причём придаёт ему дополнительную степень важности. Задумайтесь над разницей: "Надо помыть окна" или "Пришло время помыть окна, завтра с 14:00 до 16:00 как раз есть свободное время, заодно подышу свежим воздухом:-)" "Надо выучить английский" или "Выучить английский не получится, в нём миллион слов, лучше для начала освою разговорную речь. Для этого прямо сейчас записываюсь на курсы и, как обычно, вечерами смотрю любимый сериал, но без перевода" Мой дополнительный совет - отказаться в лексиконе от таких слов, как "надо", "нужно", "буду" и сразу стараться переводить дело из будущего в плоскость реального, даже если на него времени вообще возможно не найдётся. А вообще хорошая статья, спасибо за советы) п.с.: пока читал статью и писал комментарий - отлынивал от "нужного" дела;)
Гость, 18 декабря 2016 г. в 13:29
Лена, здравствуйте! Вы просили оставить комментарий, оставляю. О хорошем деле вы заговорили, об откладывании дел. Наверняка многие этим страдают, в том числе и я. Но ваш совет, такой какой-то получился мягусенький, как будто вы уговариваете свою собачку в дождик выйти погулять, а она упирается, сыро там и неуютно. Вот приблизительно такое ощущение от статьи. Ну не убедительно!!! Я считаю, нужно твёрдо сказать: ИЛИ - ИЛИ . Другого не дано...
Гость, 06 сентября 2017 г. в 10:48

А что делать, если я не откладываю, я начинаю болеть? Я могу что-то делать (умственную работу), потом появляется усталость, и если я в этот момент я не приму решение перестать работать, я могу заболеть. Я вот недавно устроился на работу (умственная), и вот каждый день, когда я себя заставлял идти на нее, я как будто подтачивал свой организм, после полугода работы мне было так плохо, вы не представляете, я будто уже забыл кто я такой, я не чувствовал ничего хорошего и ничего плохого. Сейчас у меня тоже есть дело, которое я хочу закончить, и я, если не буду откладывать, я просто слягу с депрессией и каким-нибудь простудным заболеванием.

1 ответ
Козлов Николай Иванович, 07 сентября 2017 г. в 06:04

А вы, батенька, настоящий мастер негативных внушений! Дети без труда заболевают перед контрольными - вы также легко заболеете, чтобы доказать, что "работать как следует" вам не подходит, вам нельзя, что вы человек особенный, с тонкой душевной организацией. Ради бога, да, вы такой, только какие серьезные люди, узнав эту вашу особенность, захотят с вами связываться? А если дети начнут брать с вас пример - как вы отнесетесь к этому? Да, поломаете детям жизнь - но не отказываться же от удовольствия отложить любое дело, потому что кажется мне захотелось?

Гость, 07 февраля 2022 г. в 13:11

Прямо какой-то трудовой лагерь, а не жизнь в удовольствие)) А может просто сменить работу? Найти ту, на которую будешь бежать в 5 утра вприпрыжку и допоздна работать с удовольствием?;;

Материалы по теме:

Картинка к "Как прокрастинировать с пользой: 5 советов для тех, кто любит откладывать на завтра"
27 сент. 2018 г.
Как гласит одна шутка «Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня. Отложи на послезавтра, и у тебя будет два свободных дня». В каждой шутке, как известно, есть доля мудрости!
0Подробнее →
Картинка к "Что мне поможет побороть лень?"
01 нояб. 2016 г.
Уважаемые читатели, с любовью к вашим жизненным результатам дарю свой страстно составленный волшебный пендель всем, кого интересуют их жизненные результаты, и кого, вдруг, замучила зловредная прокрастинация. ​​​​​​​Мы поговорим об одном всем знакомом человеческом качестве. Это то качество, на которое постоянно жалуются все мои клиенты. Качество называется – лень. И вопрос, который звучит: Что же делать?! Как можно побороть свою лень?! Я дам несколько подсказок. Эти подсказки перед вами в виде текста — вы можете их прочесть, и в виде аудиозаписи — вы можете прослушать.
Картинка к "Как перестать откладывать на потом"
01 окт. 2022 г.
Однажды Наполеона спросили: «– Как вы делаете так, что все ваши приказы всегда выполняются?» Наполеон задумался и ответил: «– Просто я никогда не отдам приказ, который не будет выполнен».
Картинка к "Методы эффективной самоорганизации"
01 янв. 2006 г.
Без самоорганизации многие наши желания оказываются только желаниями, только мечтами. 
Картинка к "Превращаем скучные дела в интересные и полезные, или Как легко делать рутинную работу?"
24 янв. 2018 г.
В нашей жизни есть скучные дела и не всегда глаза горят энтузиазмом взяться за них. Тем более, если это - дело обязательное и его надо выполнить во что бы то ни стало. А бывает, что таких дел много. Они постоянно требуют вашего внимания и сил, а ещё и накапливаются. В таком случае хорошо иметь что-то, что не только облегчит выполнения этого дела, но и сделает его радостным и полезным.
Картинка к "Привычка откладывать все на потом"
01 окт. 2022 г.
Привычка откладывать все «на потом» - хроническое стремление не делать то, что нужно делать уже сейчас. Избегание актуальных дел и ярко выраженное желание откладывать их на самый последний момент, когда отсрочка будет невозможной или они (дела) перестанут быть актуальными. Вредная привычка свойственна человеку-ребенку.